Интергрированный урок по математике и истории: «Банки: Средневековье и современность»

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Классы: 6, 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 6-7.

Деньги - лишь средство. Они приведут вас,
куда захотите, но направление пути
вы должны выбирать сами.
(Айн Рэнд)

Цель урока: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Предметные УУД:

  • Знать определения понятий «кредит», «потребительский кредит», «доступный кредит», «бюджетный кредит», «меняла», «банкир», «растовщик», «компаньон»;
  • Уметь находить верные ответы при выполнении заданий функциональной грамотности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • Уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Ожидаемый результат: способность учащихся выполнять задания/задачи в формате функциональной грамотности на основе письменной коммуникативной компетентности и оценке когнитивных умений: нахождения в тексте информации, интерпретация текста, рефлексии и оценки текста.

1. Этап мотивации к учебной деятельности

2. Организовывает погружение в проблему

Приветствие.

Цель: настроить детей на активную работу на уроке.

Подготовка рабочих мест, проверка готовности. Активизация внимания обучающихся.

Прием «Эпиграф к уроку»

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Прием «Проблемная ситуация»

Семья Сидоровых решила сделать ремонт в квартире. Подсчитав затраты на ремонт, они поняли, что им необходим кредит. Но какой именно кредит взять в банке?! В обсуждении участвовала вся семья.

4. Этап выявления места и причины затруднений

Папа анализировал виды кредитов. Он подобрал несколько вариантов и предоставил их в виде таблицы.

Сын Вася решил рассказать о том, что он узнал на уроке истории по данному вопросу и предоставил свою таблицу.

Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

Учитель истории напоминает детям о кредитах средневековья и задает наводящие вопросы:

Прием «Подводящий диалог»

- Есть ли у вас родственники, знакомые у которых есть кредиты?

- Объясните мотивацию потребителей, побуждающую их к получению кредита?

- Кто думает иначе?

«Наиболее прибыльными, хотя и не самым распространенными операциями по размещению капиталов торгово-банкирских компаний, были кредиты под проценты. Последние были разнообразными и зависели от цели и продолжительности займа. Так, венецианские документы XII в. свидетельствуют, что краткосрочный кредит (до одного года) мог предоставляться без взимания процентов. Но по истечении этого срока заем начинала приносить 20% годовых. Кроме того, за невозврат кредита предусматривалась уплата штрафа, который составил двойной размер кредита и начисленных процентов. Во Флоренции в начале XIV в. процент по обычным займам колебался от 10 до 15%. Со временем он возрастал до 20-30%, что зависело от ситуации на денежном рынке».

4. Этап первичного закрепления

Задание 1. Для выполнения данного задания используются предоставленные таблицы отца и сына. Посмотрев таблицы и еще раз подсчитав затраты необходимые для ремонта, мама сделала вывод, что им необходимо взять в банке кредит 200 000руб. Они могут погасить кредит в течение двух или трех лет. Осталось определить, в какое время и какой именно кредит является наиболее выгодным для семьи Сидоровых.

Таблица папы:

Вид кредита

Длительность

Процент

Дополнительные условия

Потребительский

До 5 лет

3% годовых

Min 300 тыс. Руб.

Доступный

От 2 до 5 лет

8% ежемесячно

Без ограничений

Бюджетный

От 1 до 5 лет

9% годовых

Без ограничений

Информация Васи:

Вид кредита

Длительность

Процент

Дополнительные условия

Краткосрочный

До 1 года

Без процентов

За не возврат в срок пеня 25% годовых

Краткосрочный после 1 года

От 2 лет

До 20% годовых

Без ограничений

Займы

От 2 лет

От 10 до 15% годовых

Предпринимательские нужды

Примечание: Учащийся должен изучить таблицы и сделать вывод:

  1. Что в средневековье они могут взять краткосрочный кредит после года под 20% годовых. Тем самым если они берут кредит на 2 года то выплата составит 280000руб.
  2. В наши дни выгоднее взять бюджетный кредит под 9% годовых, где выплата составит 236000 руб.

Следовательно, из рассуждений видно, что в наше время кредит бюджетный гораздо выгоднее, чем кредит в средневековье.

Ответ: В наше время бюджетный кредит является наиболее выгодным.

5. Этап работа с текстом и таблицами - работа парами

Задание 2. Ваша задача определить как будут отличаться условия погашения «Бюджетного» кредита в течение трех лет от условий погашения этого же кредита в течение двух лет?

Учащимся предоставляется таблица погашения на 2 года, им необходимо самостоятельно дополнить таблицу погашения кредита на 3 года и указать верно или неверно утверждение приведенное в таблице ниже.

Срок погашения

Ежемесячные выплаты

Общая сумма выплат

Общая сумма уплаченных процентов

Два года

9834

236000

36000

Три года

Утверждение

Является ли данное утверждение верным?

Ежемесячные выплаты будут больше в случае выплаты кредита в течении трех лет

Верно/ Неверно

Общая сумма уплаченных процентов будет больше в случае выплаты кредита в течение трех лет

Верно/ Неверно

Примечание: Это задание предлагает учащимся определить влияние продления срока погашения кредита с двух до трех лет на ежемесячные процентные платежи и на общую сумму уплаченных процентов. Годовая процентная ставка при этом не изменяется. Учащимся необходимо понимать, что такое кредиты и каковы условия займов, так как подобный вопрос может возникнуть в ближайшем будущем, например, если они захотят купить оборудование для запуска своего бизнеса или товары для отделки дома. Решение данного задания требует применения долгосрочного планирования и предвидения будущих последствий взятия кредитов с различной длительностью. Делать какие-либо расчеты не нужно. Ответ принимается полностью.

Правильный ответ: Неверно, Верно (в указанном порядке).

Задание 3. В современном банке большое количество должностей. В средневековом банке должностей было не меньше. Соотнесите банковские должности:

Современные банковские должности

Средневековые банковские должности

1

Валютный банкир

А

Ростовщик

2

Председатель банка

Б

Меняла

3

Эксперт по кредитам

В

Банкир

4

Акционер

Г

Компаньон

Примечание: из курса истории учащиеся должны вспомнить:

Менялы - люди, которые занимались обменом монет одного государства на монеты другого государства в Древнем мире и в Средние века. (т.е. обмен валюты)

Ростовщики - лица, которые предоставляют деньги в долг под определенный процент и на указанный срок. (т.е. эксперт по кредитам).

Банкир - владелец банка в средневековье.

Компаньон - человек, который вносил часть денежных средств на развитие банка.

Ответ: 1Б; 2В; 3А; 4Г

6. Обобщение усвоенного учебного материала

После выполнения всех заданий анализируются ответы учащихся, что способствует закреплению и систематизации полученных знаний. Вопросы для закрепления:

  • Что такое кредит?
  • Когда выгоднее брать кредит? И какой именно?
  • Есть ли отличие должностей сотрудник в банка в средневековье и сегодня?

7. Домашнее задание

Ученикам предлагается творческое домашнее задание (разработать одно или более заданий по одной из тем: история кредита, кредит в других странах.