Участники образовательного процесса о трудностях дистанционного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 10, 11

Ключевые слова: дистанционное обучение


Сегодня использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе - требование времени. В обычных школах дистанционное обучение используется редко, потому что нет возможности внедрять технологии массово. Тем не менее в период пандемии коронавирусной инфекции всем школам пришлось перейти в онлайн и дистанционное образование. Такой формат обучения создал некоторые трудности, не все участники образовательного процесса оказались готовы к вынужденным переменам.

Дистанционный урок в школе - это способ взаимодействия учителя и учеников на расстоянии: общение по видеосвязи, выполнение заданий онлайн на сайте или платформе и отправление работ по электронной почте.

В результате нововведений увеличилась нагрузка на учителей. У педагогов нет опыта дистанционного обучения, интернет им никто не оплачивает, но учебный процесс прерывать нельзя, поэтому приходится очень быстро осваивать новые технологии и применять их на практике.

Ученики присылают работы по мере их выполнения (нужно постоянно следить за почтой), часто с работами возникает путаница (школьники бывает хитрят, что работа отправлена, а иногда ошибочно отправляют работу другому учителю). Рабочий день становится ненормированным, но несмотря на растущую нагрузку, заработная плата остается прежней.

Большинство родителей тоже недовольны и считают, что работу учителей переложили на их плечи (об этом неоднократно писали в социальных сетях). К тому же не у всех детей есть смартфон, ноутбук или компьютер, им приходится изучать темы самостоятельно или обращаться за помощью к родителям. К сожалению, не каждый родитель в состоянии помочь ребенку в освоении новой темы, а объем учебной информации на самостоятельное изучение постоянно растет.

Кроме того, многие родители тоже работают удаленно и есть многодетные семьи, где сразу несколько школьников. Как в этом случае им делить компьютер?

Что же думают о новом формате обучения сами школьники? Чтобы узнать ответ, мною был проведен письменный опрос, в котором приняли участие: 226 обучающихся 5-6-х классов и 10-11-х классов МБОУ СОШ№4 ОЦ г. Новосибирска.

1. Какие чувства вы испытывали, когда первый раз оказались на дистанционном обучении (ДО)?

5 классы

6 классы

10 классы

11 классы

Радость - 23% уч.
Приятное
удивление - 15% уч.
Было хорошо - 17% уч.
Круто - 15% уч.
Нейтрально - 10% уч.
Безразличие - 8% уч.

Радость - 15% уч.
Хорошее
настроение,
класс, кайф - 10% уч.
Ужас - 10% уч.
Страх - 5% уч.
Злость - 6% уч.
Равнодушие - 5% уч.
Была в шоке,
ненависть,
грусть, волнение
усталость, скука,
нервозность - 18% уч.

Радость - 30% уч
Прекрасно, счастье,
свобода - 20% уч.
Облегчение,
комфорт,
спокойствие
- 14% уч.
Удивление,
интерес,
любопытство- 8% уч.
Разочарование,
гнев - 8% уч.
Страх, сомнение,
волнение - 10% уч.

Радость, восторг - 27% уч.
Суперкласс,
кайф, сон,
наслаждение - 11% уч.
Интерес, неизведанное - 9% уч.
Огорчение, страх,
неопределенность - 14% уч.
Равнодушие, скука - 17% уч.
Неопределенность -
необычно и страшно -9% уч.

Итак, вначале ДО - 44% школьников были рады, счастливы, особенно старшеклассники, потому что получили свободу, не нужно идти в школу. Кто-то чувствовал интерес, любопытство и хотел попробовать что-то новое в обучении. Небольшая часть обучающихся отнеслась к переменам равнодушно. 25% учеников испытали неприятные эмоции (страх, грусть, злость, гнев и пр): «подумал, что это теперь затянется », «никогда еще не делала уроки так долго», «расстроилась, что не иду в школу».

2. Что вы сегодня думаете о дистанционном обучении?

5 классы

- Клево, круто, положительно, нравится, радостно - 32% уч.
- Самое плохое, напрягает ужасно, не нравится, плохо, скучно, грустно, ненавижу - 32% уч.
- Нормально, 50*50, привык, все равно, нейтрально - 32% уч.

6 классы

- Хорошо, нормально, круто, свобода, лучшее, что есть в мире, много возможностей - 31% уч.
- Плохо, ужасно, «фигня», странно, скучно, уныние, не нравится, в школе лучше - 41% уч.
- Ничего не изменилось особо, привыкла, без разницы - 19% уч.

10 классы

- Самая лучшая вещь в мире; приятно и удобно, положительно; нормально; неплохая альтернатива очному; полезно для тех, кто хочет учиться; очень понравилось, отлично, хочу ДО; намного лучше, чем ходить в школу; удобно, я счастлив - 60% уч.
- Отвратительно, ужасно; мне не подходит; мне не нравится; не рада; большой объем дом. заданий; кошмар, отрицательно отношусь; требует очень много времени - 30% уч.
- Безразлично, смирился - 10%

11 классы

- Прекрасно отношусь, новые возможности; удобная система; появилось больше времени на себя; счастье и радость, супер; понравилось; нормально; это будущее обучение; отношусь хорошо; не против; не очень продуктивно, но - удобно; удобная система, но требует совершенства - 41% уч.
- Слишком много нагрузки; не хватает общения; отрицательно отношусь; плохо организована эта система; качество получаемых знаний хуже; мне не понравилось; не хочу ДО; хотел бы вернуть очное обучение; не очень; плохо; меньше стимула учиться - 30% уч.
- принимаю как факт - 29% уч.

