Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках музыки

Разделы: Музыка, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8


История нашей Родины свидетельствует о том, что во все самые трудные и трагические времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплочение народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм - любовь к Родине, стремление своими действиями служить интересам Отечества. Внутренние качества человека формируются с раннего возраста, поэтому важно, чтобы школьное образование уделяло особое внимание формированию и развитию патриотических чувств, духовно-нравственному становлению личности.

Президент РФ, Верховный Главнокомандующий ВС РФ В.В.Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи (2012 г., Краснодар) обозначил ключевые аспекты патриотического воспитания: «Вопрос о патриотическом воспитании молодежи - это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну» [4].

В настоящее время образовательные учреждения играют ключевую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства патриотизма, формировании гражданского самосознания и самоидентичности [3].Основные положения по работе в этом направлении установлены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования». В соответствии с данными нормативными документами и со спецификой образовательного процесса ТПКУ, с целью и задачами Программы развития Тюменского президентского кадетского училища в учебно-воспитательный процесс внедрен военный компонент. Реализация военной составляющей в урочной деятельности способствует формированию у кадет духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств; любви к своей Родине, готовности к служению Отечеству [1] и осуществляется при изучении всех образовательных дисциплин, в том числе и на уроках музыки.

Благоприятной основой для формирования и развития патриотизма является эмоционально-ценностное отношение к искусству, в частности к музыкальному искусству. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с музыкальными произведениями, воспринимается человеком на подсознательном уровне, затем преобразуется в глубокие внутренние, нравственные убеждения [2].

Введение музыкального материала патриотической направленности для слушания (военные марши и песни), подбора репертуара для пения (песни о России, о героях и геройских поступках), творческие задания способствуют формированию и развитию духовно-нравственных качеств патриота своей страны.

Каждый гражданин Российской Федерации, который любит и гордится своей Родиной, должен знать и уметь исполнять Государственный гимн РФ. Исполнение Гимна является важнейшей традицией, воспитывающей чувство патриотизма, любви к Родине, ответственности за ее судьбу. Поэтому одной из первых песен, изучаемых на уроке музыки, является Гимн РФ. Гордое и воодушевленное исполнение Гимна России на торжественных мероприятиях позволяет ощутить себя частью великой державы и народа.

Воспитание патриотизма невозможно без осознания неповторимости и красоты родной природы. Исполнение песен о России дают возможность прочувствовать душевное настроение авторов через описание картин природы и передать свое отношение к окружающему миру, развивают умение любить и гордиться своей страной. Знакомство с русскими народными песнями, такими как «Ах ты степь широкая», «Вечерний звон», «Вниз по матушке, по Волге» приобщают кадет к наследию своего народа, воспитывает в них чувство национальной гордости. Каждый учебный год на уроке музыки мы начинаем с песни о России («Моя Россия» сл. и муз. С. Паради; «Россия - матушка» сл. И. Каминской, муз. А. Зубкова; «Звезда - Россия» сл. и муз. Ю Таран, «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера; «Родина слышит» сл. Е. Долматовского, муз. Д. Шостаковича).

Музыкальный материал, посвященный Великой Отечественной войне, повествует о героизме и беззаветной стойкости нашего народа, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества. И самое важное, эти произведения придают урокам музыки особую атмосферу: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова; «Эх, дороги» сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова; «Случайный вальс» сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина; «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова; «Песня о Советской Армии» (Несокрушимая и легендарная) сл. О. Колычева, муз. А. Александрова, Балет «Гаянэ» А. Хачатуряна и др.

В музыкальном материале, используемом на уроке музыки, нашли отражение Дни воинской славы: День снятия блокады города Ленинграда - Симфония №7 Д. Шостаковича и песня «В далеком тревожном военном году» (Ленинградцы) сл. В. Коростылева, муз. И. Шварца; День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве - «Грезы» Р. Шумана, звучащие в зале воинской славы на Мамаевом кургане; День победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере - кантата «Александр Невский» С. Прокофьева; День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве - «На Прохоровском поле тишина» сл. и муз. М. Ножкина и др.

В 2018 году в Тюменском ПКУ проводится ряд мероприятий, посвященных 100-летию со дня образования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, этапов ее развития. На уроках музыки мы знакомимся с песнями РККА разных периодов: «Марш Буденного», сл. А. Д'Актиль, муз. Д. и Дм. Покрасс; «Тачанка» сл. М. Рудермана, муз. К. Листова; «Три танкиста», сл. Б. Ласкина, муз. бр. Покрасс; «Если завтра война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. бр.Покрасс и др.

Пение (вокально-хоровая работа над исполнением песни) и слушание на уроках музыки содержит предварительный этап, который включает в себя: знакомство с авторами, их творческую характеристику; историю создания песни/произведения, их бытование разные годы и периоды развития государства; известные исполнители. Такая подробная информация, данная в сжатом виде, способствует более глубокому пониманию произведения, осмысленному исполнению или слушанию.

Эмоционально-ценностное восприятие произведений музыкального искусства патриотической направленности оказывает положительное влияние на формирование патриотизма и гражданской позиции каждого ученика, чувства ответственность за свою страну и её будущее.

Литература

  1. Ермакова Е.Н. Патриотическое воспитание: диалог поколений. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013.
  2. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников. М.: Сов. Педагогика, 1990, № 12.
  3. http://docs.cntd.ru/document/420327349 - программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  4. http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 - стенограмма встречи В.В.Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи.