Конспект урока по предмету ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству»

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ, Патриотическое воспитание

Класс: 4


Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Тема урока: Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству.

Тип урока: Комбинированный урок.

Класс: 4.

Цель урока: Формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, ее историческим корням и национальным героям; способствовать пониманию и желанию воспитывать в себе качества настоящей личности, гражданина и патриота.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

  • Расширить и закрепить знания обучающихся о жизни и деятельности Александра Невского - яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на его примере формировать чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков.
  • Побуждать обучающихся проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.
  • Развивать личность обучающихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях национальной культуры.

Планируемые результаты урока

Личностные

  • заинтересованность в личном решении проблемных заданий и решения заданий всей группой; воспитание интереса и уважения к прошлому Отечества, к героям российской истории; развитие сотрудничества; индивидуальной ответственности
  • осознание себя патриотом своей страны
  • воспитание в себе чувства патриотизма

Предметные

  • понимание значения патриотизма в жизни человека и общества
  • понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека
  • делать вывод об историческом значении побед А. Невского
  • рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище с опорой на карту, схему и другие источники
  • знать имена соратников и противников Александра Невского
  • раскрывать причины победы Александра Невского, опираясь на разные источники

Метапредметные:

  • Познавательные: Учатся получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; формирование умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками, работать самостоятельно; формирование умений сравнивать, обобщать; развитие самостоятельности, внимательности при поиске ошибок.
  • Регулятивные: Принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладевают приёмами самоконтроля усвоения изученного.
  • Коммуникативные: Обучающиеся планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером.

Методы: частично-поисковые, метод презентации продукта, метод анализа исторической информации, метод информационных технологий, методы интерактивного обучения (инсценировка, презентация, проигрывание ситуаций).

Форма организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, ИКТ.

Литература

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / (А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов) - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2020.

Интернет-ресурсы

  1. Аты-баты. Выпуск 10. Александр Невский
    https://www.youtube.com/watch?v=GXfdDqrWujM
  2. Русский выбор: подвиги и заветы святого Александра Невского https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18092666850568413814&from=tabbar&parent-reqid=1615469564146304-1638632617348614239677978-production-app-host-sas-web-yp-106&text=русский+выбор%3A+подвиги+и+заветы
  3. Денис Майданов - Александр Невский. К 800-летию Великого Князя Земли Русской https://www.youtube.com/watch?v=OqcVDh0JoYQ

Ход урока

1 этап. Организационный (30 с)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой на работу:

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. (Ученики приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деятельность). Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2 этап. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (30 с)

- Что такое Родина? Какие синонимы к слову «Родина» вы знаете? А как мы должны относиться к Родине? (Ученики отвечают на вопросы и

ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем).

- Всё верно. А вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Верно, тема урока «Любовь и уважение к Отечеству».

3 этап. Актуализация опорных знаний и умений (5 мин)

Вступительное слово учителя: - За этот учебный год вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая и помогая друг другу. «Уверуй, чтобы всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши победы… Мы умели жить. Помни это! Будь человеком» - такое завещание оставил нам выдающийся писатель и актёр Василий Шукшин. Поэтому тему сегодняшнего урока мы раскроем, обратившись к героям прошлого.

Учитель организует работу класса с учебником: - Откройте учебник на с.110 и давайте прочтём первый абзац, пусть один ребёнок прочитает вслух первый абзац. (Ученики открывают учебник на с.110 и читают первый абзац, один ученик читает вслух: «Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона»).

Учитель организует работу класса по заранее подобранному материалу:- История любого государства - это люди, события, факты. Русская земля всегда была богата героями и своими святыми. Они как звезды загорались на небосводе нашего Отечества, показывая примеры беззаветного служения своему Отечеству. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Одному такому герою мы и посвятим сегодня наш урок. Ранее я вас просила самостоятельно найти материал в различных источниках об Александре Невском. Лучший материал сегодня будет использован в ходе урока. Не зря мы вспоминаем сегодня про А.Невского, ведь в 2021 году наша страна отмечает 800-летие со дня рождения этого великого человека.

4 этап. Первичное закрепление в знакомой и изменённой ситуации (24 мин)

Ученик 1 выходит к доске: - В изготовленной мною самодельной книге (ученик показывает классу свою книжку и рассказывает её содержание) я пишу, что Александр Невский объединил в себе три наиглавнейших качества: он был не только гениальным полководцем, но и мудрым правителем и истинно православным христианином, прожившим всю свою жизнь для людей. «Защитник земли русской» - так говорят о нём.

Выходит творческая группа и наизусть рассказывает стихотворения, погружающие класс в эпоху того времени:

Ученик 2:

Люблю тебя моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом «Русь»!

Учитель:

Ты послушай, молодец удалый,
Песнь про подвиг предка твоего.
Да про то, как Родину спасала
Искренняя преданность его.

Ученик 3:

По полям - лугам Приднепровья
Расстилается синь - туман.
Сквозь туман мне видны становья
Дальних предков моих - славян.

Ученик 4:

Над тобой - синева сквозная,
Небо звёздное в письменах,
За тебя, покоя не зная,
Бился с половцами Мономах.

Ученик 5:

За тебя, встретив ветер резкий,
Налетевший на отчий дом,
С новгородской дружиной Невский
Бил тевтонцев на льду Чудском!

Ученик 6:

И дивились в землях соседних
Русским людям в пути крутом!
Наш потомок и наш наследник,
Знаешь? Помнишь ли ты о том?

Учитель включает презентацию об А.Невском (Приложение 1) и комментирует содержание (слайд 1, 2).

На 3-м слайде выходит ученик.

