Формирование патриотического сознания и гражданской идентичности личности через внеурочную деятельность

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Класс: 3

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданская идентичность


Тебе, мой город Подмосковный,
Тебе, Дзержинский, труд наш скромный…
Мы посвящаем…

Формирование патриотического сознания и гражданской идентичности в Федеральном государственном стандарте начального образования выделено в качестве приоритетного направления воспитания. Работа в этом ключе предполагает взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Кроме того, данное направление не может быть ограничено рамками школьной жизни, особенно сейчас очень важно сотрудничество с родительской общественностью, учреждениями культуры, дополнительного образования.

Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и на толерантном отношении к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, и к людям других национальностей. Чем выше уровень культурного самосознания, тем выше уровень воспитанности человека вообще, тем бережнее он обращается с окружающими, природой, наследием поколений. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.

Выпускник начальной школы - это человек:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

С 2014 года в нашем лицее в рамках экспериментальной работы ведется деятельность по повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса путём создания тематических образовательных модулей, схема представлена ниже.

Модуль по формированию основ гражданской идентичности личности разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания гражданина Российской Федерации, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, занятия по внеурочной деятельности, классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела).

С целью формирования гражданской идентичности, патриотизма, активной жизненной позиции учащихся в МБОУ «Лицей №3» была разработана программа внеурочной деятельности «Город древний, город славный». В процессе реализации проекта была проведена диагностика школьников (октябрь 2020 года, апрель 2021года). Воспитательно-образовательная и научно-исследовательская деятельность была согласована со службой школьной медиации и состояла из 6-х этапов:

  • I - стартовый опрос (родители, дети) и входная диагностика;
  • II - создание рабочей группы для анализа полученной информации и подготовки методических рекомендаций к программе;
  • III - разработка программы по внеурочной деятельности «Город древний, город славный»;
  • IV - реализация программы;
  • V - контрольная диагностика.
  • VI - анализ проделанной работы.

На этапе констатирующего изучения был проведен опрос с целью выявления уровня сформированности гражданской идентичности учащихся 3 класса «В» в количестве 29 учащихся.

Выясняли уровень сформированности при помощи опросных листов, включающих в себя когнитивный, ценностный и эмоциональный компонент, в состав которых входили по пять вопросов, которые были предварительно разработаны нами и утверждены МО. Представляем результаты (в процентах) стартового опроса в 3 «В» классе.

Когнитивный компонент (знания), в %

1. В какой стране ты живешь? 100

2. Назови столицу России 65

3. В каком городе ты живешь? 93

4. Назови символику нашего города. 50

5. Как называется край, в котором мы живем? 37

Рассмотрим когнитивный компонент гражданской идентичности. На первый вопрос все респонденты ответили правильно, что составило 100%. Столицу России смогли сказать правильно 65% учеников, но 35%, отвечая на этот вопрос, назвали город, в котором они живут. Четвертый вопрос считался положительным, если ребенок называл 2 и более элемента символики. Таким образом, с данным вопросом справилось 50% учащихся, остальные 50% смогли назвать только по одному элементу городской символики. На пятый вопрос - о названии нашего края, Подмосковья, - правильный ответ дали 37% респондентов, остальные 63% учащихся на вопрос не ответили.

Ценностный компонент, в %

  • Любишь ли ты свою Родину? - 100
  • Любишь ли ты свой край? - 80
  • Знаешь ли ты историю своей семьи? Как зовут бабушку и прабабушку? - 50
  • Я интересуюсь историей, культурой своего народа - 45
  • Я принимаю активное участие в праздниках и мероприятиях, посвященных моей стране. Я могу назвать эти праздники - 45

При анализе результатов ценностного компонента были определены следующие показатели: на вопрос: «Любишь ли ты свою Родину?» 100% ответили утвердительно. На второй вопрос ответили «да» 80% учеников. На третий вопрос было получено меньше ответов: историю своей семьи до 4 поколения знают 50% учащихся. На четвертый вопрос ответы были неоднозначные. Ребята утверждали, что интересуются историей своей страны, культурой народа, но только 45% учащихся смогли подтвердить свой ответ фактами (например, Евгений Ш. назвал книгу на данную тему, с которой он знакомился самостоятельно, подготавливал презентацию, беседовал с родителями). Назвать государственные праздники смогли 45% респондентов: по мнению детей, это «День флага», «Новый год», «День авиации» и прочие.

