Безударные гласные в корне слова. Обобщение

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа 2100»


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщение знаний способов проверки безударной гласной, упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне, умении подбирать проверочные слова.

Задачи:

Формирование УУД:

познавательные

  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне;

регулятивные -

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
  • учить составлять алгоритм действий и работать по нему;

личностные

  • продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;

коммуникативные

  • развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Конспект урока

1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся и организует эмоциональный настрой на урок.

На экране:

  • вдумчиво
  • грамотно
  • аккуратно
  • живо
  • весело
  • эмоционально

Начнём урок русского языка. Прочитайте слова, Объясните их значение.

2. Введение в тему урока

- Итак, начинаем наш путь.

- Перед вами первое испытание

3. Словарная работа

Записать слова, обозначить ударение, подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить.

  • Итальянцы назвали этот овощ «золотым яблоком». Помидор
  • Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова». Капуста
  • Огородное растение с крупными семенами - горошинами. Горох
  • Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. Огурец
  • Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле. Картофель
  • Про этот овощ сложена загадка. «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали». Морковь

Проверка:

  • Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.
  • Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.
  • Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?
  • Почему написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить?

(В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить, Это словарные слова. Можно посмотреть в орфографическом словаре.)

Записать слова из второй группы.

Трава, зелёная, земля, цветок, грибы, лосёнок.

- Что вы можете о них сказать? (Это слова с проверяемой безударной гласной)

- Отправляемся дальше.

- Нужно проверять все гласные в корне слова?

- Нет, не все. Только те, которые вызывают сомнение. (а, о, е, и, я)

4. Целеполагание

- Ребята, над какой темой мы работали несколько последних уроков? (Безударные гласные в корне слова.)

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

- Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова? (В некоторых словах безударные гласные нужно проверять, а в некоторых нет.)

- Над какими умениями мы работали? (Составили алгоритм проверки)

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Подбираю однокоренные слова.

4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу гласную.

- Изучили способы проверки

- Учились подбирать проверочные слова

Способы проверки безударных гласных в корне слова
Измени форму слова

1. Один - много
Трава - травы
Звезда - звёзды

2. Много - один
Шаги - шаг
Грачи - грач

3. Что делал? Что делать? Что делает?
Смотрел, смотреть - смотрит
Писал, писать - пишет

Способы проверки безударных гласных
Подбери однокоренное слово

1. Слово - предмет (имя существительное)
Трещит - треск
цветок - цвет

2. Слово - признак (имя прилагательное)
Темнота - тёмный
ласкает - ласковый

3. Слово - действие (глагол)
Кормушка - кормит
ходьба - ходит

4. Слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Ковёр - коврик
гнездо - гнёздышко

- Зачем мы сегодня ее продолжаем изучать? (Повторить, закрепить, полученные знания.)

- Тогда цель нашего урока сегодня какая? (Учиться правильно находить проверочные слова, грамотно писать слова с безударной гласной.)

5. Закрепление темы

- Предлагаю пройти второе испытание, работая в парах. (Работают в парах на листочках, где записаны слова (нужно вставить правильно гласную, выполняя все по алгоритму, проверочное слово и способ которым пользовался)

Работа в парах.

- Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары - «домик».

- На выполнение задания отводится 4 минуты.

- Впишите безударную гласную, проверочное слово и способ проверки.

- Вместе проверим. Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!

6. Физкультминутка

Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали.
Спрятали за спины их.
Посмотрели через левое плечо,
Через правое ещё.
Дружно все присели, пяточки задели. Встали.
А мальчишки и девчонки головы подняли выше, выше!
Опустили их обратно и расслабились приятно.
Шея не напряжена и расслаблена спина.
Сильно - сильно потянуться и за парты всем вернуться.

- Следующее испытание.

Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

- Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными. (Работают по алгоритму, подбирают проверочное слово.)

Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву.

Время работы - 3 минуты. (Зачитывают, что получилось.)

- Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие. (Группа сверяет правильность выполнения задания.)

- Что у нас с вами получилось? (Получился текст.)

О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

- Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом? (Придумать ему название.)

- Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин. (Группа проговаривает свое название.)

- У кого наиболее точно найден заголовок (тема)?

Если будем успевать, то этот текст нужно будет записать в тетрадь.

6. Итог урока

- Над какой темой мы сегодня работали? (Безударная гласная в корне слова.)

- Что необходимо проверять? (Безударную гласную а,о,е,и,я.)

- Где проверять? (Безударную гласную а,о,е,и,я.)

- Как проверять? (Правило: «Если гласная вызвала сомнение ты ее немедленно ставь под ударение».)

Благодарю за урок. За активную работу.

7. Рефлексия

В заключение нашего урока прошу продолжить эти фразы.

Сегодня на уроке:

  • Учился …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мои ощущения …
  • Где я могу применить полученные знания?

Приложение