Ученик: А я нашла описание внешнего вида князя у поэта 19 века Аполлона Майкова:

«…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой -
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв - отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…»

Далее учитель открывает слайд 4 со словами историка Георгия Владимировича Вернадского и выходит ученик со словами:

- В тот переломный век Русь оказалась особенно уязвимой. Она могла исчезнуть, распасться под натиском внешних врагов. Князь Александр сыграл роль стража, давшего стране передышку, столь необходимую для выживания.

Учитель: - Послушайте, как оценивается Александр Невский самим Патриархом Православной церкви в передаче «Русский выбор: подвиги и заветы святого Александра Невского».

Учитель включает отрывок из передачи «Русский выбор: подвиги и заветы святого Александра Невского» первый отрывок (Приложение 2) длится 1 мин 1 сек и второй отрывок (Приложение 3) 32 сек.

Учитель: - В 16 лет Александр стал новгородским князем. Отец наставлял Александра: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою!»

- А теперь я хочу вас познакомить с проектом АТЫ-БАТЫ - это программа о военной истории России, адресованная мальчишкам и девчонкам, о героических сражениях, великих полководцах, воинских подвигах.

Учитель включает передачу «АТЫ-БАТЫ» (она состоит из 3-х частей, всего длится 9 мин 39 сек).

Между 1-й (Приложение 4) и 2-й частью (Приложение 5) учитель говорит:

- Русь того времени можно сравнить с пахарем. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и натянутым луком, другой - в железных латах и с пикой в руках. Первый - это монголо-татары, второй - немецкие рыцари - крестоносцы. К тому времени над Русью установилось монголо-татарское иго. Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско.

Разоряя города,
Шла монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Одновременно Западная Европа представляла собой угрозу для Руси. Римский папа Иннокентий IV предложил принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр отказался. Считая Русь лёгкой добычей, папа Римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей.

Далее учитель включает отрывок из передачи
(Приложение 6, часть 3)

К доске выходит ученик: - В передаче сказано, что Александр Невский канонизирован как благоверный князь. Я знаю, что к лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу.

Учитель: - Наши дети нашли стихотворения об Александре Невском.

Ученик 1

Князь Александр - победой Невской
Прославлен, честью озарён.
Коварный враг, безумный дерзкий,
Не раз разбит и усмирён.

Ученик 2

Не в силе Бог, а в правде! Помни!
Звучит призывом его речь.
Долг перед Родиной исполни!
Непобедим наш русский меч!

Ученик 3

Князь благоверный, грозный воин,
Правитель мудрый и святой,
Народной памяти достоин
За подвиг праведный земной.

Учитель рассказывает, что перед решающей битвой А.Невский обращался за помощью к Богу со следующей молитвой (Приложение 1, слайд 5) (Ученики смотрят презентацию, там написано: «Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною!»)

Учитель организует физкультминутку:

Наступило затишье, нам надо отдохнуть:

Встаньте, мы идём шагом, остановились, вдохнули, выдохнули, потрясли руками, сбросили усталость. Вот так воины возвращались домой с поля боя.

Учитель: - И в музыке ярко отражён образ доблестного князя. Прошу обратить внимание, что певец Денис Майданов поёт о том, что и в годы Великой Отечественной войны наши воины старались сражаться как в своё время Александр Невский. Далее учитель включает песню Дениса Майданова «Александр Невский» (Слова Е.Муравьёва, музыка С.Войтенко)

5 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (5 мин)

Учитель: - Дети изучали материал о князе: кто-то сделал поделку, кто-то самодельную книжку, кто-то нарисовал рисунки. А вот и небольшая сценка, которую придумали сами дети:

Три сестры в доме, муж одной из них на другой половине дома дрова рубит.

Сестра 2: - А давайте, сёстры мои родные, ужин накроем. Муж твой, наверное, проголодался.

Муж: - Хорошо бы поесть.

Сестра 1: - Я пока стол накрою, а вы ужин приготовьте.

Сестра 2: - Я муку просею для пирога.

Сестра 3: - Вот и тесто готово.

Сестра 1 мужу: - Вот бублики, попей с чайком.

Сестра 3: - Сестрица, а вот и пирог готов. Вкусненький, наверное, получился, ароматный.

Заходит князь с дружиной.

Князь: - Здравствуйте, хозяева дорогие! Что вы делаете?

Хозяева: - Хозяйствуем.

Сестра 1: - Угощайся, княже, отведай наш хлеб-соль да молочком запей.

Князь: - Благодарствую. А какие у вас вести?

Хозяева: - Ой, княже, плохи наши вести.

- Разорили нас недавно.

- Всю деревню пожгли.

Князь: - Дела плохи. Пора спасать землю русскую. Кто на нашу землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет! Дружина, за мной!

6 этап. Формулирование выводов по изученному материалу (4 мин)

Учитель: - Александр Невский всю свою жизнь положил, чтобы не допустить войны, кровопролития в нашей стране, чтобы все народы жили в мире и согласии. У нас есть ещё одна творческая группа. Пусть ваши голуби, которых вы нарисовали, тоже будут посланниками мира на Земле. На их крыльях написаны ваши пожелания.

Выходят ученики с голубями и исполняют композицию.

Учитель: - А завершить наш урок мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

7 этап. Рефлексия (5 мин)

- Кто такой патриот своей Родины?

- Как относится патриот к своей Родине?

- Какие качества присущи настоящему патриоту?

- Считаете ли вы себя патриотами?

- Понравился ли урок? Что понравилось больше всего?

Учитель оценивает работу учеников в целом и индивидуально.

8 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

Учитель предлагает заинтересовавшимся детям самостоятельно за лето найти материал по теме «Мои земляки - кавалеры ордена Александра Невского».