Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщение знаний способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.
Задачи:
Формирование УУД:
познавательные
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне;
регулятивные -
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
- учить составлять алгоритм действий и работать по нему;
личностные
- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
коммуникативные
- развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.
Конспект урока
1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности
Учитель приветствует учащихся и организует эмоциональный настрой на урок.
На экране:
- вдумчиво
- грамотно
- аккуратно
- живо
- весело
- эмоционально
Начнём урок русского языка. Прочитайте слова, Объясните их значение.
2. Введение в тему урока
- Итак, начинаем наш путь.
- Перед вами первое испытание
3. Словарная работа
Записать слова, обозначить ударение, подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить.
- Итальянцы назвали этот овощ «золотым яблоком». Помидор
- Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова». Капуста
- Огородное растение с крупными семенами - горошинами. Горох
- Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. Огурец
- Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле. Картофель
- Про этот овощ сложена загадка. «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали». Морковь
Проверка:
- Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.
- Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.
- Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?
- Почему написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить?
(В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить, Это словарные слова. Можно посмотреть в орфографическом словаре.)
Записать слова из второй группы.
Трава, зелёная, земля, цветок, грибы, лосёнок.
- Что вы можете о них сказать? (Это слова с проверяемой безударной гласной)
- Отправляемся дальше.
- Нужно проверять все гласные в корне слова?
- Нет, не все. Только те, которые вызывают сомнение. (а, о, е, и, я)
4. Целеполагание
- Ребята, над какой темой мы работали несколько последних уроков? (Безударные гласные в корне слова.)
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
- Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова? (В некоторых словах безударные гласные нужно проверять, а в некоторых нет.)
- Над какими умениями мы работали? (Составили алгоритм проверки)
1. Читаю слово.
2. Определяю ударение.
3. Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5. Подбираю проверочное слово.
6. Пишу гласную.
- Изучили способы проверки
- Учились подбирать проверочные слова
Способы проверки безударных гласных в корне слова
1. Один - много
2. Много - один
3. Что делал? Что делать? Что делает?
|
Способы проверки безударных гласных
1. Слово - предмет (имя существительное)
2. Слово - признак (имя прилагательное)
3. Слово - действие (глагол)
4. Слово с уменьшительно-ласкательным
значением.
|
- Зачем мы сегодня ее продолжаем изучать? (Повторить, закрепить, полученные знания.)
- Тогда цель нашего урока сегодня какая? (Учиться правильно находить проверочные слова, грамотно писать слова с безударной гласной.)
5. Закрепление темы
- Предлагаю пройти второе испытание, работая в парах. (Работают в парах на листочках, где записаны слова (нужно вставить правильно гласную, выполняя все по алгоритму, проверочное слово и способ которым пользовался)
Работа в парах.
- Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары - «домик».
- На выполнение задания отводится 4 минуты.
- Впишите безударную гласную, проверочное слово и способ проверки.
- Вместе проверим. Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!
6. Физкультминутка
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали.
Спрятали за спины их.
Посмотрели через левое плечо,
Через правое ещё.
Дружно все присели, пяточки задели. Встали.
А мальчишки и девчонки головы подняли выше, выше!
Опустили их обратно и расслабились приятно.
Шея не напряжена и расслаблена спина.
Сильно - сильно потянуться и за парты всем вернуться.
- Следующее испытание.
Работа в группах.
Напоминаю правила работы.
- Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными. (Работают по алгоритму, подбирают проверочное слово.)
Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву.
Время работы - 3 минуты. (Зачитывают, что получилось.)
- Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие. (Группа сверяет правильность выполнения задания.)
- Что у нас с вами получилось? (Получился текст.)
О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?
- Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом? (Придумать ему название.)
- Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин. (Группа проговаривает свое название.)
- У кого наиболее точно найден заголовок (тема)?
Если будем успевать, то этот текст нужно будет записать в тетрадь.
6. Итог урока
- Над какой темой мы сегодня работали? (Безударная гласная в корне слова.)
- Что необходимо проверять? (Безударную гласную а,о,е,и,я.)
- Где проверять? (Безударную гласную а,о,е,и,я.)
- Как проверять? (Правило: «Если гласная вызвала сомнение ты ее немедленно ставь под ударение».)
Благодарю за урок. За активную работу.
7. Рефлексия
В заключение нашего урока прошу продолжить эти фразы.
Сегодня на уроке:
- Учился …
- Было интересно …
- Было трудно …
- Мои ощущения …
- Где я могу применить полученные знания?