Логопедическая викторина «Звёздный час»

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: викторина, логопедическое занятие, логопедическая викторина


Класс: 1.

Цель:

коррекционно-обучающий аспект:

  • углублять фонематические представления и обобщения;
  • формировать навык звукобуквенного, слогового, языкового анализа и синтеза;
  • совершенствовать навык словообразования и словоизменения;
  • закреплять навык использования в речи предлогов.

развивающий аспект:

  • развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;
  • уточнять и обогащать словарный запас;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
  • развивать зрительно-пространственные представления;
  • развивать слуховую и зрительную память, логическое мышление;
  • развивать коммуникативные навыки.

воспитывающий аспект:

  • воспитывать умение выстраивания учебного взаимодействия, осуществления самоконтроля;
  • объективное самостоятельное оценивание результатов своей деятельности.

Ход викторины

В начале занятия необходимо уточнить, что проходит викторина. Что обозначает это слово? (игра в ответы на вопросы, объединённые какой-либо общей темой). Необходимо определить тему. Для этого важно правильно выполнить следующие задания.

Задание 1. «Назови тему»

1) «4-й лишний». Определить и записать букву, которая «смотрит» в другую сторону в отличии от всех. Составить слово.

П М Ч Н (Ч), В Г Б А (А), Я С У З (С) - час.

2) Разложить картинки в порядке увеличения размера, изображённых на них предметов. Если картинки разложены правильно, то перевернув их, можно прочитать слово.

Муха(З), мышь(В), кошка(Е), волк(З), медведь(Д), слон(А) - звезда.

3) Два слова (звезда, час) должны стать «друзьями». Надо составить словосочетание, «превратив» для этого слово звезда в признак (звёздный) - звёздный час.

Это и есть тема нашей сегодняшней викторины. На доске запись. Несколько вопросов на понимание данного словосочетания.

Задание 2. «Таинственное послание»

В конвертах зашифрованное послание. Расположить буквы в порядке увеличения размера, прочитать фразу.

Задание 3. «Отправляемся в полёт»

1) Определить на слух второй по счёту звук в слове, записать соответствующую букву.

С.орость, м.щность, и.кренность, с.елость, л.вкость, о.торожность - космос.

2) Определить третью по счёту букву в слове, записать.

За.алка, ст.йкость, го.дость, сл.женность, на.людение, па.уба, ал.фа - корабль.

3) Космос, корабль - космический корабль.

Физминутка. Упражнение на развитие слухового внимания.

Выполняются движения, которые названы, а не те, которые показаны.

Задание 4. «Самый-самый»

1) Выбрать из 3-х предложенных слов правильный ответ.

  • Самое большое животное, обитающее на суше (собака, СЛОН, рысь)
  • Самая быстрая птица (голубь, воробей, СОКОЛ)
  • Самая длинная змея (АНАКОНДА, уж, кобра)
  • Самое высокое животное (олень, медведь, ЖИРАФ)
  • Самое большое животное, обитающее в воде (акула, КИТ, тюлень)
  • Самая большая, тяжёлая птица (орёл, ворона, СТРАУС)
  • Самое быстрое животное (ГЕПАРД, черепаха, лось)
  • Самое медленное животное (бегемот, ЛЕНИВЕЦ, крот)

2) Действуя по инструкции, записывать буквы по порядку.

Первая буква из слова .лон, третья из слова ге.ард, пятая из слова стра.с, третья из слова ки., вторая буква из слова а.аконда, четвёртая из слова лен.вец, третья из слова со.ол - спутник.

3) Разместить получившиеся слова на спутнике, используя подсказку (количество клеток соответствует количеству букв в слове - 3, 4, 5(2), 6(2), 7, 8). У каждой команды по два названия животных.

Задание 5. «Парад планет»

1) Из первых букв названий картинок составить новое слово.

Марс (матрёшка, ананас, расчёска, снеговик).

Нептун (носорог, ель, пуговица, тапки, улитка, ножницы).

Сатурн (снежинка, арбуз, топор, утюг, рыба, нож).

2) Выделить на слух последний слог в слове и записать.

Гора, катер, планетарий, баран.

3) Используя слоги, дописать названия планет.

Мерку

Вене

Юпи

Название какой планеты отсутствует? Земля. Как называются жители нашей планеты? Земляне.

Задание 6. «Помощники»

В текст телеграммы вставить подходящие по смыслу предлоги.

Мы попали (…) беду. (…) нашей планете появились невоспитанные пришельцы. Избавиться (…) них мы сможем только (…) вашей помощью. Благодарим вас (…) поддержку! (…) скорой встречи!

Задание 7. «Возвращение домой»

Вписать в таблицу буквы, располагая их по показу так, как на образце (по одной букве). При правильном выполнении получится слово молодцы.

м

о

л

о

д

ц

ы