Цель: Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма.
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с организмом человека.
- Дать первоначальные знания о кровеносной системе - познакомить детей с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс».
- Продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий.
- Учить находить и измерять пульс человека.
- Дать детям представление о влиянии физической нагрузки на частоту сердцебиения.
- Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.
- Развивать активный и пассивный словарь (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп).
- Способствовать развитию конструктивного мышления, мыслительных познавательных процессов иэмоционально-волевой сферы личности ребенка.
- Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
- Продолжать воспитывать у детей доброту, желание совершать добрые поступки.
Оборудование и материалы: Видеопроектор, экран, ноутбук, цифровая лаборатория для дошкольников « Наураша в стране Наурандии», изображение сердца человека, аудиозапись звука работы сердца, изображение "Ребёнок с кровеносными сосудами", ёмкость с красной жидкостью, спринцовка, прозрачная трубочка от капельницы, изображения веселого и грустного сердца, дидактическая игра «Что полезно, что вредно?», фонендоскопы, пульсометр, логическая игра-головоломка "Сердце" (версия Танграм), бумажные сердечки.
Предварительная работа:
- Чтение энциклопедии "Большая энциклопедия для дошкольника".
- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением строения тела человека.
- Дидактическая игра "В гостях у доктора Айболита".
- Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
- Тематические беседы о здоровом образе жизни.
Ход занятия
Мотивационно-ориентировочный этап
- Ребята, посмотрите, как много гостей, давайте поприветствуем их: «Мы говорим вам здравствуйте! И рады видеть вас, а всё, что будем делать мы, полезно для всех нас!»
Ну что ж, мы заинтриговали гостей, предлагаю вам отгадать загадку:
У меня в груди, вот тут -
Слышишь? - часики идут.
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их? (сердце)
Поисковый этап
- Сегодня мы поговорим о здоровье. Найдём ответ на вопрос: что такое сердце?
Игровое упражнение "Послушай свой организм".
Я предлагаю вам сесть на коврик, закрыть глаза, расслабиться, расслабить руки, ноги, всё тело, прислушаться к себе, к тому, как работают ваши внутренние органы.
- Ребята, что вы услышали?
Ответы детей: например - стук сердца, дыхание.
- Да, каждый из вас услышал своё сердце, вернее почувствовал, что оно неустанно работает.
Хотите узнать всё про сердце: на что оно похоже, какой формы, какой величины, как беречь его?
- Я вам предлагаю совершить воображаемое путешествие в город Сердца из страны Наурандии. Закрывайте все свои глазки. Приготовились!
Палочкой волшебной я сейчас взмахну,
Вместе мы отправимся в Наурандию страну!
Практический этап
- Вот мы и оказались с вами в стране Наурандии в городе Сердца. (В это время слышится аудиозапись звука работы сердца.). А вот и сердце!
Дети открывают глаза и видят на экране проектора изображение сердца.
- Ребята, сердце - один из важнейших органов нашего организма, который «толкает» кровь. Именно оно заставляет кровь течь по сосудам. Именно сердце заставляет течь по специальным трубочкам-сосудам нашу кровь. Сожмите кулак, посмотрите: вот такого размера ваше сердечко. А у меня сердце больше вашего, вот такое (показ). Вы растете, и ваше сердце растет вместе с вами. Просит детей показать на себе, где находится их сердце. Они прикладывают кулачок к груди. Воспитатель корректирует действие детей и предлагает посмотреть, как работает сердечко. Дети сжимают кулачок, а потом чуть расслабляют, сжимают - расслабляют.
Воспитатель сообщает детям, что сердце выталкивает кровь порциями: «Сожмется сердечко - вытолкнет кровь, опять сожмется - опять вытолкнет».
Посмотрите, как это происходит.
Опыт 1.
Набираю воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показываю, как кровь выталкивается из сердца, как течет подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выталкивается в подставленный тазик.
- Вот так сердце работает, не останавливаясь в течение всей жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами.
(Рассматриваем плакат, на котором нарисован мальчик с выделенными на рисунке кровеносными сосудами).
- Обратите внимание, наше тело - пронизано густой сетью кровеносных сосудов, по которым течет кровь. Некоторые из них широкие и плотные, другие узкие и тонкие. Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи, их даже можно рассмотреть.
Опыт 2.
- Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ладони с наружной стороны, а потом с внутренней. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Все нашли свои кровеносные сосуды? Рассмотрите их хорошо.
Самые тонкие кровеносные сосуды, тоньше человеческого волоса. По сосудам постоянно течет кровь, причем довольно быстро. Ей надо всего полминуты, чтобы пробежать по всему телу.
В: Сердце работает как насос. Оно перекачивает всю кровь от лёгких к другим органам нашего тела и обратно. Все люди разные, и сердце у всех работает по-своему, в зависимости от того, что мы делаем в данный момент: отдыхаем, спим, поднимаемся по лестнице, а может быть, грустим. Сердце реагирует на любые изменения и волнение человека. Когда мы плачем, волнуемся, бежим или прыгаем, наше сердце бьётся сильнее и чаще.
- А чтобы послушать ритм сердца существует специальный прибор - фонендоскоп. Посмотрите на картинку, кому он необходим? (Дети: Врачам).
Еще раз повторите, как называется этот прибор.
- Ребята, можно ли узнать, как стучит сердце без фонендоскопа? (Можно послушать ухом, приложить руку к сердцу).
- Предлагаю поиграть в игру: «Узнай, как работает сердце?» На кого я надену медицинские шапочки, те будут врачами, а остальные пациентами. Врачам надо определить, как бьется сердце пациента.
- Уважаемые доктора, что вы можете сказать о работе сердца вашего пациента? (сердце стучит медленно, ровно, спокойно). Хорошо, спасибо всем за работу.
- Ребята, биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс. Удары крови, проталкиваемой сердцем по крупным сосудам - это называется «пульс». Дети повторяют хором.
Опыт 3.
- Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс.
Сначала найдём пульс на шее: приложив к нему кончики пальцев. Сильно не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь давайте поищем пульс на висках. Пульс обнаруживается ещё на запястье. Все нашли пульс?!
Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно).
- Наш маленький учёный мальчик Наураша хочет помочь вам, ребята, измерить пульс с помощью датчика пульса. Давайте его послушаем. (Включаю лабораторию).
Измерение 1. Пульс ребёнка в спокойном состоянии.
- Когда мы спокойно сидим, ходим, то сердце стучит ровно.
А теперь я вам предлагаю, давайте, немного разомнемся?
(Проводится физкультминутка):
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И еще раз повторили.
- Приседаем мы по счету,
1-2-3-4-5.
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать.
- А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
- А теперь все дружно вместе
Начинаем бег на месте,
Дышим ровно, не спешим,
За осанкою следим!
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись,
И на место вновь вернулись.
Измерение 2. Пульс ребёнка после физической нагрузки.
- Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз пощупаем свой пульс. Что вы почувствовали?! Как бьется ваше сердце?
Ответы детей: Быстрее, сильнее, громче стало биться сердце.
Дети видят на экране проектора два сравнительных изображения сердечного ритма.
- Видите разницу? Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым и сильным. Наше сердце никогда не останавливается, поэтому его называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка. Сердце любит, когда его хозяин занимается физкультурой, запомните это!
- А если мало двигаться, вести сидячий образ жизни, что будет с сердцем? (Ответы детей)
- Правильно вы думаете, оно слабеет, хуже работает и человек может заболеть. Поэтому надо сердце тренировать, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Дидактическая игра «Что полезно, что вредно» (На мольберте изображения веселого и грустного сердца)
- Сейчас, ребята, мы разделимся на две группы. Первая выбирает картинки, которые расскажут и покажут, что полезно для нашего сердца и что нужно делать для хорошего настроения. Вторая группа выбирает те картинки, которые покажут, что влияет плохо на сердце и от чего сердце плачет. По мере выполнения дети рассказывают о своём выборе и проверяют выполнение задания.
С помощью воспитателя дети делают вывод: Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю длинную жизнь. Сердце помогут укрепить занятия физкультурой и спортом, закаливание и здоровое питание. Человек должен заботиться о своем здоровье.
- Ребята, ещё нам пришло голосовое сообщение от Наураша. Давайте вместе его послушаем.
«В нашем городе Сердца жили радостные жители с добрыми и любящими сердцами. Но вдруг появился Злой волшебник. И заколдовал жителей города. А сердца их разбил на мелкие кусочки. Чтобы помочь жителям города, вам надо собрать сердца по этой схеме».
Логическая игра-головоломка "Сердце". Дети складывают за столами сердца.
После выполнения задания включается аудиозапись: «Спасибо, вам большое, вы спасли жителей нашего города. Я вижу, вы, умеете делать добрые дела, и хочу подарить вам сердечки, возьмите их, пусть и ваши сердца всегда будут добрыми. Чем больше в мире доброты счастливей будете все вы».
Игровое упражнение « Поделись своим теплом».
Предлагаю детям найти свое сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Теплый свет его разливается по телу. Его так много, что оно не помещается в груди. Поделитесь этим теплом с другими. Давайте прикоснёмся друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом.
- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поэтому сядьте на коврик, закройте глаза.
Палочкой волшебной я сейчас взмахну,
Вместе мы окажемся у себя в саду.
Рефлексивно-оценочный этап
После «возвращения» в детский сад, предлагаю встать в кружок и сказать понравилось ли путешествие, что нового узнали?
- Говорите по очереди, передавая друг другу волшебную палочку.
В заключение дети дарят бумажные сердечки гостям (изготовленные детьми заранее).
Последующая работа:
- Проведение выставки детских рисунков «В городе Сердца».
- Повторить с детьми правила, при которых сердце будет здоровым.
- Игровые задания на создание медленного и быстрого пульса, на сравнение пульса взрослого и ребёнка.