В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи детей. Обучение детей в игре - главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. При работе с детьми с общим недоразвитием речи, возникают сложности в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, упрощающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. В коррекционно-развивающей работе на ряду с традиционными методами, есть инновационные методы одним из которых является конструктор LEGO.
LEGO - позволяет учится играя и обучаться в игре. В переводе с датского LEGO - (Leg-godt - «играй хорошо»).
Lego-технология - это совокупность приёмов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов LEGO. Она объединяет элементы игры и экспериментирования.
LEGO-технология одна из современных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно игровую среду обучения и развития ребенка. Обеспечивает высокое качество образования детей, позволяет организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми. Обогащать предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. Она заслуженно названа инновационной и зарекомендовала себя во всём мире как образовательный продукт, имеющие хорошие технические характеристики и удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, безопасности, эстетики, прочности, привлекательности, доступности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Использование игровых приёмов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким и динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и мелкую моторику. Вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Помогает запоминать новое, ориентироваться в необычных ситуациях, пополнять запас представлений, понятий, развивать фантазию.
Применение LEGO на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
- формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем интереснее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
- постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание "волшебных" ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок "проходит", называя соответствующие слоги и слова);
- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- развитию связной, монологической и диалогической речи;
- формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Работа по лексическим темам с помощью LEGO-конструктора, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.
Использование конструктор LEGO на подгрупповых занятиях по закреплению изучения определённой лексической темы. Например, лексическая тема «Мой дом», используя конструктор LEGO, можно создать конструкцию дома, комнаты и мебель.
Эмоциональная составляющая игры способствует активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяет их в общее большое повествование, что помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания.
Использование LEGO - технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.
Работая с конструктором, хорошо отрабатывать грамматические конструкции: формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста. Лев без гривы? Безгривый )
Так же на индивидуальных занятиях используется LEGO при работе над звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.