В итоге 40% обучающихся довольны новой системой обучения (школа «бесит»; можно выспаться; есть больше времени на себя; считают, что это обучение будущего. 36% учеников утверждают, что данная система не доработана и не может конкурировать с очным обучением, 22% школьников - приняли новое обучение, как факт и смирились.

3. Оцените преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества ДО

Недостатки ДО

- высыпаешься;
- лучше понимаешь темы (объясняют родители);
- больше времени можно уделять дорогим людям;
- можно делать уроки, когда захочешь;
- получаешь хорошие оценки;
- можно делать дом. задание с друзьями;
- можно подвигаться, отдохнуть, покушать - потом за уроки;
- могу видеть друзей;
- комфортно, легко;
- много свободного времени;
- можно делать дом. задание на компе;
- можно подглядеть в Интернете, списать;
- можно заниматься, чем хочешь;
- не надо ходить в школу;
- отдохнуть от учителей;
- можно гулять;
- ходить в свободной форме;
- никто не отвлекает;
- не болит голова от шума одноклассников;
- удобно распределять время; выстраивать график работы;
- повышенная продуктивность;
- устанавливаешь, что в приоритете;
- одному учиться нравится больше;
- легче усваивать информацию;
- привычная обстановка, быстрота;
- думается лучше;
- нет долбежки мозга; никто не заставляет, не давит на тебя;
- работать над дом. заданием можно в любом месте, из любой точки мира в любое время, где есть возможность подключиться к Интернету;
- не так сильно устаешь;
- больше запоминаешь информации;
- уделяешь внимание каждому предмету;
- если плохо, то можешь отдохнуть;
- если не понял, то можешь разобраться спокойно, никто не торопит;
- интерес учиться, потому что нет большой нагрузки;
- выбираешь те предметы, которые сдавать;
- вытянуть оценки можно;
- дома в любую погоду;
- учишь то, что тебе интересно;
- помогает развивать самодисциплину;
- одни преимущества.

- нет живого общения с одноклассниками;
- много дом. заданий;
- почти нет свободного времени;
- сложно, скучно;
- никто не может объяснить тему;
- надо делать самой классную работу;
- одиноко;
- весь день делать уроки - напрягаются глаза;
- невозможно себя организовать;
- не всегда родители могут помочь;
- мы ничего не учим;
- лень, образуются долги;
- не понимаю темы;
- скучаю по шуму одноклассников;
- много писать;
- убьешь нервы;
- неудобно фотографировать дом. задание, учителям не нравится;
- нужен хороший комп, а у меня его нет;
- бывает трудно учиться;
- теряются работы;
- пока плохо у нас все реализовано;
- не хочется учиться вообще;
- недостаточное качество обучения;
- ветер в голове;
- меньше шансов исправить работы;
- мало практики;
- не всегда есть возможность быстро получить ответ на интересующий вопрос;
- мало времени;
- нет соответствующей подготовки к экзаменам;
- меньше общения, движения, не видимся с учителями;
- нет свободного времени;
- плохо усваивается информация;
- уроки в ZOOM задают и дом. работа за раз;
- тема не проговаривается вслух;
- много времени провожу за компом;
- ослабленное внимание;
- большая нагрузка;
- неудобство использования сайтов;
- стресс, непродуктивно;
- получаешь меньше знаний;
- задают больше, чем в школе;
- постоянные конспекты;
- не хватает наглядности, возможности уточнить;
- сбитый режим сна;
- что-то вспомнить сложнее, чем в классе;
- необходимость строгого самоконтроля;
- очень сжатые сроки сдачи работ;
- монотонная рутина;
- не вижу преимуществ.

Преимущества ДО перечислили 200 школьников из 226 опрошенных, а недостатки - 167 учеников. Несмотря на то, что на стороне преимуществ оказалось чуть больше обучающихся, число школьников, обозначивших недостатки дистанционного обучения тоже велико.

4. Если в образовательном процессе будет необходимо сочетать обе формы обучения: дистанционное и классическое, то в каком соотношении это было бы вам более удобно?

Классы

Дистанционное обучение

Очное обучение

5-е

30% уч.
13% уч.
13% уч.

50
20
30

50
80
70

6-е

13% уч.
8% уч.
8% уч.

50
30
0

50
70
100

10-е

13% уч.
13% уч.
10% уч.

50
70
60

50
30
40

11-е

9% уч.
9% уч.
13% уч.

10
40
1 раз в неделю, по субботам

90
60

15 % обучающихся за соотношение поровну, однако, четкого представления у школьников о гармоничном соотношении между двумя формами обучения нет, очень большой разброс предлагаемых вариантов.

5. В какое время учебного года вам было бы удобно включение дистанционного обучения?

Классы

5-е

6-е

10-е

11-е

Временной
период

В конце
учебного
года

В конце
учебного
года

В конце
учебного
года

В середине
учебного года

Количество
учеников (%)

50

31

26

21

26% школьников за дистанционное обучение в конце года, чтобы удобно было готовиться к экзаменам. 15% учеников за то, чтобы его не было вообще, так как большая часть одноклассников воспринимает этот период, как дополнительные каникулы. 10% обучающихся предпочли дистанционное обучение лишь в сильные морозы. У остальных учеников - очень смешанные предпочтения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день дистанционное обучение не способно полностью заменить классическое школьное образование, к этому не готовы участники образовательного процесса. Скорее оно может быть не заменой, а дополнением очному обучению, если его усовершенствовать и устранить выявленные недостатки.

Литература

1. Лапина Дарья «Самое то для балбесов»: родители новосибирских школьников раскритиковали дистанционное обучение. Статья, 17.04.2020/ om.1.ru

2. Осинцева Лидия Учение или мучение: как происходит дистанционное обучение в школах Новосибирска. Статья, 13.04.2020 /m.sobaka.ru