Открытый урок по русскому языку во 2-м классе по теме "Предлог и приставка"

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, приставка, предлоги


Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.

Цели урока:

  • познакомить с понятием «предлог», «приставка»;
  • формировать умения отличать предлоги от приставок;
  • развивать умения правильного написания приставок и предлогов со словами;
  • развивать речь, память, мышление.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал, музыка.

Формы работы и ресурсы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинаем мы урок!

А урок мы начнем с такой пословицы:

Ученье - лучшее богатство! (вывесить надпись на доску)

Как понимаете это выражение? Тогда отправляемся за богатством знаний…

2. Актуализация знаний

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа (выделяем все изученные орфограммы)

А пока записываете, скажу, что по народному календарю 22 октября - это Яков-древопилец.

С Якова люди начинали заготавливать дрова для русской печи. Считалось, что валить лес на дрова нужно с середины осени, когда большинство лиственных деревьев с листвой расстались и приготовились к зимней спячке.

Хором:

Тетрадь правильно кладу,
Ручку верно я держу,
За осанкою слежу
И только тогда красиво напишу!

- А начинаем мы урок всегда с чего? (с минутки чистописания)

Минутка чистописания

Введение нового материала

- Как вы думаете, учителем быть сложно?

- Тогда я вам предлагаю побыть учителем в роли меня.

- Спишите слова, исправляя ошибки: (на доске записаны слова с ошибками)

Пагода, читверк, празник, пшиница, шосе, сгоры, кампютер.

Сверка с образцом.

    0 ошибок - «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2-3 ошибки - «3»
  • Более 3 - с работой не справился

Ребята, встаньте те, кто получил сегодня 4,5. Мы вами гордимся. Похлопайте, кому понравилась профессия учителя. Спасибо!

А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Какое слово лишнее? ((с) горы)

Почему? (все слова словарные, а слово «(с) горы» - нет).

- Почему пишется раздельно? («С» - предлог, можно между словами вставить слово)

4. Создание проблемной ситуации

А скатился с горы тоже нужно написать раздельно? …..

(С)КАТИЛСЯ (С) ГОРЫ (на доску прикрепить)

- Какую работу выполняет (С) горы - это предлог, можно между этими словами поставить новое слово (с крутой горы), а в слове СКАТИЛСЯ - после «С» слово не поставишь, значит это не предлог. А что? (приставка)

Кто догадался тему сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Предлог и приставка» - вывесить тему на доску.

- Какую мы перед собой поставим цель? (различать приставку от предлога и правильно писать их)

5. Работа по теме урока

Правильно ли мы определили тему урока, узнаем, открыв учебник на стр. 58.

Что же такое предлог? (отдельное слово, служит для связи слов в предложении)

Предлог - в переводе с греческого языка, обозначает «перед словом», их около 200.

Приставка? (часть слова, служит для образования новых слов, она приставляется к слову)

Потренируемся различать приставку от предлога, выполнив упражнение 50. (коллективное выполнение упражнения)

- Кто найдет слова с предлогом и докажет свой выбор?

- Кто найдет слова с предлогом и докажет свой выбор?

- А кто нашел слова с приставкой?

Игра: «Передай мелок»

Запомните: глаголы предлогов не имеют, они всегда пишутся в одно слово!

Сущ. с предлогом

Глагол с приставкой

За горою

захотелось

С колбасою

прогуляться

На траве

поваляться

6. Физкультминутка

А теперь немного отдохнем.

Разминка «Как живешь?

Зарядка для глаз: найти в классе голубой цвет, желтый, золотой…

7. Закрепление изученного материала

А пока мы танцевали, осень нам принесла необычные конверты.

Чтобы открыть эти конверты, нам сначала необходимо вспомнить правила.

Покажи сигнал готовности

Ваша задача: по моему сигналу открыть конверты и распределить слова на две группы, выделить орфограммы.

Сверка с интерактивной доской.

Встаньте те пары, кто выполнил все верно. Похлопаем.

7. Проверка первичного усвоения знаний

Работать вместе, в паре вы умеете, а вот самостоятельно? Кто догадался, какой следующий этап работы? (самостоятельная работа). У вас на столе лежат карточки.

  1. Подпишите свою работу
  2. По моему сигналу прочитайте внимательно задание
  3. Выполните задание в тетради
  4. Выполните работу
  5. Удачи!

Упал (с)березы, (за)пить мол..ком, (при)нес (из)м..г..зина, (про)катился (на)коньках,(на)писал (в)тетрадь.

8. Подведение итогов

- Какова была цель урока?

- Что такое предлог?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего нужны предлоги?

- А что такое приставка?

9. Рефлексия (проектор, музыка)

На проекторе размещено дерево. У каждого ученика лежит на парте кленовый листок с магнитом.

Если вы считаете, что сегодня цель урока вы достигли и плодотворно поработали, поместите кленовый листочек на дерево.

Помните: чем выше листок на дереве, тем больше ваше богатство знаний.

10. Домашнее задание

Учебник упр. 36.

Ребята, спасибо за урок!