Тебе, мой город Подмосковный,
Тебе, Дзержинский, труд наш скромный…
Мы посвящаем…
Формирование патриотического сознания и гражданской идентичности в Федеральном государственном стандарте начального образования выделено в качестве приоритетного направления воспитания. Работа в этом ключе предполагает взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Кроме того, данное направление не может быть ограничено рамками школьной жизни, особенно сейчас очень важно сотрудничество с родительской общественностью, учреждениями культуры, дополнительного образования.
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и на толерантном отношении к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, и к людям других национальностей. Чем выше уровень культурного самосознания, тем выше уровень воспитанности человека вообще, тем бережнее он обращается с окружающими, природой, наследием поколений. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.
Выпускник начальной школы - это человек:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
С 2014 года в нашем лицее в рамках экспериментальной работы ведется деятельность по повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса путём создания тематических образовательных модулей, схема представлена ниже.
Модуль по формированию основ гражданской идентичности личности разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания гражданина Российской Федерации, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, занятия по внеурочной деятельности, классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела).
С целью формирования гражданской идентичности, патриотизма, активной жизненной позиции учащихся в МБОУ «Лицей №3» была разработана программа внеурочной деятельности «Город древний, город славный». В процессе реализации проекта была проведена диагностика школьников (октябрь 2020 года, апрель 2021года). Воспитательно-образовательная и научно-исследовательская деятельность была согласована со службой школьной медиации и состояла из 6-х этапов:
- I - стартовый опрос (родители, дети) и входная диагностика;
- II - создание рабочей группы для анализа полученной информации и подготовки методических рекомендаций к программе;
- III - разработка программы по внеурочной деятельности «Город древний, город славный»;
- IV - реализация программы;
- V - контрольная диагностика.
- VI - анализ проделанной работы.
На этапе констатирующего изучения был проведен опрос с целью выявления уровня сформированности гражданской идентичности учащихся 3 класса «В» в количестве 29 учащихся.
Выясняли уровень сформированности при помощи опросных листов, включающих в себя когнитивный, ценностный и эмоциональный компонент, в состав которых входили по пять вопросов, которые были предварительно разработаны нами и утверждены МО. Представляем результаты (в процентах) стартового опроса в 3 «В» классе.
Когнитивный компонент (знания), в %
1. В какой стране ты живешь? 100
2. Назови столицу России 65
3. В каком городе ты живешь? 93
4. Назови символику нашего города. 50
5. Как называется край, в котором мы живем? 37
Рассмотрим когнитивный компонент гражданской идентичности. На первый вопрос все респонденты ответили правильно, что составило 100%. Столицу России смогли сказать правильно 65% учеников, но 35%, отвечая на этот вопрос, назвали город, в котором они живут. Четвертый вопрос считался положительным, если ребенок называл 2 и более элемента символики. Таким образом, с данным вопросом справилось 50% учащихся, остальные 50% смогли назвать только по одному элементу городской символики. На пятый вопрос - о названии нашего края, Подмосковья, - правильный ответ дали 37% респондентов, остальные 63% учащихся на вопрос не ответили.
Ценностный компонент, в %
- Любишь ли ты свою Родину? - 100
- Любишь ли ты свой край? - 80
- Знаешь ли ты историю своей семьи? Как зовут бабушку и прабабушку? - 50
- Я интересуюсь историей, культурой своего народа - 45
- Я принимаю активное участие в праздниках и мероприятиях, посвященных моей стране. Я могу назвать эти праздники - 45
При анализе результатов ценностного компонента были определены следующие показатели: на вопрос: «Любишь ли ты свою Родину?» 100% ответили утвердительно. На второй вопрос ответили «да» 80% учеников. На третий вопрос было получено меньше ответов: историю своей семьи до 4 поколения знают 50% учащихся. На четвертый вопрос ответы были неоднозначные. Ребята утверждали, что интересуются историей своей страны, культурой народа, но только 45% учащихся смогли подтвердить свой ответ фактами (например, Евгений Ш. назвал книгу на данную тему, с которой он знакомился самостоятельно, подготавливал презентацию, беседовал с родителями). Назвать государственные праздники смогли 45% респондентов: по мнению детей, это «День флага», «Новый год», «День авиации» и прочие.
Эмоциональный компонент, в %
- Испытываешь ли ты чувство радости, когда слышишь что-либо о
выдающемся достижении своего народа?
Да - 45 %; нет - 13 %; не знаю -32 % - Испытываешь ли ты чувство гордости, что ты являешься
жителем Подмосковья?
Да - 55 %; нет - 0%; не знаю - 45% - Испытываешь, ты чувство гордости и радости когда слышишь
гимн города Дзержинский?
Да- 80%; нет- 0%; не знаю -20% - Испытываешь ли ты чувство уважения к ветеранам войны?
Да - 60%; нет -0%; не знаю - 40 % - Участвует ли твоя семья в акции «Бессмертный полк»?
Да - 48%; нет - 52%; не знаю - 0%
Анализ ответов по эмоциональному компоненту гражданской идентичности показал следующие результаты: 45% школьников испытывают чувство радости, когда слышат что-либо о выдающихся достижениях народа свой страны. Однако, некоторые из школьников на поставленный вопрос ответили, что не испытывают чувства радости. Испытывают чувство гордости, являясь гражданином Подмосковья, 55% респондентов. 80 % учеников ответили, что испытывают чувство гордости, волнения, радости, когда слышат гимн города Дзержинский. Остальные 20% ответили, что ничего не испытывают. На четвертый вопрос эмоционально положительно ответили 60% респондентов, 40% детей ответили, что не знают. На пятый вопрос - об участии семьи в акции «Бессмертный полк» - 48% испытуемых сказали, что участвуют.
После полученных результатов возникла необходимость разработать программу по формированию гражданской идентичности личности и патриотического сознания. Для достижения данной цели было разработано методическое сопровождение процесса воспитания патриотически-ориентированной личности с высоким уровнем гражданского самосознания. Мы предположили, что необходимо подготовить систему мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.
Актуальность темы исследования определяется:
- требованиями ФГОС второго поколения к личностным результатам;
- необходимостью научного осмысления роли и места внеурочной деятельности в процессе формирования личности младшего школьника;
- практической потребностью разработки оптимальных вариантов образовательных программ внеурочной деятельности.
Цель данной работы - формирование гражданской идентичности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной социализации обучающихся.
Основанием разработки образовательного проекта служат:
- социальный заказ, вызванный потребностью современного общества в формировании патриотизма и гражданственности;
- интересы всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов;
- высокий уровень развития сетевого взаимодействия, объединяющий ресурсы города Дзержинский в единый информационный поток.
Новизна образовательного проекта заключается в следующем:
- Принципиально новый уровень взаимодействия образовательного учреждения и организаций города в воспитании и внеурочном обучении подрастающего поколения.
- Особое осмысление методов изучения истории, культуры, краеведения и способов формирования личности.
Задачами образовательного проекта следует считать:
- Разработка методического сопровождения процесса воспитания патриотически ориентированной личности с высоким уровнем гражданского самосознания.
- Взаимодействие с организациями города для обеспечения максимальных результатов образовательного процесса.
- Повышение степени социализации учащихся для развития мотивации к общественной деятельности.
Формы и методы работы были применены различные: например, в учебной деятельности - интеллектуальные игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочное путешествие, знакомящее с особенностями Подмосковья, или заочное путешествие по местам боевой славы. Большое внимание было уделено классным часам, знакомящим с народными традициями, культурой и обычаями русского народа. В силу особенностей младшего школьного возраста, приоритет отдаётся внеурочной форме работы посредством сетевого взаимодействия коллектива лицея с общественными организациями города (городская библиотека, МАУК «Культурно-эстетический центр», совет ветеранов дальней авиации , Николо-Угрешский монастырь, музыкальная школа, спортивная школа «Орбита).
Осуществлялись подготовка и участие в праздниках - как государственных, так и народных, - трудовая деятельность, участие в областных Акциях «Посади дерево», «Лес победы», «Сдай макулатуру - спаси дерево». Были организованы экскурсии в КЭЦ города и музеи Москвы и Подмосковья. Дети принимали активное участие в проектной деятельности.
Были разработаны и проведены занятия по внеурочной деятельности, касающиеся основных исторических событий, знаний основных прав и обязанностей гражданина, знаний ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п.
Большое значение при организации этих занятий отводилось игровой технологии. При помощи копилки педагогических ситуаций, созданной учителями, учащиеся могли в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Дети получили исходный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо задаче, учились работать в коллективе, чтобы обоснованно выражать свое мнение, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. Кроме того, игра помогала мотивировать и дальнейшие действия.
В нашем учебном заведении функционирует музей, в рамках которого ведётся просветительская работа, посвященная героям Великой Отечественной войне - лётчикам дальней авиации и главному маршалу дальней авиации А.Е.Голованову. В рамках программы были проведены в музее уроки мужества, встречи с героями и детьми войны, с шефами из войсковых частей. О необходимости таковых//// упоминала в своём недавнем выступлении министр образования РФ Васильева Ольга Юрьевна.
Учащиеся начальных классов не только посещают экскурсии, подготовленные старшеклассниками, но и сами с удовольствием участвуют в патриотических мероприятиях:
- поздравление ветеранов с праздником;
- участие в концертах, посвященных Дню Победы;
- акция «Лес Победы»;
- акция «Бессмертный полк»;
- фестиваль «Гербера».
Программа реализации проекта.
Работа по патриотическому воспитанию ведётся на всех этапах
школьного образования в рамках Программы внеурочной
деятельности.
Начало данной работы было положено в 1 классе. На основе
федеральной программы «Я - гражданин России», мной был
разработан блок с краеведческим компонентом.
1 класс - «С чего начинается Родина»
Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями и реликвиями, учит любить и уважать, чтить память предков, совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими.
2 класс - «Россия - Родина моя!»
Раздел формирует у учащихся чувство патриотизма, любви к России, знакомит с символами страны, важными событиями в её жизни. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственного аспекта личности ученика современной школы.
3 класс - «Город древний, город славный»
Раздел знакомит с памятными местами города Дзержинский, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, воспитывает уважение к людям, в нём живущим.
№ п/п |
Форма работы |
Название |
Направления патриотического воспитания |
3 класс |
|||
Содержательная линия: «Город древний, город славный». |
|||
1. |
Виртуальная экскурсия |
«Дзержинский - жемчужина России!» |
Внеурочная деятельность |
2. |
Интегрированное занятие |
«Символы города Дзержинский» |
Внеурочная деятельность,
|
3. |
Акция |
Благотворительная ярмарка |
Внеурочная деятельность, совместная деятельность. |
4. |
Выступление |
«Выступление, посвященное Дню города» |
Внеурочная деятельность, совместная деятельность. |
5. |
Занятие |
«Страницы истории. Основание города» |
Внеурочная деятельность |
6. |
Экскурсия |
«Основание города. Дмитрий Донской». |
Внеурочная деятельность |
7. |
Занятие |
«Страницы истории. Николо-Угрешский монастырь» |
Совместная деятельность |
8. |
Экскурсия |
«Николо-Угрешский монастырь» |
Совместная деятельность |
9. |
Городская краеведческая конференция |
«Деревеньки Угреши» |
Совместная деятельность. МАУК «Культурно-эстетический центр» |
10. |
Экскурсия |
«Краеведческая экспозиция» |
Совместная деятельность. МАУК «Культурно-эстетический центр» |
11 |
Встреча с действующими летчиками дальней авиации |
Урок мужества |
Внеурочная деятельность (игра и беседа с лётчиками дальней авиации) |
12 |
Экскурсия |
«Улица Алексея Шама» |
Совместная деятельность. (экскурсия, проведённая учащимися 9 класса лицея) |
13 |
Экскурсия |
«В.И.Доркин» |
Совместная деятельность. МАУК «Культурно-эстетический центр» |
14 |
Литературная гостиная |
«Сквер Пушкина» |
Внеурочная деятельность. |
15 |
Встреча с интересными людьми (жителями деревень Угреши) |
«Исторические страницы» |
Совместная деятельность с городской библиотекой. |
16 |
Театрализованная постановка |
«Моя малая родина» |
Совместная деятельность. МБУ «Молодёжный центр Лидер» |
17 |
Акция |
«Лес Победы» |
Совместная деятельность с городским отделом общего образования и контроля качества Управления развития и отраслей социальной сферы. |
Акция |
«Бессмертный полк» |
Совместная деятельность с городским отделом общего образования и контроля качества Управления развития и отраслей социальной сферы. |
|
18 |
Экскурсия |
«Сквер Победы» |
Внеурочная деятельность |
19 |
Конкурс рисунков |
«Любимый уголок» |
Внеурочная деятельность |
20 |
Круглый стол |
«…Войны священные страницы навеки в памяти людской» (история семьи в военные годы) |
Внеурочная деятельность |
21 |
Праздник |
«Сия Угреша - сердце моё» |
Внеурочная
|
22 |
Народный праздник |
Масленица |
Совместная деятельность.
