Раздел: логопедия.
Класс: 3.
Ключевые слова: логопедическое занятие.
Цель:
коррекционно-обучающий аспект:
- совершенствовать навык звукобуквенного, языкового анализа и синтеза;
- формировать навык словообразования и словоизменения;
- закреплять навык практического использования в речи предлогов, составления предложений;
развивающий аспект:
- уточнять и обогащать словарный запас;
- развивать зрительное восприятие, внимание, слуховую и зрительную память;
- развивать временные представления, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
- развивать словесно- логическое мышление, коммуникативные навыки;
воспитывающий аспект:
- воспитывать умение выстраивания учебного взаимодействия, осуществления самоконтроля;
- объективно самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Играют 4 команды. Оценивается скорость и правильность выполнения задания в баллах.
Организационный момент. Учитель-логопед объясняет, что занятие организовано в форме викторины. Это командная игра в ответы на вопросы, объединённые какой-либо общей темой. Необходимо не только определить тему, но и дать названия командам. Для этого важно правильно выполнить следующие задания.
Задание 1. «Назови команду».
Выполнив «математические действия», составить названия команд.
- Сказ - аз + (мороз - мз) + кость - ко = скорость
- Межа - жа + (ткач - ач) +злость -зло = меткость
- Гибон - он + (кросс - рс) + тьма - ма = гибкость
- Смотр - отр + (ель - ь) + гостья - гя = смелость
Задание 2. «Тренировка».
Блиц-опрос. Выбрать правильный ответ на вопрос, записывая соответствующую букву. При правильном выполнении задания из этих букв можно составить слово.
1.Площадка для бокса.
- корт (А)
- ринг (О)
- поле (И)
2.Голкипер - это….
- вратарь (С)
- нападающий (Г)
- защитник (Ч)
3.Молодой спортсмен.
- тренер (Л)
- юниор (Т)
- мастер (Д)
4.Инструмент судьи.
- жезл (Щ)
- копьё (Ш)
- свисток (П)
5.Спортсмен, который ходит сидя.
- шахматист (Р)
- лыжник (В)
- домосед (Б)
Слово: спорт
Задание 3. «Разминка».
Найти слова, «спрятанные» в строке букв. Расположить их в правильной последовательности.
ЛНЫАПВСОРЕВНОВАНИЕОЛБТКМФИНИШАПРООЛРАЗМИНКАЧД
ШНАГРАЖДЕНИЕВАОПРИРАЕМПОФУСТАРТЗАПОШВМКЯУРЛБРЬ
Слова, расположенные в правильной последовательности: разминка, старт, соревнование, финиш, награждение.
Задание 4. «Старт».
Вставить в слова гласные буквы.
К…Т…К, К…М…НД…,
М…Д…ЛЬ,
Р…К…РД,
СТ…Д… …Н,
В…Л…НЧ…К,
С…ДЬ…
Во время проверки уточнить правильность написания слов, используя картинки с подписанными гласными буквами.
Задание 5. «Соревнование».
1. Из пар слов, которые необходимо запомнить зрительно (слова записаны на доске) и на слух (учитель-логопед называет пару к каждому написанному слову), составить словосочетания.
На доске: фигура, горы, хоккей, футбол, утро, стол.
Парные слова: катание, лыжи, команда, мяч, зарядка, теннис.
Словосочетания: фигурное катание, горные лыжи, хоккейная команда, футбольный мяч, утренняя зарядка, настольный теннис.
2. Вставить в предложения подходящие по смыслу словосочетания из предыдущего задания и предлоги.
После точного удара нападающего ______________ влетел (…) ворота противника.
Мальчик спускается (…) вершины (…) _______________________________________ .
Ребята очень внимательно наблюдали (…) игрой любимой _______________________.
(…) хорошую погоду (…) улице (…) школы дети делают _________________________.
(…) декабре (…) катке будут проходить соревнования (…) _____________________ .
Юные спортсмены ловко перебрасывали шарик (…) сетку (…) время игры (…) _____ .
Задание 6. «Финиш».
Образовать от слов «снег» и «лёд» как можно больше однокоренных слов, записать.
- снежок, снежный, снеговик, снегурочка, снегопад, подснежник, снегоуборщик, снежинка и т.д.;
- ледок, ледовый, ледяной, ледник, льдина, льдинка, ледокол, гололёд и т.д.
В случае затруднений учитель-логопед даёт определение лексического значения слова (например, весенний цветок, который вырастает прямо из-под снега).
Задание 7. «Награждение».
Определить 4-ю по счёту букву в названиях картинок. Записать получившееся слово.
корзина, ягоды, корова, зебра, ворона, медведь, забор - здорово
белка, кукла, булавка, кроссовки, краски, огонь, коробка - классно
замок, бант, баклажан, малина, крючок, кран, окно - отлично
свеча, голубь, ландыш, печенье, крыса, трон, завод - чудесно
Подведение итогов викторины.