Игра-путешествие по предупреждению дорожно-транспортного травматизма младших школьников "Школа пешеходных наук"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: ПДД


Актуальность выбранного направления деятельности

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Свердловской области обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием школьников. Во многом безопасность пешеходов зависит от соблюдения ими правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах.

Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому важно воспитать у школьников привычку соблюдать правила дорожного движения. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия

Участники: обучающиеся 7-8 лет, члены отряда «Светофорик», руководитель отряда «Светофорик».

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы руководителя ШДО «Светофорик» (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное мероприятие проводится, как итоговое, в конце учебного года, повторяется пройденный материал по изучению ПДД.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: формирование культуры безопасного поведения детей в весенний и летний периоды.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучение и закрепление правил дорожного движения для пешеходов;
    • формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
  • Воспитательные: воспитание привычки правильно реагировать на сигналы светофора, дорожные знаки;
  • Развивающие:
    • развитие навыков определения опасных дорожных ситуаций;
    • развитие способности наблюдать, делать выводы;

Планируемые результаты:

  • безопасное поведение обучающихся на улице (безопасный переход дороги по сигналам светофора, регулировщика и без дорожной разметки);
  • обучающиеся в весенний и летний периоды будут кататься на велосипеде и устраивать игры вдали от дорог;
  • соблюдение обучающимися социальных норм поведения на дорогах и в общественном транспорте;
  • развитие мышления, скорости реакции, познавательной активности.

В ходе игры обучающиеся приобретут следующие УУД:

Предметные:

  • знать название, назначение дорожных знаков;
  • значение сигналов светофора для пешеходов;
  • уметь выполнять требования сигналов регулировщика;

Метапредметные:

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и членов отряда «Светофорик»;

Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе со сверстниками и взрослыми;

Оборудование и материалы: Конверты с пазлами дорожных знаков: «Автобусная остановка», «Движение на велосипеде запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», светофорики для каждого обучающегося, жезл регулировщика, жетоны.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Игра: игра для обучающихся 7-8 лет является одной из ведущих форм деятельности.

Ход мероприятия

1 ведущий: Первоклассники, сегодня вы с ребятами из отряда «Светофорик» отправляетесь в путешествие под названием «Школа пешеходных наук». Предположите, чему учатся в этой школе? Верно, правилам дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и добрый: он охраняет людей от несчастья, бережёт их жизнь. А чтобы вы не устали, путешествовать будем в форме игры. У нас 3 ряда - 3 команды. За правильные ответы вы получаете жетоны. Победителем является команда, получившая наибольшее количество жетонов.

2 ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

Что за чудо - этот дом.
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Правильно, усаживайтесь удобнее в наших уютных автобусах! 3 команды, каждая отправляется на своем автобусе.

Мы опытные водители и знаем, с какой скоростью должен двигаться автобус по городским улицам! А вы знаете? (40-60 км/ч)

Тогда вперед! Завести моторы, нажмем на педаль газа и поехали.

1 остановка. Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к путешествию. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)

Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)

Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)

Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)

Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)

Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

2 остановка. Викторина "Зелёный огонёк"

- Как называется дорожка для пешеходов? (тротуар)

- Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

- Где можно переходить улицу?

- Можно ли играть на мостовой?

- Как нужно идти по тротуару?

- Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?

- Где можно кататься на велосипеде?

- Как нужно обходить стоящий транспорт? (сзади, чтобы видеть транспорт, идущий рядом с ним, за ним).

- Как надо переходить улицу там, где нет светофора? (сначала убедиться в полной безопасности перехода: прежде посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Переходите улицу прямо, а не наискосок, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части).

3 остановка. Игра "Покажи знак"

Я буду читать вам стихи из "Азбуки безопасности", а вы своими светофориками показывайте нужный свет.

1.

Бурлит в движении мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешехода свет?
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.

2.

Особый свет - предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
Правильно! Жёлтый свет - предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.

3.

Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?

Правильно! Зелёный свет открыл дорогу: переходить ребята могут.

4 остановка. Игра "Разрешается - запрещается"

(разрешается - встали, запрещается - сели)

- Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старичкам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

5 остановка. Игра "Составь знак" (пазлы)

Бывает, нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

6 остановка. Проверим, готовы ли вы к лету, знаете ли правила велосипедистов

  1. С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)
  2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде? (Тормоза)
  3. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей, при наличии специального дополнительного сиденья).
  4. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)
  5. Почему в тёмное время суток на велосипеде можно ехать без включенного фонаря? (Вопрос с подвохом, нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде)
  6. Можно ли на дороге устраивать гонки на велосипедах? (нет только в специальных местах).
  7. Как должен поступить велосипедист, если увидел знак «Движение на велосипедах запрещено»? (сойти с велосипеда и вести его руками).

7 остановка. «Регулировщик»

  1. Как называется палочка у милиционера-регулировщика? (жезл).
  2. Какие жесты регулировщика соответствует красному сигналу? (стоит к вам лицом, руки опущены).
  3. Какие жесты регулировщика соответствуют желтому сигналу? (поднятый жезл или рука).
  4. Каково положение регулировщика, которое соответствует зеленому свету светофора? (встает боком к пешеходам, рука вытянута вдоль груди).

Давайте потренируемся. Ведущий показывает жезлом сигнал, обучающиеся выполняют движения: жезл вверх - приготовились- встали, смотрим налево, направо; регулировщик встает боком к пешеходам, рука вытянута вдоль груди - шагаем на месте, жезл вниз - останавливаемся.

Подведение итогов (подсчет жетонов)

Определяем, чей автобус прибыл 1, 2, 3.

Ребята, мы убедились, что вы уже многое знаете о Правилах безопасности на дорогах и мы готовы принять вас в ученики Школы Пешеходных Наук!

Я прошу всех встать для клятвы ученика Школы Пешеходных Наук и повторять за мной слова Клятвы:

- Клянусь, переходить улицу только на зеленый свет!

- Клянусь, добросовестно выполнять правила дорожного движения!

- Клянусь, играть вдали от проезжей части!

Поздравляю всех вас, ребята! Вы приняты в Школу Пешеходных Наук!

Дорогие ребята! Наше путешествие закончилось. Желаем вам хороших друзей и отличных каникул! Счастливого пути! Безопасной вам дороги!

Список используемой литературы

  1. Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Самый главный на дороге. Межгосударственное издание по обучению детей безопасному поведению на дорогах. Издается при содействии ГУОБДД МВД РФ. Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста. / Н.Баринова, А.Грызунова; - Москва: «Кедр», 2014.
  2. Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. Я - пешеход. Межгосударственное издание по обучению детей безопасному поведению на дорогах. Издается при содействии ГУОБДД МВД РФ. Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста. / Н.Баринова, А.Грызунова; - Москва: «Кедр», 2015.

Интернет-ресурсы

  1. https://urok.1sept.ru/articles/607201
  2. https://infourok.ru/scenariy-poznavatelnoy-igrovoy-programmi-shkola-peshehodnih-nauk-1379131.html
  3. https://урок.рф/library/konspekt_uroka_igri_ekzamen_v_shkole_peshehodni_072008.html