Цель: проанализировать предложенный текст с целью выявления проблематики и авторской позиции.
Задачи: обогатить представление учащихся о способах написания вступления, формулировке проблемы и позиции автора в сочинении-рассуждении на ЕРЭ по русскому языку, формировать практические умения работы с текстом, правильную речь учащихся, умение работать с предложенным текстом, способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания - скайсмарт+ распечатки
СЛОВА С -Н- И - НН - "ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА" ГРАМОТНОСТИ
2. Работа по карточке
Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок. Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством.
+ у доски - ошибки в д\з- словарный диктант у доски
III. Мотивация учебной деятельности
- Посмотрите фрагмент фильма «Доживем до понедельника».
- Какие языковые нормы нарушает учитель? (морфологические)
- Какие языковые нормы вы знаете? (орфоэпические, лексические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические)
- Для чего нужно грамотно говорить и писать?
IV. Объявление темы и целей урока
Слово учителя
- Сегодня мы будем анализировать текст. Конечно, в каждой работе есть цель.
- Какова наша цель нашей работы?
Наша конечная цель - написать сочинение по русскому языку в формате ЕРЭ.
Поставим задачи:
- Исследовать текст
- Сформулировать проблему
- Определить позицию автора
V. Работа по теме урока
1.Орфоэпическая разминка
2. Работа с текстом сочинения ЕРЭ
А) Вспомним структуру сочинения https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1943751/view
Б) Работа с текстом
- Сегодня мы будем работать с текстом Черновецкого Вадима Михайловича - литератора, переводчика, публициста, редактора. Во время чтения я попрошу выделить Вас ключевые слова текста. Для чего это необходимо сделать?
Чтение текста учащимся
(1)Реклама, предлагая множество самых разных товаров, формирует такое же множество всяческих желаний. (2)И неизбежно возникает вопрос: а нужно ли человеку хотеть слишком многого? (3)В сущности, это старый спор Толстого и Чехова. (4)Лев Николаевич писал, что человеку нужно лишь две сажени земли для счастья. (5)На что Антон Павлович ответил, что две сажени это для мертвеца, как раз на могилу хватит, а живому человеку нужен весь земной шар. (6)Я склонен согласиться с Чеховым. (7)Однако это не решает вопроса рекламы.(8)Мне кажется, что тут все зависит от человека. (9)Тот, кто по природе своей склонен к вещизму, и нынешнее наводнение рекламы воспримет как призыв к потребительству, свое счастье начнет измерять в банках модного пива, в популярных тарифах на мобильные телефоны и т.д. (10)Тот же, кто знает, что вещи и деньги лишь одно из условий счастья, причем не самое важное, обилие предлагаемых товаров воспримет просто как расширение своих возможностей, это не затмит ему истинного смысла жизни.(11)Но приведенное рассуждение верно лишь для сформировавшихся людей. (12)Как быть с теми, кто еще не определился? (13)На мой субъективный взгляд, на молодежь реклама влияет значительно больше. (14)Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к «нашим», гарантирует качество, продвинутость данного человека. (15)Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого. (16)Таким образом, внутреннее подменяется внешним, понятие души выхолащивается, человек сам превращается в вещь.(17)Однако виновата ли в этом реклама? (18)Сложный вопрос. (19)Виноват ли владелец винного магазина в том, что живущий поблизости человек спился? (20)Вряд ли. (21)Ведь множество его соседей не имеют проблем с алкоголем. (22)А виноват ли распространитель наркотиков в том, что его клиенты становятся наркоманами? (23)Безусловно.(24)Куда отнести рекламу в таком метафорическом понимании? (25)К алкоголю или к наркотикам?
(По В.М.Черновецкому). Черновецкий Вадим Михайлович (1981) - литератор, переводчик, политический и культурный публицист, редактор многочисленных изданий, автор книги «Запад и Восток: столкновение цивилизаций»
В) Эвристическая беседа
- Назовите стиль данного текста.
- Какой тип речи использован в тексте?
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Таким образом, внутреннее подменяется внешним, понятие души выхолащивается, человек сам превращается в вещь»?
Г) Словарная работа
ВЫХОЛАЩИВАТЬСЯ несов. неперех. Лишаться живого содержания, чего-либо ценного, плодотворного. Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
Д) Слово учителя с Эвристической беседой
- Определяем тему по ключевым словам.
