Класс: 2.
Ключевые слова: логопедическое занятие.
Цель:
коррекционно-обучающий аспект:
- закреплять навык звукобуквенного, слогового анализа и синтеза, чтения схем;
- расширять и уточнять словарный запас;
- формировать навык словоизменения, согласования имён прилагательных с именами существительными;
- совершенствовать умение определять и дифференцировать части речи, условно их обозначать;
- формировать навык работы со стихотворным текстом;
развивающий аспект:
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать зрительно-пространственное восприятие;
- развивать словесно-логическое мышление;
воспитывающий аспект:
- воспитывать умение работать в группе, осуществлять самоконтроль;
- объективно самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Играют 4 команды. Оценивается правильность и скорость выполнения задания в баллах.
Ход проведения викторины
Учитель-логопед читает стихотворение.
Есть на земле огромный дом,
В нём светит солнце, гремит гром,
Живут в нём птицы и цветы,
Друзья, родители и ТЫ.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
После прочтения стихотворения определяется тема викторины. Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания, которая невозможна без человеческого общения, поэтому существует природа родной речи.
Задание 1. «Назовите команду»
В предложенных словах определить первые слоги, составить из них слово, записать.
Команда №1
гепард |
одуванчик |
лошадь |
гиена |
Запишите слово: геологи |
Команда №2
бизон |
орёл |
лотос |
гиацинт |
Запишите слово: биологи |
Команда №3
золото |
олень |
лопух |
гиацинт |
Запишите слово: зоологи |
Команда №4
осёл |
кенар |
акула |
носорог |
лоси |
гигант |
Запишите слово: океанологи |
Задание 2. «Кто чем занимается»
Получившиеся слова являются названиями профессий. По данным определениям на карточке и зрительной опоре на доске уточнить, каким родом деятельности занимаются представители данных профессий.
Представители этой профессии изучают растительный мир (биологи). |
Представители этой профессии изучают животный мир (зоологи). |
Представители этой профессии изучают строение земной поверхности (геологи). |
Представители этой профессии изучают состав океанов (океанологи). |
Задание 3. «Отправляемся в поход»
На доске слова: море, леса, горы, степь. У каждой команды схема слова:
Подобрать к схеме соответствующее слово, записать (геологи - горы, биологи - степь, зоологи - леса, океанологи - море). Каждая команда получает эмблему, таблицу, которую по ходу викторины заполняет словами с опорой на условные обозначения (─ слова, обозначающие предметы, имена существительные; = слова, обозначающие действия, глаголы; слова, обозначающие признак, имена прилагательные).
Задание 4. «Морской бой»
По заданным координатам найти в таблице буквы, составить слово и записать в таблицу в соответствующий столбик.
Геологи: Б5, И7, Д3, Ё9 - река
Биологи: И7, Д3, Б8, Е6, З1 - трава
Зоологи: В2, Е6, Ж5, А4, Г7 - птицы
Океанологи: Г7, Ё9, Е6, В2 - киты
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
|
1 |
Ч |
У |
Ж |
К |
Л |
Б |
Ф |
Ш |
А |
Х |
2 |
В |
П |
И |
Д |
Ю |
З |
Ы |
Г |
Э |
Ъ |
3 |
Ь |
Щ |
С |
И |
А |
Ё |
Ц |
Т |
Ю |
Р |
4 |
П |
Й |
Ц |
У |
К |
Н |
Е |
Щ |
Г |
Ю |
5 |
Я |
Е |
Ъ |
Ж |
Д |
Л |
О |
Ц |
П |
А |
6 |
Г |
Я |
Ч |
С |
М |
Т |
И |
Ь |
Т |
Б |
7 |
У |
Ф |
В |
Ы |
А |
П |
Н |
Л |
О |
Р |
8 |
Ц |
В |
А |
Г |
Л |
И |
С |
К |
Ь |
П |
9 |
Н |
Д |
Э |
Ё |
Ж |
Я |
К |
О |
М |
У |
10 |
Й |
Л |
Р |
П |
Ь |
Ч |
Х |
Б |
З |
Я |
Задание 5. «Подберите признак»
Выбрать из предложенных слов и записать в соответствующий столбик таблицы слово, которое обозначает признак предмета.
Геологи: шумит, шум, шумная, шумок
Биологи: зелень, зеленеть, зелёная, зелёнка
Зоологи: звонить, звон, звонок, звонкие
Океанологи: синеть, синева, синие, синяк
Задание 6. «Найди действие»
Определить по картинке слово, обозначающее действие предмета, записать.
Задание 6. «Сочиняем вместе»
Вписать в стихотворение слова из таблицы с опорой на условные обозначения частей речи и смысл. У каждой команды одно двустишие. Учитель - логопед начинает читать стихотворение. Каждая команда читает составленное двустишие, вступая в нужный момент с опорой на слова. В результате на доске появляется текст всего стихотворения.
На нашем шаре на земном,
Где родились мы и живем,
Где море, горы, степи, лес -
Всегда полным-полно чудес:
БИОЛОГИ
В степи (зелёная) (трава)
(Плетёт) как будто кружева.
ГЕОЛОГИ
В горах есть (шумная река)
(Летят) там брызги в облака.
ОКЕАНОЛОГИ
И в море (синие) (киты),
На волнах (спят) и видят сны.
ЗООЛОГИ
А (птицы) (звонкие) в лесу,
(Поют) и славят красоту.Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.