Ребята, наша речь состоит из предложений. Сегодня мы с вами будем играть, предложения разбирать.
1. Починим сломанное предложение (игра с мячом):
- Собака, стол, спит, под. (Собака спит под столом).
- Мама, гулять, сад, в. (Мама гуляет в саду).
- Луг, на, коровы, вышли. (Коровы вышли на луг).
- Валя, море, в, плавал. (Валя плавал в море).
- Зайка, под, сидит, кустом. (Зайка сидит под кустом).
2. А сейчас давайте сами придумаем предложение по картине из 3-х слов:
Мама варит суп.
- Какое у тебя получилось предложение?
- А у тебя?
- Выложите количество слов полосками на столе.
- !!! Напоминаю:
- первое слово в предложении начинается с большой буквы;
- палочки лежат на расстоянии, потому что слова в предложении пишутся отдельно.
- Почему 1 слово в схеме с уголочком? (Предложение начинается с большой буквы).
- Что положим в конце предложения? (Точку).
- Давайте добавим красивые слова в предложение, опишем маму:
- добрая, красивая, трудолюбивая и т.д.
- Добавьте полоску в схему.
- Сколько слов в предложении? (Четыре).
- Назови 1-е слово? 3-е?
- А сейчас будем добавлять слова в начале предложения:
- Какой суп варит мама? (Гороховый, куриный и т.п.).
- Достаньте кастрюли.
- Узнаем сколько слов в предложении? (Пять).
- Добавьте полосочку в схему.
- Назовите 1-е слово в предложении; 3-е и последнее слова.
3. А сейчас покажем нашим гостям, какие мы внимательные (игра ладонь-кулак-ребро).
4. А еще у нас есть маленькие слова - это предлоги.
- Какие вы знаете предлоги? (ответы детей).
- Верно, они хоть и маленькие, но пишутся отдельно!
- Сейчас составьте предложения с предлогами «в», «на», «под».
Выкладываю на доске карточки с картинками: кошка - диван. Ответ детей: Кошка лежит на диване.
- Выложите схему предложений, предлог выкладываем красной полоской.
- На каком месте стоит предлог?
- Назовите последнее слово в предложении.
- Подберите к каждому предлогу схему. Выкладываю на доске карточки с картинками: улитка - листик, черепаха - коробка.
- Поднимите схему с подходящим предлогом.
5. Отдохнем: (игра запрещенное движение).
6. Поиграем в живое предложение:
взять слово, прочитать, составить предложение.
- !!! Напоминаю: - слова в предложении стоят отдельно, поэтому и вы близко друг к другу не подходите!
7. А сейчас наш любимый графический диктант.
- Что у вас получилось? (Собака).
- Придумайте предложение с этим животным. (Примеры детей).
- Ну что же, с заданием все справились, молодцы!