- Как отличить проблему от темы текста?
Тема - это то, о ком (или о чём) говорится в произведении: люди, явления, факты, события и тому подобное. Тема сама по себе нейтральна, она не содержит какой-либо оценки содержания.
Тема текста отвечает на вопрос, о чём написано произведение.
- Какова тема прочитанного текста?
- Выбор (жизненного пути, морально-этический выбор, самореализация, призвание, истина, верность себе, нравственный долг)
- Проблемы общества (ориентиры подростков, потребительство, кто виноват, мы в ответе за детей, сиротство)
- Разум и чувства
- Деревня vs город (уничтожение деревень, переселение из деревень в город)
- Счастье (что такое счастье)
- Одиночество (одинокая старость)
- Любовь (между мужчиной и женщиной, любовь женщины, любовь, нежность, ревность)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Тот, кто склонен к вещизму, измеряет свое счастье в популярных вещах.
2) На старшее поколение реклама влияет значительно больше, чем на молодежь.
3) Автор не согласен с Чеховым в том, что "живому человеку нужен весь земной шар"
4) Когда внутреннее подменяется внешним, человек превращается в "вещь".
5) Обладание некоторыми вещами и наличие привычек делает
человека личностью
Проблема текста - вопрос, который заботит
автора, решаемый посредством содержания произведения.
Все тексты ЕРЭ имеют нравственный вывод и чему-то нас учат: как любить родину, почему нужно уважать родителей, что такое героизм и так далее.
Вот тот самый нравственный вывод и есть авторская позиция, задаем вопрос к позиции автора - получилась проблема. Всё относительно легко.
Вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена.
Проблема - это ВОПРОС, который задает автор текста.
Авторская позиция - это ЧЕТКИЙ ОТВЕТ на данный вопрос.
Например:
- В чем смысл жизни? Вот вопрос, который находится в центре внимания Александра Адамовича.
- По мнению писателя, смысл человеческого существования в самой жизни: нужно жить настоящим и радоваться каждому дню.
Е) Работа по выявлению проблемы и формулировке позиции автора
- Теперь попытаемся ответить на вопросы по прочитанному нами тексту.
- ДЛЯ ЧЕГО АВТОР НАМ РАССКАЗАЛ ЭТУ ИСТОРИЮ?
- КАКОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫВОД ВЫ СДЕЛАЛИ ИЗ ЭТОЙ ИСТОРИИ?
- Сформулируйте авторскую позицию в течение 2 минут, воспользовавшись предложенным шаблоном
Чтение учащимися формулировки позиции автора
Теперь к авторской позиции сформулируйте проблему с помощью ВОПРОСа или приёма «Ключевое слово».
Чтение учащимися проблемы.
- Посмотрим, что у Вас получилось.
Проблемы и позиция автора
Проблема
|
Позиция автора |
Место и роль рекламы в жизни современного человека. Какова роль рекламы в современном обществе? Как правильно использовать её в жизни? |
Реклама в информационном обществе играет важную роль -
это реальность времени.
|
Проблема влияния рекламы на выбор людей. Виновата ли реклама в вещизме людей, в том, что человек гонится за престижными товарами, создавая свой имидж? Как оградить себя от назойливости рекламы и сделать верный выбор? |
Реклама в современном мире - один из двигателей
экономики,
|
- В тексте В.М.Черновецкого поднимается проблема влияния рекламы на формирование желаний человека.
Ж) Редактирование предложений. Исправьте речевые и грамматические ошибки, допущенные при формулировке проблемы, поставленной автором исходного текста
1) В тексте по В.М.Черновецкого описывается проблема рекламы
2) Проблема этого текста в том, что у человека всегда наблюдались тяги к различным вещам, приобретениям
3) В тексте публициста Владимира раскрывается проблема влияния рекламы на молодежь и всех людей
4) Проблема, которую затронул автор в своём тексте, - это проблема влияния рекламы на человека
5) Какое влияние на молодёжь имеет реклама? Именно этой сложной проблеме посвящён текст, предложенный для сочинения.
VI. Итог. Рефлексия
- Итак, Вы написали часть сочинение в формате ЕРЭ. Каковы особенности композиции этого сочинения? (Из каких частей оно состоит?)
- Какая из частей сочинения Вам кажется самой трудной? Над чем необходимо продолжить работу?
VII. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение.