Конспект НОД по экспериментированию с водой "Волшебница вода"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, средняя группа


Программное содержание:

  • Познакомить детей со свойствами воды.
  • Познакомить со значимостью воды для всего живого.
  • Развивать у детей бережное отношение к воде.
  • Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
  • Закрепить знания детей, о том, где находится в природе вода.

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон с записью физкультминутки «Часики», «Едет-едет паровоз»;
  • большой контейнер с водой; 2 средних контейнера с холодной и теплой водой;
  • два стаканчика - один с водой, другой пустой;
  • ракушка;
  • камушки;
  • рисунок, нарисованный акварельными красками;
  • кусочки льда на подносе.
  • На каждого ребенка: 2 стаканчика; салфетки бумажные; 2 ложечки; гуашь различных цветов; нитка 2 шт.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости, что бы посмотреть какие вы стали большие, умные и послушные. Давайте дружно поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети отгадайте загадку:

«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И льдинкой тоже быть могу.»

Дети: Вода! (если дети затрудняются, то необходимо задать наводящие вопросы: Чем мама моет посуду? Что течет из крана? Что мы пьём? И т.п.)

Воспитатель: Правильно, молодцы, вы отгадали мою загадку! Сегодня мы с вами будем говорить о воде, какая она, где ее можно встретить. Как вы думаете, где можно встретить воду?

Дети: Вода есть в реке, в озере, в море, в ручейке, идет дождик-это капельки воды, подают снежинки - это замороженные капельки. (воспитатель подсказывает)

Воспитатель: А хотите мы с вами отправимся в путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте тогда с вами перед путешествием взбодримся, нам понадобится много сил в дороге. Встаньте посвободнее, чтобы не мешать друг другу.

Проводится физкультминутка «Часики».

Воспитатель: Ну вот мы с вами и размялись и проснулись, пора собираться в дорогу. Ребята в каждом путешествии есть остановки для отдыха, у нас тоже будут остановки, но не простые, а познавательные, где мы с вами будем проводить опыты с водой и узнаем много нового и интересного. А что бы нам не испачкаться в пути мы оденем спец. снаряжение.

Дети одевают фартуки, воспитатель халат.

Воспитатель: А поедем мы с вами на поезде, прицепляйте вагончики и мы отправимся в путь.

Дети паровозиком двигаются к первой станции.

Воспитатель: Вот, ребята, и первая наша остановка. Посмотрите, емкость, а что в ней налито?

Дети: Вода!

Воспитатель: Правильно, это вода. А вы видите, что на дне что-то лежит?

Дети: Перечисляют: камни, ракушки, ключи.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо видно? Значит вода какая?

Дети: Прозрачная!

Воспитатель: Хорошо, а какого она цвета?

Дети: Она без цвета.

Воспитатель: Правильно, какие мы умные! Значит, вода не имеет и цвета. А если я из одного стаканчика буду переливать воду в другой стаканчик, что произойдет?

Дети: Она перетечет в другой стаканчик.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Значит вода жидкая.

Воспитатель берет рисунок, нарисованный акварельными красками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с рисунком если его опустить в емкость с водой?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Давайте мы с вами и посмотрим, что с ним произойдет.
Краска начал растворяться в воде.

Дети: Рисунок растворяется!

Воспитатель: Правильно, вода растворяет краску, молодцы! Посмотрите ребята, сколько мы с вами интересного и нового узнали о воде! Поедем дальше?

Дети: Да!

Воспитатель: Прицепляйте вагончики и поедем дальше.

Дети прибыли на следующую станцию.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь две одинаковые емкости с какой-то жидкостью. С чем они, как вы думаете?

Дети: С водой!

Воспитатель: Правильно, это вода. Ребята потрогайте воду в одной и в другой емкости, чем они все-таки отличаются?

Дети: В одной емкости вода холодная, а в другой теплая.

Воспитатель: Правильно, значит, вода может быть разных температур. А что нужно сделать с водой, что бы она стала теплой или даже горячей?

Дети: Нагреть!

Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! А что произойдет с водой, если ее очень сильно остудить?

Дети: Она замерзнет.

Воспитатель: Правильно! Она превратиться…

Дети: В лёд!

Воспитатель: Какие молодцы, все знаете!

На подносе лежат кусочки льда.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Лёд!

Воспитатель: А что такое лёд?

Дети: Замерзшая вода!

Воспитатель: Молодцы! Значит, вода может быть еще и в твердом состоянии. Лёд это тоже вода, только твердая. А как вы думаете, что будет происходить со льдом, если его взять в руки?

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает детям взять по кусочку льда в руки, и посмотреть, что с ним будет происходить.

Дети: Лёд тает.

Воспитатель: Правильно, ребята, лёд начал превращаться в воду, молодцы. А как вы думаете, если лед положить в емкость с водой, он утонет или нет? Давайте вы все свои льдинки опустите в воду, и мы посмотрим, что произойдет.

Дети: Они плавают.

Воспитатель: Правильно, значит, лед не тонет. Вода в твердом состоянии легче воды в жидком состоянии, поэтому лед и не тонет.

Посмотрите, дети, какое интересное у нас получается путешествие. Перед следующей станцией нам нужно размять пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика «Дождик»:

«Дождик, дождик, веселей!
Капай-капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, следующая станция виднеется, разъезжайтесь вагончики. Дети рассаживайтесь все за столы.

На столах перед каждым ребенком палитра с красками, два стакана с водой, две ложки, две нитки и салфетка.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, в стаканчиках, что перед вами что налито? (Вода). Вода прозрачная и бесцветная. А что с ней произойдет, если в ней растворить, например, немного чинней краски? (окрасится в синий цвет) А если растворим желтую краску? (станет желтой) Правильно, молодцы. А хотите мы с вами сделаем разноцветные льдинки?

Дети: Да!

Воспитатель: Для этого вам нужно выбрать сначала одну краску, любую, которая вам нравится, и растворить ее в одном стаканчике, а потом вторую краску растворить во втором стаканчике. У вас получится два стаканчика с разноцветной водой. Затем очень аккуратно, чтобы не пролить воду, нужно взять сначала одну ниточку и опустить ее в один из стаканчиков, а потом вторую ниточку опустить во второй стаканчик, так что бы конец нитки свисал на краю стаканчика.

Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель оказывает помощь, кому она необходима.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, какая красота у нас получилась. Сейчас наша помощница соберет наши стаканчики на поднос и поставит их на холод. Что случится с нашей разноцветной водичкой?

Дети: Она замерзнет.

Воспитатель: Правильно, и мы все вместе пойдем украшать деревья и кусты на нашем участке, развесим наши красивые льдинки. Наше путешествие подошло к концу, пойдемте дружно снимать спец. одежду.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Дети высказывают свои впечатления.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, столько нового сегодня узнали, все это свойства воды. Дети, вода очень важна для нас. Без воды не может существовать ни одно живое существо, ни человек, ни животное, ни растения. Вода - это жизнь!

В путешествии мы с вами устали и наверно многие из вас захотели попить воды?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте сначала угостим наших гостей живительной влагой (Гостям раздаются маленькие бутылочки с водой). Давайте скажем гостям спасибо за то, что сегодня к нам пришли и скажем дружно до свиданья!

Гости уходят, а дети рассаживаются за столы пить воду.