Использование здоровьесберегающих технологий на уроках Французского языка в рамках реализации ФГОС

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: ФГОС, здоровьесберегающая технология


В соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу у родителей, врачей и учителей. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса. [3] Они состоят в умении построить урок таким образом, чтобы снизить до минимума нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.

Учеба для школьника - это ежедневная работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности в течение пяти-шести часов.

Подвижных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает задор в глазах, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова. Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения.

В своей работе я использую динамические и музыкальные паузы, которые помимо валеологического, носят обучающий характер, т.е. помогают развитию памяти, произносительных навыков и навыков аудирования. Сначала движения показывает учитель, потом дети их придумывают сами, что вносит элемент творчества и соревнования.

Самая любимая и распространенная «зоологическая» физкультминутка:

Nager comme des poissons! Поплавайте как рыбки!
Sauter comme des lapins ! Попрыгайте как зайчики!
Volez comme des oiseaux! Полетайте как птички!
Marcher sur place comme des éléphants! Потопайте как слоны!

В средних и старших классах я использую ритмические физкультминутки, в основе которых лежат короткие стихи, декламация сопровождается движениями рук, ног, шеи, корпуса, подчиненными ритму стихотворения. [1]

Особой популярностью на уроке пользуются танцевальные физкультминутки под детские французские песенки: «Sur le Pont d'Avignon», «Savez-vous planter les choux?», «Tombe, tombe, tombe la pluie» и другие.

Такой вид деятельности приобщает учащихся к фольклору изучаемого языка, обогащает словарный запас, улучшает произношение и, конечно, снимает эмоциональное напряжение у детей.

Использование игровых технологий также способствуют снятию стресса и напряженности. Так при изучении темы «Счет от 1 до 10», я применяю такую игру: прохлопать в ладоши столько раз, какое число я назову по-французски. Форма работы может быть, как индивидуальной, так и групповой.

При изучении алфавита использую игру «Угадай-ка»: учитель загадывает изученную букву алфавита, учащиеся поочередно выходят к доске, называют знакомые буквы, и так до тех пор, пока буква не будет названа. В этой простой игре сконцентрирована масса положительных элементов: во-первых, участвуют все учащиеся, во-вторых, дети повторяют алфавит, в-третьих, запоминают уже названные буквы, т.е. развивают память, в-четвертых, выходят к доске, т.е. двигаются, в-пятых, дети любят соревноваться, поэтому угадавший становится ведущим на следующем уроке!

Современный урок нельзя представить без компьютерной поддержки. Красочный и разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные устройства поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя забывать и о психологическом факторе: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования мультимедийных средств, поскольку их нерациональное применение в ходе урока может привести к обратным результатам - повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. Уместно использование гимнастики для глаз.

Первое упражнение: крепко-крепко зажмуриваем глаза на 4-5 секунд, затем открываем, второе упражнение: закрываем поочередно то правый, то левый глаз, третье: глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник, завершаем упражнением: глядим на соседа и не моргаем как можно дольше, когда моргнул - закрываем глаза и отдыхаем несколько секунд.

Одной из важнейших здоровьесберегающих технологий является создание у учащихся положительных эмоций во время урока французского языка. Поскольку именно положительные эмоции полностью снимают последствия отрицательного воздействия на организм ученика. Именно поэтому учителю необходимо стремиться вызывать исключительно положительное отношение к своему предмету. Таким образом, результатом введения в урок определенных видов деятельности, способствующих созданию положительной обстановки на уроке, является изменение микроклимата на уроке. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Приведу пример упражнения на релаксацию: Fermez les yeux. Respirez calmement, la bouche fermé. Imaginez que le bout du nez est un crayon. Dessinez lentement des O de plus en plus grands. Ecrivez mentalement votre nom l'interieur de ce O. Imaginez que vous l'avez écrit avec un crayon rouge, puis bleu, puis vert. Respirer calmement. C' est tout.

Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимоуважения, заинтересовать и увлечь учащихся. Для этого у учителя есть много возможностей. При планировании урока необходимо использовать те задания, выполнение которых не только помогает закрепить или получить новые знания, умения и навыки, но и доставляет радость и удовольствие. К таким видам работы относятся упражнения на введение в ситуацию в начале урока, увлекательные упражнения на отработку грамматических структур (собирать предложения, восстановить «исчезающий текст», упражнения типа «снежный ком», моделирование фразы, рифмовки и стихи).

В процессе выполнения заданий такого типа даже слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности.

Всё вышеперечисленное положительно влияет на эмоциональную сферу и ведет к созданию комфортной атмосферы на уроке.

При эффективном совместном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение и укрепление здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Список использованных источников

  1. Береговская Э.М., Туссен М. Книга для учителя к учебнику французского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995. - 139 с.
  2. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
  4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.