Повышение мотивации в процессе изучения иностранного языка благодаря использованию интерактивных тетрадей и лэпбуков

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6

Ключевые слова: лэпбук, Интерактивная тетрадь, мотивация к обучению


Данная статья посвящена вопросу повышения мотивационной составляющей у учащихся с помощью интерактивных тетрадей и лэпбуков. В данной статье будут рассмотрены понятия «интерактивная тетрадь», «лэпбук», «мотивация», а также будут приведены примеры различных шаблонов, которые могут быть использованы учителями и примеры уже готовых тетрадей, которые сделали наши обучающиеся.

Как мы знаем, процесс обучения совсем не легок для ребят и путь этот зачастую очень сложен и тернист. Для того, чтобы ученикам было проще добиваться положительных результатов и успехов в учебе, необходима мотивация. Многие могут сказать, что главным фактором являются способности и наклонности самого ученика, а также его усидчивость, но я уверена в том, что основой успеха является мотивация. Именно при высокой мотивации у ребенка возникает желание учиться, постигать что-то новое, показывать результаты и добиваться успехов. Конечно, способности и усидчивость помогут ребенку добиться определенных успехов, но этот процесс без высокой мотивационной составляющей будет не столь простым и интересным для самого ученика.

Так что же такое «мотивация»?

  • Мотивация - это побуждение к действию.
  • Мотивация - это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
  • Мотивация - это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

В настоящее время понятие «мотивация» разными учёными трактуется и воспринимается по-разному. Кто-то придерживается мнения, что мотивация-это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Другие же определяют её как совокупность мотивов.

Мотив - это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив требуется проделать серьёзную внутреннюю работу.

Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность - это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель - это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод является потребностью, желание поесть - это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека - это цель.

Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие.

Теперь после знакомства с понятием «мотивация» мы можем обратиться к понятиям «лэпбук» и «интерактивная тетрадь». Два этих понятия чем-то схожи, однако, имеют различия. Итак, что же такое «лэпбук»?

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга).

Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.

Лэпбук - это универсальное, индивидуальное пособие, которое может быть итогом проектной или самостоятельной деятельности учеников (а так же, детей других возрастов в том числе и дошкольников), предусмотренной основной образовательной программой. Лэпбук может использоваться при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей детей. Создаются условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

В лэпбуке собирается материал по определенной теме. Однако, лэпбук не является обычной книгой или поделкой ребенка, а является результатом исследовательской работы ученика. Для заполнения лэпбука ученику необходимо познакомиться с материалом, проанализировать его, изучить более подробно материал, выбрать основную мысль и суть, выполнить различные задания. Применение и ведение тематических лэпбуков позволить систематизировать полученный и изученный материал, а также, в дальнейшем будем помогать освежать полученные знания в памяти.

Как мы уже писали выше, лэпбук-это тематическое пособие, которое ученик делает самостоятельно, значит, это могут быть различные лэпбуки для изучения стран, национальностей, городов конкретной страны и их достопримечательностей, обычаи, традиции, праздники и многое другое.

Что же такое «интерактивная тетрадь»? Многие считают, интерактивная тетрадь и лэпбук - это одно и то же. И, вроде, да. Похожи. Да и принцип оформления примерно один, вот только содержание и информационный характер, который несут лэпбуки и интерактивные тетради разный. То есть, если лэпбук-это сборник, посвященный одной теме, то интерактивная тетрадь-это твоего рода лексико-грамматический справочник, который не объединён одной тематикой. В интерактивной тетради собрано большое количество различной информации начиная от слов, грамматики и заканчивая страноведческой информацией. Интерактивная тетрадь не является результатом проектной или исследовательской деятельности в отличие от лэпбука. Интерактивная тетрадь-это сборник уже готовых правил и различной информации.

Так в чем же особенность интерактивной тетради и лэпбука? Как они могут повысить ту самую необходимую мотивацию у учеников? Все довольно просто. И лэпбуки, и интерактивные тетради-это творческая работа, детище самого ученика. Это результат его стараний. Это яркие, интересные, запоминающиеся картинки и шаблоны, которые можно вытаскивать, отодвигать, открывать и разукрашивать. Информация, которая представлена в таких тетрадях привлекает больше внимания, запоминается легче и не требует заучивания. Как известно, заучивание-процесс сложный, долгий и не очень-то эффективный, а информация, предоставленная в игровой, яркой форме остается в памяти надолго.

Детям интересно работать с лэпбуками и интерактивными тетрадями. Им нравится клеить, вырезать, заполнять шаблоны. Пользоваться на уроках подобными тетрадями гораздо проще, чем обычными тетрадками, где записано огромное количество информации и найти что-то сложнее.

Теперь обратимся к моему личному опыту ведения интерактивных тетрадей на уроках второго иностранного языка. Я решила обратиться к помощи интерактивных тетрадей в 2020 году, так как немецкий язык, который я преподаю в школе, является вторым иностранным и ведется только один раз в неделю. Конечно, дети настроены негативно по отношению ко второму иностранному языку изначально, так как они понимают, что это будет сложно, долго и непонятно. Поэтому, моей целью было в первую очередь, убрать весь негатив и заинтересовать ребят уже на первом занятии. КАК? Я показала ученикам варианты интерактивных тетрадей уже на первом уроке и сказала, что мы будем с ними работать именно в таком формате и никаких «зубрешек» им не понадобится. Конечно, это заинтересовало ребят и привлекло их внимание, а дальше, на первом же уроке, мы начали изучение алфавита и правил чтения. Первые же шаблоны были вклеены нами в тетради уже на первом уроке.

На протяжении целого учебного года я наблюдала за тем, как растет интерес к нашим тетрадям и с каким трепетом многие ученики относились к ним. Ребята довольно быстро привыкли к такому формату работы и научились не только оформлять саму тетрадь, но и активно пользоваться ею. Многие ученики разукрашивали шаблоны и сами страницы тетради, чтоб было ярче и интересней.

Конечно, если я скажу, что всем этот подход подошел, я слукавлю, ведь у меня 450 учеников. Естественно, что были и есть ученики, которым не хотелось ничего клеить, рисовать и заполнять. В нашем случае, интерактивная тетрадь - это альтернатива. Это просто вариант ведения тетради, и она не заменяет обычную рабочую тетрадку. Все те ученики, которые не захотели работать в подобном формате, завели обычный словарь для новых слов и грамматические правила записывали в обычную рабочую тетрадь. Но таких детей было очень мало. Большинству учеников очень понравилась идея ведения именно интерактивных тетрадей.

По итогу первого года использования подобного метода предъявления информации, я сделала вывод, что он действительно работает и мотивация к изучению моего предмета увеличилась. Пропали страхи перед самим языком, перед учителем. Дети научились самостоятельно находить и систематизировать информацию в своём «справочнике». В будущем мы продолжим с ребятами дополнять наши уже имеющиеся интерактивные тетради.Варианты макетов и примеры тетрадей можно посмотреть в приложениях.