В настоящее время в связи с акцентом образования на повышение его качества меняются целевые установки в области обучения ребенка-дошкольника. Закон «Об образовании», ведущие трактовки ФГОСДО акцентируют внимание педагогов на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности. Необходимо отметить, что в современных образовательных программах заложен большой объем познавательного материала. В связи с этим актуальным становится выбор методов обучения детей. Дошкольный возраст - возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются разнообразные визуальные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Роль педагога в условиях реализации ФГОС ДО становится более значимой. Современный педагог не просто ретранслятор знаний, но связующее звено между дошкольником и окружающим миром, совместно с ребенком, познающим этот мир и выстраивающим отношения с ним на основе сотрудничества и диалога.
Такой подход предполагает постоянное самопознание, саморазвитие педагога, повышение собственной профессиональной компетентности.
Ребенок-дошкольник отличается эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску неизвестного, интересного. Как развить познавательный интерес ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса? Ведущая идея в деятельности наших педагогов - научить ребенка думать и рассуждать. Известно, что старшим дошкольникам уже свойственно наглядное - образное мышление. Любой иллюстративный материал - картины, иллюстрации, просмотр видеофильмов, слайд-презентаций - очень полезен для детей, и в большей степени схемы. Организуя познавательный процесс с воспитанниками старших и подготовительных групп, педагоги ДОУ в своем методическом арсенале широко используют средства визуализации - моделирование экологических связей в направлении экологического образования.
Например, при уточнении с детьми значения окружающей природы для человека, воспитатель предлагает воспитанникам подготовительной группы представить ценность природы через разнообразные модели, демонстрируя детям последовательно рисунки. Педагог просит объяснить, какое значение природы для человека, «зашифровано» в представленных рисунках. Затем правильный знак помещается на магнитную доску, стрелка направляется в сторону человека. После завершения составления модели дети рассказывают по ней о роли природы в жизни людей.
При знакомстве с общим понятием «Живая природа» педагоги вводят понятия символы - схемы, позволяющие сформировать у старших дошкольников представления об иерархии понятий, но и взаимовлияния (Животные - это звери, птицы, пресмыкающиеся - змеи, ящерицы, земноводные - лягушки, жабы, рыбы, насекомые), при этом дети выделяют и запоминают по одному - два наиболее существенных признака. Фиксирование процессов, происходящих в живой природе в виде схемы помогает детям провести обобщение и каждый вывод сопровождается построением педагогом схемы.
Разработанные педагогами познавательные модели, схемы по ознакомлению детей с такими темами как «Охрана природы», «Природе нужна твоя помощь», «Влияние человека на природу» позволяют старшим дошкольникам понять, что процессы в природе носят длительный характер, наблюдая начальный результат, но при этом не следить за всем действием от начала до конца.
В результате использования во взаимосвязи словесных и практических методов в их натуральном виде и в символьном изображении с помощью рисунков, схем, дети получают представления растительном мире, существенных признаках; учатся сравнивать, проводить логические приемы мышления, и главное, у них развивается познавательную активность. Таким образом, визуализация учебно-познавательной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: и обеспечение интенсификации обучения; и активизировать учебную и познавательную деятельность, формировать и развивать критическое и визуальное мышление детей.
В рамках инновационной деятельности успешно реализуется курс «Регионоведение», позволяющий детям познакомиться с историей, культурой, природным окружением родного края. В этом направлении создан комплект наглядного дидактического материала, включающий следующие средства визуализации - картины, рисунки, фотографии, видеоматериал; объемная наглядность - макеты «Народы Северного Кавказа», «Ставрополье - край родной», организована работа по флеш-картам «Национальная кухня Кавказа»; «Заказники Ставропольского края», «Сосновый бор Мамайского леса», «Поездка в Дымковскую слободу», «Образ матери священный» («музейная педагогика»); активно используется и звуковая наглядность - магнитофонные записи, компакт-диски, флеш-карты с целью воспроизведения звуковых образов. Хорошо себя зарекомендовал себя новый формат - виртуальные экскурсии.
При реализации авторской программы «Разговор о правильном питании» Н.Безруких, раздел 1 (для детей 6-7 лет), воспитатели вводят следующие приемы визуализации, такие как технологические карты приготовления разнообразных блюд, флеш-карты («Что едят в сыром виде, что едят в вареном виде?», «Составление полезного меню», «Река времени»); интерактивные игры, позволяющие детям расширить их интеллектуальные впечатления, интересы, проявить свою фантазию, творчество. Реализация педагогами подготовительной группы инновационной темы проходит через курс «Я - Россиянин». Педагоги используют в работе с детьми мнемотаблицы, моделирование, проектную деятельность, игры ТРИЗ, мыслительные карты, развивающие игры на интерактивной доске, планшетную технологию (как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с каждым ребенком), опытно- исследовательскую деятельность, игры-экспериментирования, игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, коллекционирование. Педагог-психолог разработала и апробировала игры ММЧ, способствующие развитию познавательной активности детей, которые включала в коррекционно-развивающие занятия.
Формы и методы, используемые педагогами ДОУ результативны: познавательные беседы на краеведческом и познавательном материале; рассматривание тематических альбомов, образовательные проекты в модулях (региональный компонент); работа с мнемотаблицами, интеллектуальными картами, флеш-картами «Путешествие в мир картин», флеш-карта при реализации «Программа о правильном питании, введение компьютерных музыкально-дидактических игр, музыкальной графики при слушании звучания народных инструментов народов Северного Кавказа, экспериментирование со звуками; работа с планшетом по темам «Семья», «Профессии», «Знакомство со свойствами магнита» и др.; проведение занятий с использованием элементов фантазии: занятие- сказка, занятие-сюрприз; занятие в форме квест-игры; занятия с использованием ИКТ- технологий; мультимедийные презентации; виртуальные экскурсии «музейные путешествия»; «путешествие в мир профессий», сюжетно-ролевые игры: «Экскурсовод», «Выставочный зал»; интеллектуальные викторины; переносные игровые лепбуки: «Русская изба», «Казачество», «Природные зоны Ставрополья».
При этом ярко проявляется новое качество познавательного развития дошкольников - познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый объект, предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы, стремление детей самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
Представленные в статье приемы визуализации, используемые воспитателями и специалистами дошкольного учреждения с определением места в режиме дня, частоты, формата использования визуализации в работе с детьми, в свою очередь, позволили значительно усилить возможности реализации игрового начала в обучении дошкольников, снять многие зажимы, мешающие ребенку раскрыться, проявить себя в ситуации, добиваться успехов и формировать положительную самооценку, тем самым благоприятно влияя на развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника.
Используемые источники информации
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, Санкт- Петербург, детство-Пресс, 2019, стр. 501.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М., «ВАКО», 2005, с.235.
- Иванова И.А. Мир растений. Эксперименты и наблюдения в детском саду» серия Мир, в котором я живу. М.: ТЦ Сфера, 2017, с.220.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - № 4. - 1982, стр.64.