Логопедическая викторина «Природа родной речи»

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: логопедическая викторина


Класс: 2.

Ключевые слова: логопедическое занятие.

Цель:

коррекционно-обучающий аспект:

  • закреплять навык звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, чтения схем;
  • расширять и уточнять словарный запас;
  • формировать навык словоизменения, согласования имён прилагательных с именами существительными;
  • совершенствовать умение определять и дифференцировать части речи, условно их обозначать;
  • формировать навык работы со стихотворным текстом;

развивающий аспект:

  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать зрительно-пространственное восприятие;
  • развивать словесно-логическое мышление;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать умение работать в группе, осуществлять самоконтроль;
  • объективно самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Играют 4 команды. Оценивается правильность и скорость выполнения задания в баллах.

Ход проведения викторины

Учитель-логопед читает стихотворение.

Есть на земле огромный дом,
В нём светит солнце, гремит гром,
Живут в нём птицы и цветы,
Друзья, родители и ТЫ.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.

После прочтения стихотворения определяется тема викторины. Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания, которая невозможна без человеческого общения, поэтому существует природа родной речи.

Задание 1. «Назовите команду»

В предложенных словах определить первые слоги, составить из них слово, записать.

Команда №1

гепард

одуванчик

лошадь

гиена

Запишите слово: геологи

Команда №2

бизон

орёл

лотос

гиацинт

Запишите слово: биологи

Команда №3

золото

олень

лопух

гиацинт

Запишите слово: зоологи

Команда №4

осёл

кенар

акула

носорог

лоси

гигант

Запишите слово: океанологи

Задание 2. «Кто чем занимается»

Получившиеся слова являются названиями профессий. По данным определениям на карточке и зрительной опоре на доске уточнить, каким родом деятельности занимаются представители данных профессий.

Представители этой профессии изучают растительный мир (биологи).

Представители этой профессии изучают животный мир (зоологи).

Представители этой профессии изучают строение земной поверхности (геологи).

Представители этой профессии изучают состав океанов (океанологи).

Задание 3. «Отправляемся в поход»

На доске слова: море, леса, горы, степь. У каждой команды схема слова:

Подобрать к схеме соответствующее слово, записать (геологи - горы, биологи - степь, зоологи - леса, океанологи - море). Каждая команда получает эмблему, таблицу, которую по ходу викторины заполняет словами с опорой на условные обозначения (─ слова, обозначающие предметы, имена существительные; = слова, обозначающие действия, глаголы; слова, обозначающие признак, имена прилагательные).

Задание 4. «Морской бой»

По заданным координатам найти в таблице буквы, составить слово и записать в таблицу в соответствующий столбик.

Геологи: Б5, И7, Д3, Ё9 - река

Биологи: И7, Д3, Б8, Е6, З1 - трава

Зоологи: В2, Е6, Ж5, А4, Г7 - птицы

Океанологи: Г7, Ё9, Е6, В2 - киты

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

1

Ч

У

Ж

К

Л

Б

Ф

Ш

А

Х

2

В

П

И

Д

Ю

З

Ы

Г

Э

Ъ

3

Ь

Щ

С

И

А

Ё

Ц

Т

Ю

Р

4

П

Й

Ц

У

К

Н

Е

Щ

Г

Ю

5

Я

Е

Ъ

Ж

Д

Л

О

Ц

П

А

6

Г

Я

Ч

С

М

Т

И

Ь

Т

Б

7

У

Ф

В

Ы

А

П

Н

Л

О

Р

8

Ц

В

А

Г

Л

И

С

К

Ь

П

9

Н

Д

Э

Ё

Ж

Я

К

О

М

У

10

Й

Л

Р

П

Ь

Ч

Х

Б

З

Я

Задание 5. «Подберите признак»

Выбрать из предложенных слов и записать в соответствующий столбик таблицы слово, которое обозначает признак предмета.

Геологи: шумит, шум, шумная, шумок

Биологи: зелень, зеленеть, зелёная, зелёнка

Зоологи: звонить, звон, звонок, звонкие

Океанологи: синеть, синева, синие, синяк

Задание 6. «Найди действие»

Определить по картинке слово, обозначающее действие предмета, записать.

Задание 6. «Сочиняем вместе»

Вписать в стихотворение слова из таблицы с опорой на условные обозначения частей речи и смысл. У каждой команды одно двустишие. Учитель - логопед начинает читать стихотворение. Каждая команда читает составленное двустишие, вступая в нужный момент с опорой на слова. В результате на доске появляется текст всего стихотворения.

На нашем шаре на земном,
Где родились мы и живем,
Где море, горы, степи, лес -
Всегда полным-полно чудес:

БИОЛОГИ

В степи (зелёная) (трава)
(Плетёт) как будто кружева.

ГЕОЛОГИ

В горах есть (шумная река)
(Летят) там брызги в облака.

ОКЕАНОЛОГИ

И в море (синие) (киты),
На волнах (спят) и видят сны.

ЗООЛОГИ

А (птицы) (звонкие) в лесу,
(Поют) и славят красоту.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Подведение итогов викторины