Развитие у детей социально-бытовых компетенций, связанных с приготовлением пищи как важное направление реализации программы «Разговор о правильном питании» средствами визуализации

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Правильное питание


Проблема раннего формирования компетентности правильного здорового питания у дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков о здоровом питании, о здоровом образе жизни, в том числе осознанную потребность ежедневного применения этих знаний. Социально-бытовая компетенция рассматривается исследователями как совокупность знаний о социальном и предметном мире, умений осуществлять социальное взаимодействие с взрослыми, сверстниками и продуктивную деятельность с объектами реальной действительности.

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как бабушка печёт пирожки и т.д.

Тема/ тематические блоки

Содержание

Формируемые социально-бытовые навыки

Темы, связанные с изучением продуктов питания и приготовлением блюд из них

Пищевая ценность продуктов Приготовление различных простых блюд: основные приемы и правила

Умение самостоятельно или с помощью взрослого приготовить для себя и своей семьи простые кулинарные блюда, соблюдая правильную последовательность приготовления, санитарно- гигиенические правила и правила безопасной работы

Темы, связанные с изучением этикета и сервировки стола

Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину. Сервировка праздничного стола. Украшение блюд. Способы подачи блюд. Правила этикета

Умение сервировать стол; оформлять приготовленные блюда; соблюдать правила этикета

Эффективным способом обучения правилам здорового образа жизни и здорового питания является различные приемы визуализации.

Курс «Радуга здорового питания» реализуется по первому разделу «Разговор о правильном питании» включает шесть модулей:

1. «Витаминные истории».

Цель: Приготовление простых блюд: основные приемы и правила (винегрет, витаминный салат, бутерброд) Закреплять знания о разнообразии и пользе овощей, их сочетании, получить представления о способах нарезки овощей и оформлении овощных блюд.

2. «Хлеб хозяин дома - всему он голова».

Цель: Цель: Обогатить представления о приготовлении блюд из хлеба. Раскрыть секрет использования черного хлеба

3. «Богатырская каша».

Цель: Приготовление простых блюд: основные приемы и правила (разноцветная каша с тыквой - в мультиварке); правила безопасного пользования электрооборудованием

4. «Правила этикета».

Цель: Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину. Сервировка праздничного стола. Украшение блюд. Способы подачи блюд.

5. «Если хочешь быть здоров».

Цель: Цель: дать знания о безопасном питании, Упражняться в составлении рецептов блюд для обеда, называть все составляющие ингредиенты трех блюд.

6. «Кулинарный сторисек» - мешок историй о продуктах питания и ЗОЖ.

Цель: в доступной и познавательной форме раскрыть интересные факты о пользе разнообразных фруктов, ягод, овощей, круп, целебных трав, чае, орехах, меде.

Модульность структуры реализации курса «Радуга здорового питания» предполагает применение разнообразных форм реализации: образовательная деятельность, включенная в базовый учебный план (1 раз в месяц), совместная деятельность воспитателя с детьми (игры, беседы, разбор ситуаций, работа с карточками, видео-экскурсии, самостоятельная деятельность детей, отраженная в сюжетно - ролевых играх.)

Каждая тема реализуется в формах деятельности, свойственной ребенку старшего дошкольного возраста: словесные и дидактические игры, активное использование ИКТ технологий: просмотр мультимедийной презентации, анимационный познавательный фильм с вопросами и выполнением заданий на интерактивной доске, виртуальные экскурсии по музея питания; ситуационная игра, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

Интересно и полезно использовать в работе с детьми схемы-модели; технологические карты при приготовлении супа, борща, компота, чая; ознакомление с национальными блюдами Северного Кавказа через видеофильмы, использование флеш-карты например, «Сказка про богатырскую кашу» с использованием анимационных картинок, дети знакомятся с технологией изготовления каши богатырей. Главный герой Повар, берет себе в помощницы девочку Катю и мальчика Петю и вместе с ними проходит все этапы создания каши, запоминая последовательность. И в итоге все любуются цветной кашей из разных круп. Таким образом, Повар получает себе помощников, а дети узнают, что такой вид каши особенно полезен для здоровья у жителей Северного Кавказа.

Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. В целях более эффективной реализации курса, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций), используются такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации различные способы визуализации:

  • Просмотр сказки «Путешествие пирожка»,
  • Виртуальные экскурсии: «Где и как готовят пищу», «Музеи продуктов питания»
  • Практикум «Накрываем стол к ужину»; «Готовим витаминный салат»; «Солнечная каша»
  • Игра-демонстрация «Как приготовить полезный бутерброд», «Готовим полезный сок». Цель: закреплять знания детей о приготовлении напитков с помощью соковыжималки.
  • Виртуальное приготовление каш - просмотр мультфильма «Каша из топора».
  • Виртуальная экскурсия «Меню современных олимпийцев».
  • Мультфильмы из серии «Семья Почемучек»; фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф. «Дракоша на шоколадной фабрике», фрагмент х./ф. «Новогодние приключения Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги,).
  • Экспериментальная деятельность «Дрожжевое тесто» опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Выпекаем хлеб».
  • Использование технологических карт приготовления блюд. Технологическая карта позволяет детям планировать и организовывать свою работу, развивает самостоятельность.
  • Игра: «Кто из героев испек творожные пончики?».

Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других. Дети продолжали знакомиться со свойствами овощей и фруктов, нарезать салаты, придумывать самостоятельные рецепты. Косточки, которые дети нашли во фруктах, было решено посадить в землю, понаблюдать за ними.

Дети познакомились с разными сортами муки - ржаной и пшеничной, изготовили хлеб из них, наблюдали, как он печется в хлебопечке.

В результате работы у детей появится интерес к труду взрослых, сформировались навыки в приготовлении блюд и их эстетического оформления. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т.д.).

Таким образом, применение различных способов визуализации позволила моим воспитанникам расширить представления о свойствах продуктах, о приготовлении пищи, умение экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его, обобщать результаты своей деятельности.

У профессии воспитателя и повара можно найти много общего. Как искусный кулинар придумывает свой идеальный рецепт блюда, так и воспитатель ищет, добавляет необходимые ингредиенты, чтобы образовательный процесс был интересным и увлекательным для детей.