Психологическая коррекция обучающихся с задержкой психического развития

Разделы: Инклюзивное образование

Ключевые слова: ЗПР


Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12-20% детей. Дети с ЗПР отличаются ранним началом отставаний в психическом развитии. В большинстве случаев у детей с ЗПР страдают речевые функции, зрительно-пространственный гнозис и праксис, наблюдаются недоразвитие моторных функций, а также эмоционально-волевые и поведенческие проблемы. Наблюдаемая в детском возрасте недостаточность когнитивных функций и личностная незрелость часто сохраняются в зрелом возрасте [1].

На современном уровне образования и воспитания, отвечая социальным потребностям, возникают разнообразные формы коррекционной и развивающей работы с обучающимися ЗПР разных возрастных категорий в соответствии с основными потребностями развития каждой возрастной группы.

Младший школьный возраст - 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности - учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Основной целью психологической коррекции младших школьников с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности, поэтому психокоррекционная работа должна быть направлена на формирование позитивной мотивации к познанию и стимуляцию гностических процессов [2].

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности. В этот крайний период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности, также становятся для них объектом самовоспитания.

К основным психологическим новообразованиям данного возраста относятся:

  • развитие самосознания, формирования самооценки;
  • интенсивное формирование характера;
  • чувство взрослости;
  • интимно-личностное общение;
  • потребность в самоутверждении;
  • критическое мышление;
  • любознательность и жажда проверки себя;
  • повышенная эмоциональность.

На данном этапе возможны серьезные затруднения, связанные со спецификой обучения подростков.

Характер учебных затруднений:

  • ограниченность кругозора и объема сведений об окружающем;
  • недостаточный запас знаний, особенно обобщающих;
  • низкий уровень словесно-логического мышления;
  • затруднения в понимании и применении знаний.

Трудности в учебной деятельности:

  • затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, синтез, абстрагирование);
  • инертность мыслительной деятельности;
  • несформированность учебной деятельности;
  • дисгармония мотивов учения.

В своей работе мы представляем новейшие образовательные психологические технологии, направленные на развитие познавательных процессов, творческих способностей личности, мотивационной сферы, социальной компетентности, нравственных ориентаций и культуры личности.

Занятия разрабатывались с учетом трудностей и новообразований младшего школьного и подросткового возраста. Основная тематика занятий, направлена на развитие коммуникативных навыков, познавательной активности, стабилизации психоэмоционального состояния: адаптация к средней школе, общение, разрешение конфликтных ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. обхождение с чувствами, проблемы взросления, самопознание, толерантность, эмпатия, воля и саморегуляция, формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля и пр.

Занятия с детьми проводятся в форме тренинга, что обеспечивает создание равных условий взаимодействия с каждым участником, способствует самораскрытию и формированию конструктивного взаимодействия друг с другом. Также данная форма работы позволяет в короткое время сплотить коллектив.

Методы работы: техники сказкотерапии, техники арт-терапии, игровые методы, проблемно-поисковые методы, анализ ситуаций, дискуссия, символдрама, психогимнастика, аутотренинг, медитативные и релаксационные техники, техники музыкотерапии, метафорические ассоциативные карты.

С целью повышения мотивации, закреплению интереса к занятиям у детей используем арсенал новых развивающих техник. Игровые техники наиболее востребованы среди школьников, при этом игра решает разные коррекционные задачи вне зависимости от возраста - развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, повышение самооценки, навыки самоконтроля, планирования и пр. (3) Как говорил Бенджамин Спок: «Ребенок любит свою игру не за то, что она легкая, а за то, что она трудная». В ходе занятий дети с интересом играют в настольные игры (домино, лото, шашки, шахматы), собирают головоломки, 3D-паззлы, танграммы (Приложение 1), шахматы, решают задачи на смекалку, участвуют в квестах, дискуссиях, демонстрируют упорство в достижении результата, лидерские качества (в условиях соревнования), учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, тренируют выдержку и самоконтроль.

Креативное мышление формируется через работу с метафорическими ассоциативными картами («Роботы», «Зонтики», «Огонь, мерцающий в сосуде», «Спектокарты», «Проективные сказочные карты», «Поверь в себя», «Персонита», «Тинейджеры», «Из сундука в прошлое», «Метафорические животные», «Источник силы», «Все в моих руках», «Тараканы в голове», «Цвета, чувства и эмоции», «По моему хотенью» и пр.) (Приложение 2), сказкотерапией, символдрамой, арт-терапией (мандалотерапия, фототерапия, коллажи), данные техники также имеют терапевтический эффект в проработке внутриличностных проблем, стабилизации психоэмоционального фона, способствуют самораскрытию, самопознанию, самоопределению.

Использование новейших коррекционных методов позволяют одновременно корректировать и диагностировать актуальное психоэмоциональное состояние школьников, познавательную деятельность, коммуникативную сферу, таким образом, отслеживать динамику коррекционно-развивающей работы. Школьники всегда с интересом посещают занятия, проявляют активность, включенность в работу, предлагают новые варианты игры, придумывают новые задачи и пути их решения, делятся впечатлениями, поддерживают друг друга и всегда ждут с нетерпением занятий с психологом.

Список литературы

  1. Мамайчук И.И. «Помощь психолога детям с задержкой психического развития: учеб. пособие/ И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина, Ю.Н.Миланич. - 2-е изд. Исправл. и доп. - СПб.: Экс-Вектор, 2017.
  2. Крыжановская Л.М., Гончарова О.Л., Кручинова К.С., Махова А.А. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб. пособие для вузов (балакавриат).- М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. (Инклюзивное образование.)
  3. Ставерова М., Ковалев Е., Захарова А. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ. Методическое пособие.: учеб. пособие для вузов (балакавриат).- М.: Издательство ВЛАДОС, 2019.