Для успешного обучения в школе дошкольник должен многое знать и уметь: прежде всего, у него должна быть хорошо развита речь. Ребёнок в первом классе будет писать слова так, как произносит. Все неточности устной речи будут ошибками в школьной тетрадке: ребёнок будет пропускать и переставлять буквы, заменять одни буквы - другими.
Хочу поделиться своей системой работы по преодолению трудностей, с которыми сталкиваются первоклашки в школе. С помощью игр и упражнений, представленных далее, ребёнок научится чисто произносить все звуки, различать близкие по звучанию фонемы, грамматически правильно излагать свои мысли, обладать достаточным словарным запасом, иметь навыки фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза, уметь внимательно слушать. А также у ребёнка будет достаточно развито зрительное и пространственное восприятие. Нам понадобится любое картинное лото. В зависимости от цели, которую мы преследуем - автоматизация или дифференциация звуков, подбираем предметные картинки. Раскладываем их в виде квадрата, например, рак, стул, роза; пенал, баран, булавка; стол, халат, помидор. Предлагаю ребёнку следующие универсальные упражнения.
Задания на развитие пространственных представлений и зрительного восприятия:
- назови слова в верхнем ряду (рак, стул, роза), в нижнем ряду (стол, халат, помидор), среднем ряду (пенал, баран, булавка);
- назови слова в левом столбике (рак, пенал, стол), в правом столбике (роза, булавка, помидор), в центральном столбике (стул, баран, халат);
- найди левый нижний квадрат и назови предмет, который в нём изображён (стол);
- найди правый верхний квадрат и назови предмет, который в нём изображён (роза);
- найди и назови предмет, который изображён справа от барана (булавка), слева от халата (стол), между раком и розой (стул);
- найди предмет, который изображён под булавкой (помидор), над пеналом (рак).
Упражнения, направленные на развитие звукового анализа и синтеза:
- назови самое короткое слово (рак), самое длинное слово (булавка, помидор);
- найди слова со звуком Р в начале слова (рак, роза), в конце слова (помидор), в середине слова (баран);
- назови слово из 4 звуков (роза, стол, стул), 5 звуков (баран, пенал, халат);
- назови слова, в которых больше 3 звуков (стул, баран …);
- назови слово и «отстучи» его звуковой «рисунок»;
- собери слово из рассыпанных звуков: Р А К …;
- собери слово из перепутанных слогов: НАЛ, ПЕ - пенал.
Задания, направленные на развитие памяти и мышления, слухового внимания:
- назови цветы (роза), овощи (помидор), школьные принадлежности (пенал);
- назови предметы, которые могут быть в огороде (помидор, роза), дома (пенал, стул, стол, халат, булавка);
- назови предметы, которых не может быть дома (баран);
- запомни слова в верхнем ряду, а потом закрой глаза и постарайся назвать все слова (рак, стул, роза);
- запомни слова в среднем столбике, а потом закрой глаза и постарайся назвать все слова (пенал, баран, булавка);
- запомни все слова, а потом закрой глаза и постарайся назвать все слова (рак, стул, булавка, помидор, халат …);
- повтори слово РАК столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
- «Эхо» - повтори слова: баран, помидор; стул, пенал, булавка; стол, роза, пенал, булавка.
Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи:
- назови неживые предметы (булавка, стол, халат…);
- назови живые предметы (рак, баран);
- назови слова, к которым подходит слово ОН (рак, баран, пенал), ОНА (роза), ОНО;
- игра «Один-много»: рак - раки, стул - стулья, роза - розы …;
- игра «Посчитаем». Один - пять. Одна роза - пять роз. Один баран - пять - баранов);
- игра «Чего не стало?» (Закрываем предметную картинку и предлагаем ребёнку вспомнить «Чего не стало?»);
- игра «Художники» (Мы превратимся в художников и разукрасим все предметные картинки в красный цвет: красный рак, красная роза, красный стул, красный пенал …).
Задания, направленные на развитие интонации и голоса:
- произнеси слово РАК громко;
- произнеси слово ПЕНАЛ тихо;
- произнеси слово с удивлением, с радостью: «Пенал!», «Пенал?».
Вот так, с помощью интересных заданий и упражнения ведётся работа по пропедевтике трудностей обучения первоклашек в школе. Буду рада, если предложенные упражнения и игры помогут вам развить вашего ребёнка.
Литература
- Мезенцева М. Логопедия в картинках. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009.
- Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребёнка/ Е.Г.Молчанова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2019.