Работая в школе в группе продленного дня уже 6 лет решила, что пора рассказать, что это такое, насколько важна данная работа, какие проблемы и задачи мы решаем каждый день. Для начала давайте разберемся в понятиях: школа, продленный день, воспитательная работа.
Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей. Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают, где число учащихся превышают всякие нормы для педагога. Что в корне не верно, ведь вторая половина дня в школе являются такой же образовательной и воспитательной деятельностью, как и первая, но виды деятельности меняются. Самую важную из задач ГПД - является забота о том, чтобы время свободное от выполнения учебных заданий, заполнялось разумно и интересно у ребенка. В условиях продленного дня у педагога решается задача - изучить психологические, творческие, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в конкретном классе (группой детей одного возраста).
ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня. Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.
Какую же цель преследует продленный день в школе? Цель ГПД - организация труда и отдыха детей, родители которых заняты на работе, а также забота об их здоровье и развитии.
Задачи продленного дня:
- дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);
- создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, кружковая деятельность);
- оказание помощи семье в воспитании и образовании детей.
Как видите, основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы. Задачи реализуются с помощью особенностями продлённого дня:
- Все виды деятельности сконцентрированы в школьном коллективе под руководством педагога на протяжении дня.
- Продленный день выполняет большую часть воспитательных и хозяйственных функций семьи.
- В ГПД мы можем наблюдать максимальное сближение общественного и семейного воспитания.
- Удовлетворяется потребностей учащихся в общении, в развитии, способностях и дарований.
- Именно дети, которые остаются в школе до конца дня, максимально включаются в различные виды деятельности, что приводит к разностороннему развитию детей.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о достоинствах группы продленного дня. В условиях продленного дня педагог-воспитатель совместно с учителем имеет возможность сосредоточить все виды деятельности ребенка в детском коллективе. Возникает необходимость перенести значительную часть дидактических, воспитательных, хозяйственных функций семьи в школу. Научить детей использовать материальной базы школы (посещение библиотеки, атласы, словари и тп.). Создание благоприятных условий для построения режима дня.
Но нельзя, пройти мимо и не заметить, что как достоинства есть и недостатки:
- оторванность от дома;
- перегруженность ребенка;
- иногда недостаток в движении.
Помня о недостатках, нужно планировать и организовывать режим дня ( в том числе все мероприятия, разных направлений) в классе, таким образом, чтобы исключить эти минусы.
В каждом классе в зависимости от учебной нагрузки, есть свой режим дня. Расскажу, о том, как в моей школе организуется режим дня.
Примерный режим группы продленного дня для 1 класса
Время |
Вид деятельности |
13.10-13.20 |
Прием детей в группу продленного дня |
13.20-13.50 |
Обед |
13.50-14.50 |
Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе |
14.50-16.00 |
Самоподготовка с физкультминутками |
16.00-16.15 |
Полдник |
16.15-17.00 |
Игры, беседы, викторины, занятия по интересам, музыкальные и спортивные часы, дополнительное образование |
17.00-18.00 |
Прогулка, игры на открытом воздухе |
Данный режим подходит для 1 класса, а так же для классов, в которых по 5 уроков.
Примерный режим группы продленного дня для 2-4 классов
Время |
Вид деятельности |
13.10-13.20 |
Прием детей в группу продленного дня |
13.20-13.45 |
Обед |
13.45-14.15 |
6 урок |
14.15-15.10 |
Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе |
15.10 - 16.10 |
Самоподготовка с физкультминутками |
16.10 -16.25 |
Полдник |
16.25-17.30 |
Игры, беседы, викторины, занятия по интересам, музыкальные и спортивные часы, дополнительное образование |
17.30-18.00 |
Прогулка, игры на открытом воздухе |
Для любого класса начальной школы у нас обязательное условие - это прогулка. Дети должны отдыхать и переключаться между видами деятельности.
Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:
- в 1 классе со второго полугодия - до 1 часа;
- во 2-м - до 1,5 часов;
- в 3-4-м классах - до 2 часов.
Поэтому режим дня является примерным, которого придерживается педагог-воспитатель.
Какие направления я включаю в свою работу с детьми?
