Класс: 1, 2.
Оборудование: компьютер, бумага, фломастеры.
Тип урока: комбинированный.
Данная публикация посвящена эффективности использования песенного материала на современных уроках английского языка. Песни на уроках английского языка вносят в процесс обучения не только креативность и разнообразие, но также это отличный способ снять напряжение, разграничить учебные блоки занятий и переключиться с одного вида работы на другой. Музыкальный материал легко встраиваются в сюжет урока и благоприятно воздействует на мотивационную сферу обучающихся для достижения наибольшего эффекта в изучении иностранного языка. Легкий, непринужденный мотив и простая рифма быстро запоминаются, причем не только на период обучения, но и на всю жизнь.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память; содействовать эстетическому воспитанию детей. Использование песен стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой, носителем культурологической информации.
Использование песенного материала на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется: 1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока; 2) на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала; 3) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений; 4) как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексического и грамматического материала. Учитель сообщает краткую информацию о песне, ее характере, основном содержании. Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление. При фонетической отработке текста песни учитель обращает внимание на темп и правильность произнесения отдельных слов и текста. Затем песня прослушивается повторно с опорой на текст. Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения песни. На последующих уроках необходимо закреплять изученный материал.
Существует множество упражнений и приемов использования песен в процессе обучения английскому языку. Музыкальные паузы, зарядки с песней - это необходимый элемент урока. Использование песен позволяет вводить новые лексические или грамматические единицы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно. Музыка и песни в музыкальном сопровождении отлично воспринимаются аудиалами, если песня сопровождается движениями или танцами, то она легко запомнится и кинестетиками. Если к песне подобрать картинки по сюжету, то не будет проблем и у визуалов с запоминанием этой песни. Чтобы задействовать тактильную память ребенка можно использовать пальчиковые игры, жесты. Обширный выбор английских песен позволяет использовать их на уроках.
В заключение хотелось бы отметить, что использование песен создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе. Приемы работы с песнями сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. Но музыка - это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную.
Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока с использованием песни "Head, Shoulder, Knees and Toes" для отработки частей тела и множественного числа существительных. Урок записывался дома для учащихся первых и вторых классов во время дистанционного обучения, когда многим преподавателям пришлось за короткое время осваивать новые технологии обучения. Перед учителями встал вопрос, как проводить онлайн уроки в сложившейся ситуации и как помочь учащимся, особенно маленьким. Я записала для своих учеников несколько видео уроков, которые они могли бы использовать и без моего присутствия. Надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен и интересен.
Видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=M0V4sx-7mD8