Эмоциональный компонент, в %

  1. Испытываешь ли ты чувство радости, когда слышишь что-либо о выдающемся достижении своего народа?
    Да - 45 %; нет - 13 %; не знаю -32 %
  2. Испытываешь ли ты чувство гордости, что ты являешься жителем Подмосковья?
    Да - 55 %; нет - 0%; не знаю - 45%
  3. Испытываешь, ты чувство гордости и радости когда слышишь гимн города Дзержинский?
    Да- 80%; нет- 0%; не знаю -20%
  4. Испытываешь ли ты чувство уважения к ветеранам войны?
    Да - 60%; нет -0%; не знаю - 40 %
  5. Участвует ли твоя семья в акции «Бессмертный полк»?
    Да - 48%; нет - 52%; не знаю - 0%

Анализ ответов по эмоциональному компоненту гражданской идентичности показал следующие результаты: 45% школьников испытывают чувство радости, когда слышат что-либо о выдающихся достижениях народа свой страны. Однако, некоторые из школьников на поставленный вопрос ответили, что не испытывают чувства радости. Испытывают чувство гордости, являясь гражданином Подмосковья, 55% респондентов. 80 % учеников ответили, что испытывают чувство гордости, волнения, радости, когда слышат гимн города Дзержинский. Остальные 20% ответили, что ничего не испытывают. На четвертый вопрос эмоционально положительно ответили 60% респондентов, 40% детей ответили, что не знают. На пятый вопрос - об участии семьи в акции «Бессмертный полк» - 48% испытуемых сказали, что участвуют.

После полученных результатов возникла необходимость разработать программу по формированию гражданской идентичности личности и патриотического сознания. Для достижения данной цели было разработано методическое сопровождение процесса воспитания патриотически-ориентированной личности с высоким уровнем гражданского самосознания. Мы предположили, что необходимо подготовить систему мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.

Актуальность темы исследования определяется:

  • требованиями ФГОС второго поколения к личностным результатам;
  • необходимостью научного осмысления роли и места внеурочной деятельности в процессе формирования личности младшего школьника;
  • практической потребностью разработки оптимальных вариантов образовательных программ внеурочной деятельности.

Цель данной работы - формирование гражданской идентичности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной социализации обучающихся.

Основанием разработки образовательного проекта служат:

  • социальный заказ, вызванный потребностью современного общества в формировании патриотизма и гражданственности;
  • интересы всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов;
  • высокий уровень развития сетевого взаимодействия, объединяющий ресурсы города Дзержинский в единый информационный поток.

Новизна образовательного проекта заключается в следующем:

  • Принципиально новый уровень взаимодействия образовательного учреждения и организаций города в воспитании и внеурочном обучении подрастающего поколения.
  • Особое осмысление методов изучения истории, культуры, краеведения и способов формирования личности.

Задачами образовательного проекта следует считать:

  • Разработка методического сопровождения процесса воспитания патриотически ориентированной личности с высоким уровнем гражданского самосознания.
  • Взаимодействие с организациями города для обеспечения максимальных результатов образовательного процесса.
  • Повышение степени социализации учащихся для развития мотивации к общественной деятельности.

Формы и методы работы были применены различные: например, в учебной деятельности - интеллектуальные игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочное путешествие, знакомящее с особенностями Подмосковья, или заочное путешествие по местам боевой славы. Большое внимание было уделено классным часам, знакомящим с народными традициями, культурой и обычаями русского народа. В силу особенностей младшего школьного возраста, приоритет отдаётся внеурочной форме работы посредством сетевого взаимодействия коллектива лицея с общественными организациями города (городская библиотека, МАУК «Культурно-эстетический центр», совет ветеранов дальней авиации , Николо-Угрешский монастырь, музыкальная школа, спортивная школа «Орбита).

Осуществлялись подготовка и участие в праздниках - как государственных, так и народных, - трудовая деятельность, участие в областных Акциях «Посади дерево», «Лес победы», «Сдай макулатуру - спаси дерево». Были организованы экскурсии в КЭЦ города и музеи Москвы и Подмосковья. Дети принимали активное участие в проектной деятельности.

Были разработаны и проведены занятия по внеурочной деятельности, касающиеся основных исторических событий, знаний основных прав и обязанностей гражданина, знаний ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п.

Большое значение при организации этих занятий отводилось игровой технологии. При помощи копилки педагогических ситуаций, созданной учителями, учащиеся могли в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Дети получили исходный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо задаче, учились работать в коллективе, чтобы обоснованно выражать свое мнение, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. Кроме того, игра помогала мотивировать и дальнейшие действия.

В нашем учебном заведении функционирует музей, в рамках которого ведётся просветительская работа, посвященная героям Великой Отечественной войне - лётчикам дальней авиации и главному маршалу дальней авиации А.Е.Голованову. В рамках программы были проведены в музее уроки мужества, встречи с героями и детьми войны, с шефами из войсковых частей. О необходимости таковых//// упоминала в своём недавнем выступлении министр образования РФ Васильева Ольга Юрьевна.

Учащиеся начальных классов не только посещают экскурсии, подготовленные старшеклассниками, но и сами с удовольствием участвуют в патриотических мероприятиях:

  • поздравление ветеранов с праздником;
  • участие в концертах, посвященных Дню Победы;
  • акция «Лес Победы»;
  • акция «Бессмертный полк»;
  • фестиваль «Гербера».

Программа реализации проекта.

Работа по патриотическому воспитанию ведётся на всех этапах школьного образования в рамках Программы внеурочной деятельности.
Начало данной работы было положено в 1 классе. На основе федеральной программы «Я - гражданин России», мной был разработан блок с краеведческим компонентом.

1 класс - «С чего начинается Родина»

Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями и реликвиями, учит любить и уважать, чтить память предков, совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими.

2 класс - «Россия - Родина моя!»

Раздел формирует у учащихся чувство патриотизма, любви к России, знакомит с символами страны, важными событиями в её жизни. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственного аспекта личности ученика современной школы.

3 класс - «Город древний, город славный»

Раздел знакомит с памятными местами города Дзержинский, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, воспитывает уважение к людям, в нём живущим.

№ п/п

Форма работы

Название

Направления патриотического воспитания

3 класс

Содержательная линия: «Город древний, город славный».

1.

Виртуальная экскурсия

«Дзержинский - жемчужина России!»

Внеурочная деятельность

2.

Интегрированное занятие

«Символы города Дзержинский»

Внеурочная деятельность,
изобразительное искусство, музыка.

3.

Акция

Благотворительная ярмарка

Внеурочная деятельность, совместная деятельность.

4.

Выступление

«Выступление, посвященное Дню города»

Внеурочная деятельность, совместная деятельность.

5.

Занятие

«Страницы истории. Основание города»

Внеурочная деятельность

6.

Экскурсия

«Основание города. Дмитрий Донской».

Внеурочная деятельность

7.

Занятие

«Страницы истории. Николо-Угрешский монастырь»

Совместная деятельность

8.

Экскурсия

«Николо-Угрешский монастырь»

Совместная деятельность

9.

Городская краеведческая конференция

«Деревеньки Угреши»

Совместная деятельность. МАУК «Культурно-эстетический центр»

10.

Экскурсия

«Краеведческая экспозиция»

Совместная деятельность. МАУК «Культурно-эстетический центр»

11

Встреча с действующими летчиками дальней авиации

Урок мужества

Внеурочная деятельность (игра и беседа с лётчиками дальней авиации)

12

Экскурсия

«Улица Алексея Шама»

Совместная деятельность. (экскурсия, проведённая учащимися 9 класса лицея)

13

Экскурсия

«В.И.Доркин»

Совместная деятельность. МАУК «Культурно-эстетический центр»

14

Литературная гостиная

«Сквер Пушкина»

Внеурочная деятельность.

15

Встреча с интересными людьми (жителями деревень Угреши)

«Исторические страницы»

Совместная деятельность с городской библиотекой.

16

Театрализованная постановка

«Моя малая родина»

Совместная деятельность. МБУ «Молодёжный центр Лидер»

17

Акция

«Лес Победы»

Совместная деятельность с городским отделом общего образования и контроля качества Управления развития и отраслей социальной сферы.

Акция

«Бессмертный полк»

Совместная деятельность с городским отделом общего образования и контроля качества Управления развития и отраслей социальной сферы.

18

Экскурсия

«Сквер Победы»

Внеурочная деятельность

19

Конкурс рисунков

«Любимый уголок»

Внеурочная деятельность

20

Круглый стол

«…Войны священные страницы навеки в памяти людской» (история семьи в военные годы)

Внеурочная деятельность

21

Праздник

«Сия Угреша - сердце моё»

Внеурочная
деятельность

22

Народный праздник

Масленица

Совместная деятельность.
МАУК «Культурно-эстетический центр»

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

После проведения классных часов и воспитательных мероприятий была проведёна повторная диагностика в 3 «В» классе в апреле 2021 года. Сравнительные результаты по когнитивному, ценностному и эмоциональному компонентам приведены на диаграммах и показаны в процентах.

Когнитивный компонент, в %

  1. В какой стране ты живешь? - 100
  2. Назови столицу России? - 100
  3. В каком городе ты живешь? - 100
  4. Назови символику нашего города - 85
  5. Как называется край, в котором мы живем? - 90

Результаты входной и итоговой диагностики

Рис. 1. Результаты входной и итоговой диагностик когнитивного компонента.

Ценностный компонент, в %

  1. Любишь ли ты свою Родину? - 100
  2. Любишь свой край? - 100
  3. Знаешь ли ты историю своей семьи? Как зовут бабушку и прабабушку? - 80
  4. Я интересуюсь историей, культурой своего народа - 75
  5. Я принимаю активное участие в праздниках и мероприятиях, посвященных моей стране - 85

Рис.2 Результаты входной и итоговой диагностик ценностного компонента.

Эмоциональный компонент, в %

  1. Испытываешь ли ты чувство радости, когда слышишь что-либо о выдающемся достижении своего народа?
    Да - 65 %; нет - 13 %; не знаю - 22 %
  2. Испытываешь ли ты чувство гордости, что являешься жителем Подмосковья?
    Да - 100 %; нет - 0%; не знаю - 0%
  3. Испытываешь ты чувство гордости и радости, когда слышишь гимн города Дзержинский?
    Да - 100%; нет - 0%; не знаю - 0%
  4. Испытываешь ли ты чувство уважения к ветеранам войны?
    Да - 80%; нет -0%; не знаю - 20 %
  5. Участвует ли твоя семья в акции «Бессмертный полк»?
    Да - 80%; нет-20%; не знаю-0%

Анализируя данные, полученные в результате опроса учащихся и представленные на диаграммах, мы видим, что все показатели по когнитивному, ценностному и эмоциональному компонентам повысились. Таким образом, делаем вывод уровень, что уровень патриотического сознания и гражданской идентичности вырос.

Мы считаем, что разработанная программа по внеурочной деятельности «Город древний, город славный» является эффективным способом формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях традиционной школы.

Эффект проведённых занятий с младшими школьниками очевиден, но работа будет и должна продолжаться на протяжении всего образовательного процесса.

Программа «Город древний, город славный» является актуальным образовательным проектом, направленным на патриотическое воспитание младших школьников. Повышена степень мотивации учащихся к общественным делам и акциям, классный коллектив становится более сплочённым, формируется умение работать в группе согласованно. Таким образом, уровень социализации учащихся возрастает.

В результате нашей работы укомплектован пакет методического сопровождения процесса воспитания патриотически ориентированной личности.

Сформирована система сотрудничества: лицей - учащиеся - родители - городские организации. Надежными партнерами для нас стали:

  1. городской отдел общего образования и контроля качества Управления развития и отраслей социальной сферы.
  2. совет ветеранов города Дзержинский;
  3. городская библиотека;
  4. Николо-Угрешский монастырь;
  5. совет ветеранов дальней авиации;
  6. газета «Угрешские вести»;
  7. МАУК «Культурно-эстетический центр».

Проект актуален, востребован, необходим.

Он соответствует духу нового времени, поскольку наше государство нуждается в подрастающем поколении - патриотах своей Родины, способных укрепить и защитить своё Отечество.

Проект содействует осуществлению государственной политики в вопросе внедрения патриотизма как национальной идеи, определённой президентом Российской Федерации В.В.Путиным.