Интерактивная игра в преподавании биологии как один из способов сетевого взаимодействия

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: биология, сетевое взаимодействие


Сетевое взаимодействие - это использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность учащимся осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.

Целями сетевого взаимодействия являются: создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса на разных уровнях, обеспечение углубленного изучения отдельных предметов, расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

Планируемые результаты:

  1. Обновление форм и методов работы учебного процесса
  2. Активизация участия учащихся в решении конкретных образовательных проблем
  3. Повышение качества работы образовательной организации в результате создания электронной информационно-образовательной среды;
  4. Повышение уровня ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.

Следуя горизонтальной модели, можно определить возможные формы сетевого взаимодействия между ОУ:

  1. Совместное организация и проведение олимпиад, викторин, конкурсов между участниками различных ОУ;
  2. Оранизация исследовательской деятельности;
  3. Кружки, секции на базе одного или нескольких ОУ;
  4. Совместная деятельность учителей-предметников, методических объединений в разработке рабочих программ различной направленности и т.д.

Но организация таких форм в период пандемии сталкивается с определенным рядом трудностей. В условиях смешанного обучения (очно + дистанционно) нужно искать возможности взаимодейтсовать так, чтобы не нанести вред здоровью, следуя введенным ограничениям. Поэтому вариант проведения, например, биологической игры в интерактивном формате на базе наиболее широко используемой на данный момент платформы Zoom будет наиболее целесообразным.

Интерактивная игра между командами учащихся образовательных организаций «С биологией на «Ты» на базе платформы Zoom

Оранизуя такой интерактив, учитель сталкивается с рядом сложностей. Как организатор мероприятия должен разобраться к какому образовательной организации принадлежит участник? Как не ограничиться банальными ответами на вопросы, а сделать так, чтобы дети непосредственно управляли процессом, были полноценными участниками данного интерактива? Как организовать командное обсуждение проблемных вопросов, не мешая остальным? Чтобы избежать таких проблем есть список определенных требований.

Условия и требования к проведению игры:

  1. Команда от одной организации может состоять из участников разных возрастов (7, 8, 9, 10 кл), но не превышать 5-6 человек (это даст организатору не запутаться в большом количестве участников.)
  2. Команд не должно быть много.
  3. Каждый участник для вступления в игру должен зарегистрироваться на платформе Zoom под сокращенным наименованием своего учебного заведения и фамилией.
    Например:
    СШ №76 Иванов
    СШ №37 Петров
    Гимназия №33 Васечкин
    (так организатор сможет безпроблемно и быстро ориентироваться среди участников).
  4. При входе в систему Zoom участники обязательно выбирают возможность совместного использования экрана.
  5. Каждого участника должно быть видно и слышно (то есть должен быть микрофон, отдельный или встроенный, камера).
  6. Каждый участник должен установить на своем смартфоне любое приложение для считывания QR-кода (это важное условие для прохождения одного из этапов игры)

Войдя в с систему организатор привествует участников, проверяет выполнение всех требований и начинает игру.

I раунд «На выбор»

Построен по мотивам интеллектуальной игры на федеральном канале «Своя игра». На экране командам представлено табло, где участники по очереди выбирают вопросы из разных областей биологии стоимостью в определенное количество баллов. Организатор записывает количество баллов, заработанное каждой командой.

Чтобы участники были более вовлечены в интерактив, организатор передает право использовать его экран участникам и они сами (своей «мышкой») выбирают вопросы.

Вопросы категории «Спросите у врача»:

100 б. По каким венам, расположенным в шее, кровь возвращается из головы в полую вену? Ответ: яремные вены

200 б. Какая часть тела страдает у человека, болеющего гингивитом? Ответ: Десны

300 б. Что обозначает термин «невус»? Ответ: родинка

400 б. Что трудно делать человеку, страдающему дисфагией? Ответ: глотать

500 б. Какое острое респираторное заболевание вызывает лающий кашель? Ответ: коклюш

Вопросы категории «Братья наши меньшие»:

100 б. Какая ночная нелетающая птица встречается только в Новой Зеландии и на прилегающих маленьких островах? Ответ: киви

200 б. За каких животных поднял тост покоритель Южного полюса Руаль Амундсен? Ответ: за собак

300 б. Когда европейцы привезли это животное на Таити, островитяне, до этого не видевшие его, дали ему название «свинья с зубами на голове». А как называем это животное мы? Ответ: корова

400 б. Обитатели Восточной Африки, впервые увидев танк, радостно закричали: «Фару! Фару!», поскольку танк напомнил им хорошо знакомое животное. Какое животное на их языке значит «фару»? Ответ: бегемот

500 б. Кто сказал: «Животные - мои друзья. А друзей я не ем»? Ответ: Английский писатель Бернард Шоу

Вопросы категории «Зелёные друзья»:

100 б. Какое растение имеет плод, названный "большой ягодой, волчьим персиком и перуанским яблоком"? Ответ: Томат

200 б. В ХVII в. В Египте её называли турецкой пшеницей. В Италии её сегодня зовут гранотурко, а на родине она известна под названием маис. Как это растение называем мы? Ответ: кукуруза

300 б. В средние века плоды этого растения ценились на вес золота. Им расплачивались вместо денег. В Европу его привозили из Индии, Явы, с Молуккских островов. Что это за растение? Ответ: черный перец

400 б. В Древнем Египте, а затем в Древней Греции это растение являлось символом горя, венки из него надевали в знак печали. Его ботаническое название - петрозелинум сативум (от греческого "petra" - скала, камень, т.к. его дикая форма произрастает на юге Европы в тенистых местах среди скал). Назовите это растение. Ответ: Петрушка

500 б. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить «великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для царя? Ответ: Арбуз

II раунд «Угадай мелодию»

Направлен на проверку знаний, а также способностей учащихся распознавать распространенных птиц Ульяновской области по их пению. Если участники затрудняются в ответе, то у них есть возможность использовать две подсказки, одна из которых представлена изображением самой птицы.

Птицы Ульяновской области

СШ №76
СШ №34

Гимназия №34

Мелодия

Подсказка: своим названием эта птицы обязана древним суевериям, в которых считалось, что она по ночам выдаивает коз.

Ответ: козодой обыкновенный

Мелодия

Подсказка: птица черного окраса, искусный мастер подражания самым разным звукам: визг автомобильных тормозов, свистки чайника, телефонные звонки и др.

Ответ: черный дрозд

Мелодия

Подсказка: маленькие юркие птицы, которые не только внешне напоминают воробьев, но и связаны с ними родственными узами.

Ответ: жаворонок полевой

Чтобы участники смогли услышать звук, организатор не забывает о том, что в начале игры, при настройке демонстрации экрана, выбирает вкладку «Совместное использование звука компьютера».

III Раунд «Ботанический ребус»

Каждая команда получает свой ребус, в котором загадан определенный биологический термин.



Ответ: корнеплод

Ответ: двудольные

Ответ: эндосперм

IV раунд «Экологический»

Направлен на развитие способностей учащихся решать проблемные задачи, активно и творчески мыслить, высказывать свое мнение и слушать мнения других, делать выводы. Организатор предлагает каждой команде сложный вопрос, требующий обсуждения, на экологичекую тематику. Чтобы участники одной команды могли обсудить вместе вопрос, не мешая остальным, организатор делит их на отдельные сессионные залы.

Чтобы вопрос всегда был перед глазами участников, организатор, прежде чем отправить участников в сессионный зал, показывает изображение QR-кодов (для каждой команды свой), в которых закодирован вопрос. Участники с помощью приложения, установленного заранее, сканируют код и получают вопрос на экране своего смартфона.

СШ №76
СШ №37
Гимназия №33

После совместного обсуждения, истечении отведенного времени, организа­тор возвращает из сессионных залов участников, и капитаны команд дают ответ.

Вопросы 4 раунда:

  1. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязнен­ные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К ка­ким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?
  2. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.
  3. Оказывается, не все болота одинаковые. Есть верховые болота, расположенные на водоразделах, они питаются только атмосферными осадками. В верховых болотах с толщиной торфа около 5 метров на каждые 100 гектаров площади приходится примерно 4,5 миллиона кубометров воды, причем чистой. Низинные болота, расположенные главным образом в поймах рек, питаются богатыми грунтовыми водами. Выскажите свое мнение относительно осушения болот.

В конце организатор подсчитывает набранные баллы и объявляет победителя. Наградный материал в виде электронного диплома отправляется на почту ОУ.

Таким образом, в условиях тесного сотрудничества с другими образовательными учреждениями с помощью различных форм взаимодействия образовательных организаций может успешно развиваться, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Литература

  1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. - Изд. Учитель, 2007. - 174 с.
  2. Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1;
  3. http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
  4. https://zoom.us/