Урок развивающего контроля по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: обыкновенные дроби


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока:

  1. Подготовительный (вступление и актуализация теоретических опорных знаний).
  2. Мотивационно-ориентировочный.
  3. Основной: выполнение фронтально, по группам или индивидуально специально подобранных заданий; контроль и оценка промежуточных результатов.
  4. Рефлексия.

I. Решение задач - практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно.

«Если вы хотите плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» - советовал учащимся американский математик Д. Пойа в книге «Как решить задачу». Решение любой, достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Но это еще не все. Необходимо знание теоретических вопросов. Как вы владеете теорией, мы проверим в парной работе. Учащимся предложено в течение 5 минут, используя карточку-вопросник, проверить знания теории друг у друга и оценить их.

II. Решать задачи интересно, если в них содержится полезная информация. О какой полезной информации мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав ключевое слово кроссворда.

  1. Автор учебника «Математика, 6»
  2. Число, равное сумме своих делителей (за исключением самого числа)
  3. Равенство, содержащее переменную
  4. 20% от 30
  5. Сотая часть числа
  6. Наименьшее простое число
  7. 0,1 от 50
  8. Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы
  9. Наименьшее натуральное число
  10. Что у дроби пишется над чертой
  11. Кто впервые ввел определение совершенных чисел?
  12. Число, имеющее более двух делителей.

Ответы:

III. Итак, говорить мы сегодня будем о Красной книге. Внимание, вопрос: что такое - Красная книга?

Красная книга - это перечень редких и исчезающих видов растений, животных и грибов с указанием их современного и былого распространения, численности и причин их сокращения, уже принятых и необходимых мер охраны. Включение вида в Красную книгу - сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости принятия срочных мер по его спасению. Каждая страна, на территории которой обитает вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.

а) ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Впервые красная книга была издана в 1966 г. Международным союзом охраны природы.

Она включала в себя 1250 видов животных:

    причем птиц - 40% от всего количества животных,
  • млекопитающих - 70% от числа птиц,
  • рептилий - 30% от числа птиц,
  • амфибий - в 3 раза меньше, чем рептилий,
  • пресноводных рыб - ? видов

Сколько птиц, млекопитающих, рептилий, амфибий, пресноводных рыб включено в Красную книгу? Решите задачу.

Один ученик решает её у доски. Остальные слушают, проверяют, помогают при необходимости.

По окончанию фронтальной работы заполняется таблица №1.

Ответы:

Таблица №1. Международная Красная книга 1966 г.

б) ГРУППОВАЯ РАБОТА

В нашей стране первая Красная книга вышла в 1978 г. В ней содержаться сведения о редких и исчезающих видах животных и растений, обитающих на территории СССР. В 1983 г. вышла Красная книга РСФСР, которая и сегодня действует на территории России. Сколько видов и подвидов животных, включенных в Красную книгу России, мы сейчас определим, решив задачи: (каждой группе предлагается решить по одной задаче).

По окончанию групповой работы заполняется таблица №2.

Ответы:

Таблица №2. Красная книга РСФСР 1983 г. (действует и на территории России)

в) УРОВНЕВАЯ РАБОТА

В каждой группе есть учащиеся, отнесенные к тому или иному уровню.

В зависимости от уровня им предстоит выполнить задание (индивидуально). По окончанию работы определяется ключевое слово.

Международная Красная книга, изданная в 1966 г. имела необычный вид.

Страницы у нее - разноцветные: красные, белые, зеленые. Как вы думаете, что означают эти цвета?

На красных страницах книги даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения.

Этих животных и птиц на Земле мало, численность их продолжает сокращаться.

На белых страницах вписаны животные, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на земле, либо потому, что они живут на ограниченных территориях.

Зеленые страницы говорят о животных, которые были редкими, им угрожала опасность исчезновения, но теперь их численность усилиями человека восстановлена настолько, что они находятся вне опасности. К сожалению, зеленых листов мало.

Примеры животных, записанных на тех или иных страницах, мы узнаем, выполнив следующие задания:

Группа «В»

1. 1/2 от 16

2. 10% от 25

3. 1/3 от числа составляет 18. Найти это число.

4. 20% от числа равно 12. Найти это число.

5. 0,8 от 80.

6. 0,6 от числа равно 48. Найти это число.

7. Увеличить 12 на 50%.

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

а

1

2

3

4

Ключ к заданиям

л

е

з

б

т

о

н

п

у

а

р

д

м

и

в

к

8

2,5

120

150

27

54

13

60

200

64

80

18

9

6

12

70

Ответы:

Группа «В»

8

2,5

54

2

64

80

18

л

е

о

п

а

р

д

Группа «Б»

9

а

13

18

а

80

6

13

70

а

м

а

н

д

а

р

и

н

к

а

Группа «А»

120

200

150

80

з

у

б

р

По ключевому слову учитель очень быстро проверяет выполнение заданий и указывает на недочеты. Наиболее сложные задания проверяются коллективно каждой группой.

Информация:

Леопард - красивая грациозная кошка, одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего около 70, 30 из которых - в России. Очень ценится у этого животного его пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине. Виновник резкого сокращения численности этого вида - человек.

Мандаринка - птица, издалека похожая на раскрашенный поплавок. У селезня - желтые щеки, разноцветный хохолок, коричневая грудь и белое брюшко. К причинам снижения ее численности относятся сельскохозяйственное освоение низменностей и вырубка приречных дубовых лесов. Это ухудшает условия гнездования мандаринок, которые устраивают гнезда в дуплах. Встречаются в лесах Дальнего Востока.

Зубр может служить примером животного, находящегося на грани исчезновения, но благодаря принятию эффективных мер по сохранению редкого вида его численность в настоящее время увеличивается. К началу 20 века зубры в естественном состоянии сохранились только в Беловежской пуще и на Кавказе. Но к 1927 г. оставалось только 48 зубров, живущих в зоопарках. Благодаря успешной работе по разведению зубра в неволе стало возможным в 1961 г. перейти к созданию вольных стад. В настоящее время численность зубров в мире достигла 3000 особей, 1000 из них - в России и Беларуси.

г) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

проводится для всех. Она определяет, какого уровня достиг каждый ученик сегодня на уроке.

А есть еще и Черная книга. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли. В исчезновении большинства видов виноват человек. Так, с территории нашей страны исчез…

А вот кто, определите, выполнив задание:

Ответы:

27

200

80

т

у

р

С территории нашей страны исчезли туры. Высота этого животного в холке достигала 2 метров, а длина от кончика морды до кончика хвоста- 3,5 метра. У древних славян тур был символом мужества и силы. Храброго воина сравнивали с этим могучим животным. Бык был яростен и буен, силен и смел. Поэтому одолеть его было непросто. Встретив свирепого хищника или человека, он не уходил с дороги, а готовился к сражению. Причиной вымирания предка крупного рогатого скота было косвенное воздействие человека. Охота и вырубка лесов постепенно вытесняли туров из мест обитания. В 1627 году погиб последний тур.

Исчезли тарианы, очковые бакланы. Нет на земле дронта, сумчатого волка. Список можно продолжать и продолжать.

Охраняются Красной книгой

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Закончить наше небольшое знакомство с Красной книгой мне хочется призывом ко всему человечеству:

Птицы, рыбы и звери!
В души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море
И земля без зверей - не земля.

IV. Рефлексия

На протяжении всего урока оценивается каждый этап работы каждого ученика. Это и самооценка, и оценка бригадира группы, и оценка учителя, которые заносятся в зачетную книжку.

А в качестве домашнего задания предлагаю вам решить пример и узнать, какую оценку классу я поставила за работу

Дополнительное задание.

Решите задачу: К животным, записанным в Красной книге на зеленых страницах, относится северный калан. Первоначально, численность калана была значительна, но с XVIII века на зверей начали интенсивно охотиться ради густого, упругого и теплого меха. К 1924 г. их количество уменьшилось на 99,8%. С 1926 г. промысел калана был запрещен во всех местах обитания. Поэтому его численность увеличилась на 900% и в настоящее время составляет 3000 особей. Определите первоначальную численность калана.

Раздаточный материал