|
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
После проведения классных часов и воспитательных мероприятий была проведёна повторная диагностика в 3 «В» классе в апреле 2021 года. Сравнительные результаты по когнитивному, ценностному и эмоциональному компонентам приведены на диаграммах и показаны в процентах.
Когнитивный компонент, в %
- В какой стране ты живешь? - 100
- Назови столицу России? - 100
- В каком городе ты живешь? - 100
- Назови символику нашего города - 85
- Как называется край, в котором мы живем? - 90
Результаты входной и итоговой диагностики
Рис. 1. Результаты входной и итоговой диагностик когнитивного компонента.
Ценностный компонент, в %
- Любишь ли ты свою Родину? - 100
- Любишь свой край? - 100
- Знаешь ли ты историю своей семьи? Как зовут бабушку и прабабушку? - 80
- Я интересуюсь историей, культурой своего народа - 75
- Я принимаю активное участие в праздниках и мероприятиях, посвященных моей стране - 85
Рис.2 Результаты входной и итоговой диагностик ценностного компонента.
Эмоциональный компонент, в %
- Испытываешь ли ты чувство радости, когда слышишь что-либо о
выдающемся достижении своего народа?
Да - 65 %; нет - 13 %; не знаю - 22 % - Испытываешь ли ты чувство гордости, что являешься жителем
Подмосковья?
Да - 100 %; нет - 0%; не знаю - 0% - Испытываешь ты чувство гордости и радости, когда слышишь
гимн города Дзержинский?
Да - 100%; нет - 0%; не знаю - 0% - Испытываешь ли ты чувство уважения к ветеранам войны?
Да - 80%; нет -0%; не знаю - 20 % - Участвует ли твоя семья в акции «Бессмертный полк»?
Да - 80%; нет-20%; не знаю-0%
Анализируя данные, полученные в результате опроса учащихся и представленные на диаграммах, мы видим, что все показатели по когнитивному, ценностному и эмоциональному компонентам повысились. Таким образом, делаем вывод уровень, что уровень патриотического сознания и гражданской идентичности вырос.
Мы считаем, что разработанная программа по внеурочной деятельности «Город древний, город славный» является эффективным способом формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях традиционной школы.
Эффект проведённых занятий с младшими школьниками очевиден, но работа будет и должна продолжаться на протяжении всего образовательного процесса.
Программа «Город древний, город славный» является актуальным образовательным проектом, направленным на патриотическое воспитание младших школьников. Повышена степень мотивации учащихся к общественным делам и акциям, классный коллектив становится более сплочённым, формируется умение работать в группе согласованно. Таким образом, уровень социализации учащихся возрастает.
В результате нашей работы укомплектован пакет методического сопровождения процесса воспитания патриотически ориентированной личности.
Сформирована система сотрудничества: лицей - учащиеся - родители - городские организации. Надежными партнерами для нас стали:
- городской отдел общего образования и контроля качества Управления развития и отраслей социальной сферы.
- совет ветеранов города Дзержинский;
- городская библиотека;
- Николо-Угрешский монастырь;
- совет ветеранов дальней авиации;
- газета «Угрешские вести»;
- МАУК «Культурно-эстетический центр».
Проект актуален, востребован, необходим.
Он соответствует духу нового времени, поскольку наше государство нуждается в подрастающем поколении - патриотах своей Родины, способных укрепить и защитить своё Отечество.
Проект содействует осуществлению государственной политики в вопросе внедрения патриотизма как национальной идеи, определённой президентом Российской Федерации В.В.Путиным.