Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.
Цели урока:
- познакомить с понятием «предлог», «приставка»;
- формировать умения отличать предлоги от приставок;
- развивать умения правильного написания приставок и предлогов со словами;
- развивать речь, память, мышление.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал, музыка.
Формы работы и ресурсы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок, начинаем мы урок!
А урок мы начнем с такой пословицы:
Ученье - лучшее богатство! (вывесить надпись на доску)
Как понимаете это выражение? Тогда отправляемся за богатством знаний…
2. Актуализация знаний
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа (выделяем все изученные орфограммы)
А пока записываете, скажу, что по народному календарю 22 октября - это Яков-древопилец.
С Якова люди начинали заготавливать дрова для русской печи. Считалось, что валить лес на дрова нужно с середины осени, когда большинство лиственных деревьев с листвой расстались и приготовились к зимней спячке.
Хором:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку верно я держу,
За осанкою слежу
И только тогда красиво напишу!
- А начинаем мы урок всегда с чего? (с минутки чистописания)
Минутка чистописания
Введение нового материала
- Как вы думаете, учителем быть сложно?
- Тогда я вам предлагаю побыть учителем в роли меня.
- Спишите слова, исправляя ошибки: (на доске записаны слова с ошибками)
Пагода, читверк, празник, пшиница, шосе, сгоры, кампютер.
Сверка с образцом.
-
0 ошибок - «5»
- 1 ошибка - «4»
- 2-3 ошибки - «3»
- Более 3 - с работой не справился
Ребята, встаньте те, кто получил сегодня 4,5. Мы вами гордимся. Похлопайте, кому понравилась профессия учителя. Спасибо!
А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Какое слово лишнее? ((с) горы)
Почему? (все слова словарные, а слово «(с) горы» - нет).
- Почему пишется раздельно? («С» - предлог, можно между словами вставить слово)
4. Создание проблемной ситуации
А скатился с горы тоже нужно написать раздельно? …..
(С)КАТИЛСЯ (С) ГОРЫ (на доску прикрепить)
- Какую работу выполняет (С) горы - это предлог, можно между этими словами поставить новое слово (с крутой горы), а в слове СКАТИЛСЯ - после «С» слово не поставишь, значит это не предлог. А что? (приставка)
Кто догадался тему сегодняшнего урока?
Тема сегодняшнего урока «Предлог и приставка» - вывесить тему на доску.
- Какую мы перед собой поставим цель? (различать приставку от предлога и правильно писать их)
5. Работа по теме урока
Правильно ли мы определили тему урока, узнаем, открыв учебник на стр. 58.
Что же такое предлог? (отдельное слово, служит для связи слов в предложении)
Предлог - в переводе с греческого языка, обозначает «перед словом», их около 200.
Приставка? (часть слова, служит для образования новых слов, она приставляется к слову)
Потренируемся различать приставку от предлога, выполнив упражнение 50. (коллективное выполнение упражнения)
- Кто найдет слова с предлогом и докажет свой выбор?
- Кто найдет слова с предлогом и докажет свой выбор?
- А кто нашел слова с приставкой?
Игра: «Передай мелок»
Запомните: глаголы предлогов не имеют, они всегда пишутся в одно слово!
Сущ. с предлогом |
Глагол с приставкой |
За горою |
захотелось |
С колбасою |
прогуляться |
На траве |
поваляться |
6. Физкультминутка
А теперь немного отдохнем.
Разминка «Как живешь?
Зарядка для глаз: найти в классе голубой цвет, желтый, золотой…
7. Закрепление изученного материала
А пока мы танцевали, осень нам принесла необычные конверты.
Чтобы открыть эти конверты, нам сначала необходимо вспомнить правила.
Покажи сигнал готовности
Ваша задача: по моему сигналу открыть конверты и распределить слова на две группы, выделить орфограммы.
Сверка с интерактивной доской.
Встаньте те пары, кто выполнил все верно. Похлопаем.
7. Проверка первичного усвоения знаний
Работать вместе, в паре вы умеете, а вот самостоятельно? Кто догадался, какой следующий этап работы? (самостоятельная работа). У вас на столе лежат карточки.
- Подпишите свою работу
- По моему сигналу прочитайте внимательно задание
- Выполните задание в тетради
- Выполните работу
- Удачи!
Упал (с)березы, (за)пить мол..ком, (при)нес (из)м..г..зина, (про)катился (на)коньках,(на)писал (в)тетрадь. |
8. Подведение итогов
- Какова была цель урока?
- Что такое предлог?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Для чего нужны предлоги?
- А что такое приставка?
9. Рефлексия (проектор, музыка)
На проекторе размещено дерево. У каждого ученика лежит на парте кленовый листок с магнитом.
Если вы считаете, что сегодня цель урока вы достигли и плодотворно поработали, поместите кленовый листочек на дерево.
Помните: чем выше листок на дереве, тем больше ваше богатство знаний.
10. Домашнее задание
Учебник упр. 36.
Ребята, спасибо за урок!