Использование элементов методики CLIL на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6

Ключевые слова: английский язык


Одна из проблем в изучении английского языка школьниками - это слабая мотивация из-за того, что иностранный язык для подавляющего большинства может быть изучен только в "искусственных" условиях, в отличие от родного, русского. В основе образовательного процесса находятся учебники, учитель, доступные языковые реалии. Кроме того, владение иностранным языком нельзя свести к сумме информации, полученной из словаря и справочной литературы. Подобный навык можно измерить лишь возможностью использовать язык как средство общения, при помощи специальных контрольно-измерительных материалов или общеевропейской системы оценки уровня (CEFR1) знания иностранного языка.

________________

1 Common European Framework of Reference.

Решением данной проблемы может быть использование интегрированного подхода к обучению, когда предметное содержание изучается вместе с языковым. Одна из главных целей применения методики предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL2) - улучшение качества языкового образования. При этом важное внимание уделяется учащимся и их потребностям в общении и познании окружающего мира3. В данной статье предпринимается попытка показать, как повысить мотивацию к обучению на примере использования методики ClIL и теории множественного интеллекта Гарднера.

________________

2 Content and Language Integrated Learning
3 https://www.ecml.at/Resources/ECMLresources/tabid/277/ID/35/language/en-GB/Default.aspx

Понятие CLIL впервые сформулировано в 1994 году в работах Дэвида Марша. В европейской образовательной практике методика применяется уже десятилетиями.

В зависимости от того, что важнее изучить различают две разновидности данной методики. На уроке английского языка уместнее говорить о "soft CLIL" когда иностранный язык изучается с использованием тем и материалов из других предметных областей. Примером "hard CLIL" может быть факультативный курс, посвященный страноведению и истории англоязычных стран, когда язык выступает как средство обучения, а не цель.

Элементы CLIL можно найти и в российских учебниках, например, в учебнике УМК "Английский в фокусе" можно встретить разделы с предметным содержанием "Literature (литература)", "Culture Corner (культура)", "Science (наука)", "Going Green (экология)".

Несмотря на наличие специальных требований к языковому и содержательному аспектам обучения, некоторые аспекты CLIL могут быть полезны на каждом учебном занятии для стимулирования интереса и развития способностей обучающихся, повышения интерактивности. Данное положение вытекает из теории множественных интеллектов Говарда Гарднера, согласно которой в каждом человеке присутствуют определенные типы интеллектуальных способностей:

  • вербальный;
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • телесно-кинестетический;
  • внутриличностный;
  • межличностный.

Гарвардский психолог считает обязательным наличие доминанты, которая стимулируют быстрое постижение или развитие в определенной области. Таким образом, обучающемуся с наиболее развитыми музыкальными способностями проще всего будет изучать иностранный язык именно с использованием музыкальных композиций. Для человека с развитым логико-математическим интеллектом легче всего будет освоить математический английский.

Используя методику CLIL, был разработан материал для проведения урока английского языка в рамках интеграции уроков физической культуры и английского языка. Можно предположить, что большую пользу от такого урока могли бы извлечь обучающиеся с кинестетическим интеллектом, однако и для детей с другими доминантами была бы польза в таком занятии. Далее вы можете ознакомиться с презентацией плана урока, разработанного с применением методики CLIL.

Вывод: даже частичное применение методики CLIL способно принести пользу, развить способности школьников, повысить мотивацию в изучении иностранного языка, обеспечить интерактивность процесса обучения. Благодаря совместному освоению языка и предмета, ученики лучше понимают, как применять языковое знание в жизни.

Презентация

Полезные ресурсы

  1. Kay Bentley. The TKT Course Teaching Knowledge Test. Cambridge University Press, 2010.
  2. https://www.verywellmind.com/gardners-theory-of-multiple-intelligences-2795161
  3. https://skyteach.ru/2017/10/30/kak-primenyat-elementyi-metodiki-clil-na-uroke/
  4. https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/