Формирование self skills в воспитательном процессе педагогического колледжа средствами Цифрового воспитательного кампуса

Разделы: Общепедагогические технологии


В системе профессионального образования в последние годы идут значительные изменения. Сначала вместе со всей страной мы вошли в эру компетентностного подхода, приняли практикоориентированность процесса подготовки будущего педагога, реализуя ФГОС СПО нового поколения. Последние четыре года, нарабатывая опыт участия в движении Worldskills, все силы направили на повышение уровня профессионализма наших студентов, будущих учителей и воспитателей.

Система воспитания в Зерноградском педагогическом колледже на протяжении последних десяти лет обучения традиционно связанна с освоением общих компетенций, определённых ФГОС СПО по реализуемым педагогическим специальностям. Программы воспитания строятся на ценностях и смыслах педагогической профессии, цель воспитания - становление выпускника, способного осознанно осуществлять воспитательный процесс в самостоятельной профессиональной деятельности.

Вместе с движением Worldskills тема компетенций, или «скилов» (от англ. skills - навыки, умения) стала одной из самых обсуждаемых в системе профессионального образования. Одна из наиболее известных skills-классификаций предполагает существование двух видов компетенций: профессиональные навыки - хард-скиллз (hard skills) как навыки, необходимые в профессиональной деятельности и софт-скиллз (soft skills) - интерактивные, социально-психологические навыки, необходимые в жизненных ситуациях: коммуникативные, лидерские, командные, навыки мышления и прочие, так называемые «мягкие» компетенции.

Сформированные психолого-педагогические и социальные умения и навыки (soft skills) достаточно долгое время являлись основной целью воспитания и социализации студентов. Однако стоит напомнить, что по А.В.Мудрику, сущность социализации определяется, как «сочетание приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества». Приспособление связано с тем, что человек рассматривается в этой позиции как объект социализации. В рамках субъект-субъектной социализации человек полноценно усваивает социальные нормы и культурные ценности только в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Суть обособления состоит, по словам А.В.Мудрика, в становлении человеческой индивидуальности и автономизации человека в обществе. «Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия); потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия)» [1].

Преобладание в воспитательном процессе действий и условий, направленных на интеграцию с реальностями социальной среды и повышенное внимание процессу становления индивида социальным существом характеризует качества субъект-объектного подхода. В условиях и рамках субъект-субъектного подхода, важно соблюдение баланса между приспособлением и обособлением и создание условий для формирования так называемых self skills, как навыков самоорганизации, самоопределения или компетенции по управлению самим собой, навыки формирования самого себя, которые, на наш взгляд, лежат в основе успешной деятельности современного педагога.

Впервые слово self skills произнесла доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Михайловна Ковалёва. По её словам, в основе self skills как «способности заботы о себе» лежат навыки самообразования и самоопределения. Для России эта тема не является однозначно новой. Одна из первых авторских школ в России, которая появилась еще в советское время - Школа самоопределения Александра Наумовича Тубельского. Это его слова: «Для меня важно не то, чтобы дети хорошо экзамены сдали и учились на 4 и 5, мне важно, чтобы каждый ученик школы имел опыт самоопределения, чтобы он выбирал, что для него главное».

По мнению Т.М.Ковалёвой, внутри группы self skills можно выделить три базовых навыка, необходимых учителю, на которые важно опираться, чтобы формировать способность заботы о себе:

  • самоопределение - навык современного учителя, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, тем большего успеха он сможет добиться;
  • самообразование - это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы, тоже профессиональный навык учителя. Использование разных образовательных ресурсов и способов изучения материала делает процесс самообразования эффективнее;
  • самоорганизация - это процесс, который становится необходимым для людей, работающих, в первую очередь, в неструктурированной среде. Особенно важен навык самоорганизации в тьюторской деятельности. [2]

Острая необходимость формирования у студентов навыков самоанализа и самоорганизации, культуры осознанного выбора, желания и умения знать себя и чувствовать свои потребности возникла в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в период пандемии 2020 года. В марте 2020 года перед педагогическим коллективом встал вопрос выстраивания качественного процесса обучения, как теоретического, так и практического и прохождения практики в условиях удалённого обучения. При этом учить нужно было, с одной стороны с опорой на индивидуальные условия и возможности каждого, с другой, мы понимали, что нужно в кратчайшие сроки найти способ объединить физически разобщённых студентов, дать им возможность продолжать чувствовать себя полноценными членами привычного дружного коллектива Зерноградского педагогического колледжа. Проблема сохранения непрерывности воспитательного процесса потребовала совершенно иных компетенций педагогов, необходимо было весь воспитательный процесс переводить в онлайн-формат. На официальной странице во ВК началась настоящая студенческая жизнь, все студенческие клубы и объединения стали постепенно появляться там в ином, непривычном формате. Литературный клуб «Истоки» появился со страницей «Сидим дома. Читаем литературу» (руководитель Т.В.Лантратова) читали «Сказки на ночь», приняли участие в литературной конференции и осваивали новый жанр фэнтези, создавали своими руками мультфильмы и даже получил приглашение для участия в конкурсе «Лучшая анимационная работа» от Киностудии «Союзмультфильм» в рамках Международного конкурса педагогического мастерства «Учительская онлайн-лаборатория Рыбаков фонда». Участники Студенческого научного общества «Первые шаги в науку» (руководитель Т.В.Лантратова) осваивали профессиональные компетенции, используя ресурсы Школы цифрового века; Исторический клуб «Наследие» ГБПОУ РО «ЗернПК» (руководитель И.Ю.Лазарева) проводили активную работу в рамках подготовки и проведения Дня Победы; студенты делились опытом решения психологических проблем, размещая рекомендации для психологической помощи на официальной странице ВК «Психологическая служба Зерноградского педагогического колледжа» и психологического клуба «Восход» (руководитель педагог-психолог, преподаватель А.А.Дорошенко), разноплановая просветительская работа развернулась под руководством педагога-библиотекаря Л.П.Шагровой на странице «Библиотека ГБПОУ РО "ЗернПК"»; студенческая общественная организация Педагогический Отряд "Пеликан" вела досуговую работу с детьми школ, в которых студенты проходили преддипломную практику (тоже в сложных условиях дистанционного обучения младших школьников) на страничке Вожатское сердце - детям; Волонтёрская группа: «Мы рядом!» продолжала работу с детьми с ОВЗ, которым в период пандемии была особенно нужна их помощь. Пожалуй, самыми любимыми и многочисленными стали странички экологического направления (руководитель и вдохновитель преподаватель О.В.Мушкетова): «КСТАТИ, О ПТИЧКАХ», «СИДИМ ДОМА, ГЛАДИМ ВСЕХ!», «ПРИРОДА ИЗ ОГОРОДА». Здесь студенты и преподаватели делились фотографиями своих питомцев, редкими кадрами птиц, пейзажами своих родных мест.

Выбор для приложения талантов и способностей получился очень широкий, цифровые технологии дали возможности активно включиться в созидательную деятельность по интересам каждому. Проба пера и первые анимационные ролики по сказкам донских писателей, исторические странички о героях ВОВ, художественная онлайн-выставка работ студентов 3-х курсов, выполненных на практических занятиях по ИЗО, настоящий студенческий концерт, посвящённый Дню Победы, подготовленный и смонтированный педагогом Н.В.Зайцевой - всё это вместили неполных четыре месяца учёбы. На странице официального сайта ЗернПК мы провели для родителей виртуальные собрания, готовя к ним не просто своды успеваемости в отметках, но и находили возможность анализировать успехи их детей, освещая всю проделанную студентами учебную и творческую работу. Такие собрания для студентов были очень важным итогом их работы, постепенно мы видели повышение осознанности и ответственности, каждая группа хотела видеть и демонстрировать успех в учебных и творческих проектах.

Следует отметить, что столь насыщенные направления работы воспитательной цифровой платформы стал возможен благодаря широко разветвлённой сети внеурочной и досуговой деятельности колледжа, поддерживаемой неравнодушными и талантливыми педагогами. технологии дали возможности активно включиться в созидательную деятельность по интересам каждому студенту в условиях невозможности осуществления очных встреч. Все направления были наполнены реальными продуктами студенческой деятельности, приближенными к будущей профессиональной деятельности.

Стихийно родившаяся в условиях пандемии официальная страница во ВК объединила студентов, создала ту платформу, на базе которой каждый мог найти себе дело по душе и реально презентовать продукт с пользой для себя и общего дела. Организованный виртуальный воспитательный процесс стал по-настоящему реальным в лучшем смысле этого слова и помог пережить самые сложные месяцы нашего 2019-2020 учебного года. В октябре 2020 года в процессе работы по проектированию программы Развития на 2021- 2024 годы этот опыт лёг в основу переосмысления задач воспитательного процесса и социализации студентов педагогического колледжа с учётом важности создания условий для формирования именно self компетенций. Инструмент воспитания получил название Цифровой воспитательный кампус. Сегодня он живёт и развивается, трансформируясь как всякий живой организм. Сегодня это платформа для презентации успешных проектов, разнообразных событий, возможность показать результаты творческой и интеллектуальной деятельности будущих педагогов. У нас много планов, в числе которых развитие в колледже медиа направления, которое выведет Кампус на новый уровень, а студентам даст ещё одну возможность проявить себя в интересном деле. Закрепилась идея создания ещё одного объединяющего формата студенческого самоуправления - Проектный студенческий офис.

Работа по организации непрерывного воспитательного процесса позволила сделать следующий вывод. Для формирования self-skills нужны специально созданные условия (в нашем случае это доступный и удобный для презентации личных успехов цифровой формат); важна избыточная среда для приложения творческих сил, проб и поисков себя (развёрнутая сеть реально работающих клубов и студенческих объединений по интересам, возможность выбора, смены и поиска себя в одном или нескольких направлениях по интересам); возможность получить в этом выбранном направлении успех и поддержку педагогов или товарищей; специальные компетенции педагогов-организаторов и тьюторская позиция преподавателей, способных поддержать, зажечь своим интересом и участием, дать пример собственного творчества; развитое студенческое самоуправление, самостоятельная активная ответственность за результат. В таких условиях студент учиться делать осознанный выбор, рефлексировать, нести ответственность за свои действия и результаты своего труда и т.д. Всё это способствует активному самоопределению, в том числе профессиональному, проявляется в процессе успешного освоения профессиональных навыков. Отзывы с мест работы наших выпускников - тому подтверждение.

Список литературы

  1. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с. c. 20-21.
  2. Self skills - самые важные навыки учителя в мире изменений. Разбираем понятие вместе с экспертом Татьяной Ковалёвой// ЯндексУчебник. 1 мая 2021 года. Режим доступа: https://teacher.yandex.ru/posts/self-skills-samye-vazhnye-navyki-uchitelya-v-mire-izmeneniy