Игры на уроках в начальной школе вместо физкультминуток

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая

Очень важно в начальной школе во время урока проводить с детьми физкультминутки. Это прописано в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10 10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

В своей практике помимо физкультминок провожу игры, которые помогают снять психическую, статистическую, динамическую нагрузку во время уроков. Данные игры развивают внимание, память, помогают улучшить настроение у ребёнка. Игры приносят благоприятную обстановку в класс, помогают ребёнку самовыражать себя.

Предлагаю несколько игр.

1. Игра «Меняться местами»

Данная игра придумана мною. Один ученик выходит из класса, в это время дети меняются местами друг с другом (можно поменяться всему классу, можно менять детей, которые желают меняться местами). Ученик, зайдя в класс, должен детей посадить на свои места. Как только он это сделал, необходимо спросить «Кто сидит не на своём месте?», если оказываются дети не на своём месте - они встают. А если ученик всех посадил на свои места, значит он выполнил условие игры.

2. Игра «Счастливчик»

Данная игра придумана мною. Все дети встают в круг. Начинают считать, например, до 50 (любого числа), проговаривая по часовой стрелке (можно против часовой стрелки). Оговаривается в начале игры если в твоём числе будет цифра, например, 3 (либо другая цифра), тот человек является счастливчиком. Игра начинается, можно задать начало от дежурного (либо от любого ребёнка). Первый ребёнок говорит «Один», второй говорит «Два», третий - «Три» - этот ребёнок является счастливчиком, так как у него в числе есть цифра 3 - он садится, а игра продолжается. Счастливчиком будут дети, которые назовут числа 13,23,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,43.

3. Игра «Угадайка»

Данная игра придумана мною. Выбирается один человек, он выходит из класса, в это время в классе загадывается ученик. Зайдя в класс, ученик должен задавать только такие вопросы, на которые дети смогут отвечать словами «Да» или «Нет». Например, «Это мальчик?», «Это девочка?», «Он сидит на 1 ряду?», «У него белая рубашка?», «У него светлые волосы?». В итоге игры отгадывающий угадывает загаданного человека, называя его имя.

4. Игра «Загадывание предмета»

Правила игры. Выбирается один человек, он выходит из класса. Все остальные дети загадывают один предмет в классе. Например, доска. зайдя в класс, ученик задаёт вопросы про предмет такие, чтобы дети могли ответить на него только «Да» или «Нет». Отгадывающий человек задаёт вопросы: «Этот предмет находится на стене? Он синего цвета? Он сделан из дерева?» и т.д. Если ученик угадал, значит, он выиграл.

5. Игра «Море волнуется»

Правила игры. Выбирается ведущий, который проводит эту игру. Все дети встают около своих парт и говорят такие слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри.» Ведущий выбирает ребёнка, чья фигура ему больше понравилась.

6. Игра «Нос, пол, потолок»

Правила игры. Выбирается ведущий, который проводит эту игру. Все дети встают около своих парт. Ведущий называет места «Нос», «Пол», «Потолок» и старается запутать детей, показывая неправильно данные места.. Кто неправильно покажет место, тот выбывает из игры.

7. Игра «Глухой телефон»

Правила игры. Сначала дети с первого ряда встают в линейку у доски. Первый ученик шепотом передаёт слово (предложение) соседу, после сосед передаёт шёпотом это же слово другому человеку и т.д. Если последний ученик правильно назвал слово (предложение) - значит весь ряд справился с заданием. Далее выходят учащиеся со второго ряда. Следом учащиеся с третьего ряда. После распределяются места по рядам: если не было ошибок - 1 место, если одна ошибка - 2 место, если больше ошибок - 3 место. Задания можно использовать разные: передай слово состоящее из 3 слогов, 4 слогов и т.д.; составь предложение из 4 слов, 5 слов и т.д; составь вопросительное предложение, восклицательное.

8. Игра «Светофор»

Правила игры. Выбирается ведущий. Все дети встают возле парт. У ведущего три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Каждый кружок обозначает определённое движение.

- дети стоят на месте.

- дети хлопают в ладоши.

- дети топают ногами.

9. Игра «Крокодил»

Правила игры. Выбирается один человек. Он выходит из класса. Все остальные дети загадывают определенное животное. Отгадывающий заходит обратно, все дети показывают, выбранное животное. Если ребенку трудно отгадать, то дети могут издавать звуки. В конце игры ребенок произносит название животного.

10. Игра «Школьная доска»

Правила игры. Каждый ряд встаёт в проход друг за другом, получается 3 линейки. Доска разделяется на 3 части, подписывается 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Задания можно дать разные. Например, нарисуйте по одному школьному предмету, каждый ребёнок выходит к доске и рисует школьный предмет, можно условия задать разные: на скорость, на аккуратность. Другой пример, нарисуй машину(поезд, клумбу, кухню и т.д.) по одной детали: один рисует корпус, другой колесо, третий фары, четвёртый руль и т.д. После окончания игры подводиться итог.

Рекомендация!

Выбор игры на уроке осуществляют дежурные. Каждый ребёнок, когда бывает дежурным предлагает свою игру, таким образом дежурный является организатором игр.

Синквейн.

1. ИГРА
2. УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ И ВЕСЁЛАЯ
3. РАЗВИВАЕТ, ОБУЧАЕТ, ПОМОГАЕТ
4. ИГРА - ЭТО ПРАЗДНИК.
5. ЗАНЯТИЕ