Внеурочную деятельность организую по направлениям развития личности - спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, общеинтеллектуальное, экологическое, трудовое, общекультурное. А так же включаю работу по профилактике правонарушений и соблюдений ПДД. Например, темы по ПДД:
ДАТА |
ФОРМА |
ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ |
2.09 |
Викторина |
Единый день профилактики ДДТТ «Детям Подмосковья - безопасные дороги» |
10.09 |
Беседа |
«Правила ПДД» (показ мультфильма) |
15.09 |
Беседа |
Что такое ПДД? |
24.09 |
Викторина |
«Как правильно передвигаться на транспорте по дороге?» |
19.10 |
Работа с родителями |
Памятки по ПДД для мам и пап |
15.12 |
Беседа |
Безопасность на дороге зимой |
27.01 |
Игра |
Прогулка - игра «Основы детской безопасности на улице» |
18.02 |
Тестирование |
Пешеход или водитель? |
13.04 |
Беседа |
«Я на дороге» |
11.05 |
Викторина |
День ПДД. «Добрая Дорога Детства» |
28.05 |
Работа с родителями |
Памятки безопасности на лето |
Формы работы, применяемые в работе: беседа, игра, прогулка-экскурсия, викторина, классные часы, психологические тренинги и т.п.
Так же помимо внеурочной деятельности класса, мы не должны забывать о кружках, которые у нас в школе проходят во второй половине дня. Тут-то и возникает главная проблема с родителями - как любой родитель (в том числе и я) они хотят, чтобы ребенок успевал везде (как и на самоподготовке, так и на кружках). Для того чтобы родители видели наглядно, как проходит день у его ребенка, я нашла решение данной проблемы.
Алгоритм выстраивания кружкой и внеурочной деятельности с родителями:
- Выдается расписание кружков и примерный режим дня (в электронном варианте и печатном).
- Обговаривается время, то есть сразу ставим рамки до какого числа нужно прислать пожелания по кружкам (к примеру, до 10 сентября решить какие кружки ребенок хочет посещать).
- Дальше на основе пожеланий, я составляю по каждому ребенку его примерный режим дня, и какие кружки совпадают (если родитель выбрал сразу несколько в один день). Получается примерная таблица:
Время |
Вид деятельности |
13.20-13.50 |
Обед |
13.50-14.00 |
Запись домашнего задания в дневник + переодевание на прогулку |
14.00-14.50 |
Прогулка |
14.50-16.00 |
Самоподготовка/ керамика |
16.00-16.15 |
Полдник |
16.15-17.00 |
Бассейн / Футбол |
17.00-18.00 |
Прогулка |
По такой таблице родителям сразу становится видно, какие кружки совпадают и как выстроен день у ребенка. Данная таблица, это примерный вариант, каждый в праве сам составлять как ему удобно. Да, минус таблицы, в том, что на 12 человек в классе составить на каждого, и на каждый день недели уйдет у вас примерно - 2 часа. Но огромный плюс - что родители будут в курсе каждого часа проведенного его ребенка в школе.
- С каждой четвертью мы просто редактируем с родителями данную таблицу.
- На основе данных таблиц, вы уже точно вовремя отведете ребенка на тот или иной кружок и родители уже не смогут сказать, что ребенок не успел выполнить д/з, так как он был занят на кружке.
В данной статье, я хотела показать как плюсы так минусы работы ГПД, а так же на собственном опыте, показать, как важно выстраивать работу в ГПД продуктивно. Что вторая половина дня не менее важна, чем первая. Обратить внимание, что группы продленного дня необходимо создавать в каждом классе и чтобы педагог-воспитатель уже был отдельный, то есть на класс - 2 педагога. Школы с группами продленного дня способны реализовать воспитательное воздействие на ребенка лишь только в том случае, если они имеют хорошие бытовые условия и высокую организацию работы.
Список использованной литературы
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 2009.
- Группа продленного дня: Коснпекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы / Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.: ВАКО, 2009.
- Группа продленного дня: теория и практика / Ю.Г.Брынзарей, С.Н.Галенко, О.В.Шилюк. - Мозырь: Белый ветер, 2015.
- Литвинова Т.П. Организация группы продленного дня. Начальная школа. - 2011.
- Правила внутреннего распорядка обучающихся разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185, Уставом школы с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей.