Цели:
-
Познакомить
учащихся
младших
классов
с
предметом
химия;
- Развитие у учащихся интереса к изучению химии, как науки формирующей целостную картину восприятия окружающего мира;
- Развитие у младших школьников познавательной активности, внимания, наблюдения, коммуникативных способностей;
- Развитие у учащихся старших классов практических навыков при проведении демонстрационных химических опытов, соблюдение техники безопасности.
Оборудование и реактивы: указаны при проведении опытов.
Оформление доски: На доске эпиграф к занятию. Презентация.
Подготовительный этап
- Учащимися 8 класса тщательно подготовлена экспериментальная часть, отработана техника безопасности при проведения опытов.
- Подобрано музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы - кабинет химии. Экскурсию проведут ученики 8 класса, которые расскажут вам о науке химии. Они сами стали изучать химию только в этом году и покажут, чему они научились за год. И вы станете немного волшебниками и проведете небольшой химический эксперимент.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы пригласили Вас, чтобы показать какую интересную науку предстоит изучать вам в будущем. Химия - увлекательная наука. При помощи химии наша жизнь становиться интереснее и разнообразнее.
Ведущий.
Химию мы изучаем.
С ней ты встретишься везде:
Дома, в школе, в море, в поле,
На воздушном корабле.Сахар, что мы в чай кладем.
Соль, которой солим пищу.
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим.
Но прежде, чем приступить к практической части урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности:
Войдя в химический наш кабинет,
Не нарушай учителей совет:
И если даже ты не трус,
Не пробуй вещества на вкус!
И нюхать их не думай ты.
Пойми, что это не цветы!
Ничто руками не бери,
Ожег получишь, волдыри!Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд!В кабинете химии
Много всяких штучек:
Колбочки, пробирки.
Воронка и штатив.
И тянуть не нужно
Понапрасну ручек.
А то прольешь случайно
Ценный реактив.
Опыт 1 «Фараоновы змеи»
(оборудование: сухое горючее, спички, глюконат кальция)
(Проведение опыта: На таблетку сухого горючего положить таблетки глюконата кальция, пожечь сухое горючее.)
Заклинатель змей - одна из самых древних профессий в Индии. Змеи танцуют под дудочку заклинателей. Давайте и мы попробуем заставить «змей» танцевать, только заклинателем будет огонь.
Ведущий:
Полна чудес могучая природа.
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы
Порывы ветра и морской прибой.
Но мы сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.
Опыт 2 «Вулкан»
(оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос)
(Проведение опыта: на поднос насыпать бихромат аммония, капнуть спирт. Поджечь).
Опыт 3 «Надувание воздушного шарика»
(оборудование: воздушный шарик, сода, кислота)
(Проведение опыта: Насыпаем соду в шарик. Надеваем шарик на колбу, в колбе кислота. Сода пересыпается в колбу. Выделяющийся углекислый газ надувает шарик)
Ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! А можете получить дым без огня?
Чтобы получить «дымок»,
Мне не нужен огонек!
Опыт 4 «Дым без огня»
(оборудование: колба коническая с пробкой, соляная кислота, аммиак водный)
(Проведение опыта: в колбу наливаем немного аммиака, добавляем соляную кислоту. Закрываем пробкой, появляется «дым».)
Ведущий: Ребята, а вы знаете, кто такой хамелеон?
Хамелео́ны - семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела.
Опыт 5 «Хамелеон»
(оборудование: 3 колбы конических, вода, фенолфталеин, растворы соляной кислоты, щелочи, сульфата кобальта (II), соляная кислота, лакмус)
(Проведение опыта:
- 1 вариант: в колбу налить 50 мл воды, затем добавить лакмус, затем щелочь, затем кислоту.
- 2 вариант: в колбу наливаем сульфат кобальта и добавляем раствор щелочи
- 3 вариант: в колбу наливаем воды, добавляем фенолфталеин, затем щелочь. Цвет станет малиновым, при добавлении кислоты - раствор обесцветиться).
Опыт 6 «Превращение апельсинового в лимонный»
(оборудование: дихромат калия, стакан, щелочь)
(Проведение опыта: Показываем зрителям стакан с дихроматом калия (оранжевого цвета - апельсиновый сок), добавляем щелочь - раствор становиться желтым (лимонный сок).
Ребята, а теперь попробуйте провести опыты сами.
Опыт 7 «Химическое молоко»
(оборудование: пластиковые тарелки, краски, ватная палочка, «Фери», молоко.)
(Проведение опыта: (выполняют дети 1-5 классов). В тарелку с молоком палочкой капаем краски разных цветов, касаемся молока сухой ватной палочкой и ватной палочкой, смоченной «Фери»)
Ведущий:
В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков.
В мире цветов я желала б остаться
Слиться с гармонией цвета и красок.
Опыт 8 «Окрашивание цветов»
(оборудование: заранее изготовить цветы из бумаги: лепестки одних цветов смочены фенолфталеином и высушены, другие сульфатом меди, прозрачные емкости с раствором со щелочи и раствором аммиака)
(Проведение опыта: Цветы с фенолфталеином опускаем в емкость со щелочью, с сульфатом меди в емкость с аммиаком).
Мастер-класс по изготовлению лизуна
Сегодня мы будем делать лизуна. Этот мастер-класс рассчитан специально и на мальчиков, и на девочек. Лизун - герой мультфильма про охотников за привидениями. Но также лизун - это необычная и интересная игрушка для рук, которую вы сделаете сами. Ребята, вы станете настоящими химиками. Мастер-класс абсолютно безопасный, очень интересный и веселый.
Итак, сегодня мы будем делать лизуна, для этого нам понадобится:
- клей ПВА
- пищевые красители
- тетраборат натрия (это будет наш "загуститель")
- вода
- перчатки.
Ход работы
- Выливаем в миску клей, не весь, примерно пол маленькой упаковки.
- Добавляем краску, тщательно перемешиваем.
- Теперь наливаем воду, чтоб наш лизун был тянучий, воды нужно не много, примерно 50 мл. Тут же добавляем блестки. Тщательно перемешиваем.
- Теперь добавляем тетраборат натрия, очень важно добавить несколько капель, ибо если переборщить, будет очень густой лизун.
- Затем все перемешиваем, у нас должна получится вот такая кашица, если у вас слишком жидкая, то добавляем еще раствор. После этого берем нашего лизуна в руки и хорошо разминаем. По началу руки могут краситься, но после того как произойдет реакция, руки станут чистыми.
- Лизун готов.
Ведущий: Вы хорошо потрудились, теперь хорошо отдохните, но внимательно смотрите.
Опыт 9 «Радуга»
1. пробирка: хлорид железа (III) + роданид калия красный |
|
2 пробирка: дихромат аммония + соляная кислота оранжевый |
|
3 пробирка:ацетат свинца + иодид калия желтый |
|
4 пробирка: азотная кислота + медь зеленый |
|
5 пробирка: сульфат меди + гидроксид натрия голубой |
|
6 пробирка:сульфат меди + аммиак синий |
|
7 пробирка: фенол + хлорид железа (III) фиолетовый |
Посмотрите, что же у нас получилось? - получилась радуга. А где может возникнуть это природное явление? - в атмосфере
Ведущий: Думаю, ребята, Вам всем понравилось то, что мы увидели в кабинете химии. Химия - развивающаяся наука. Много времени прошло со времен зарождения этой удивительной науки, но и сейчас каждый, кто серьезно ей занимается, может внести свой вклад в ее развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов. Кто-то ее уже изучает, кому-то это еще только предстоит. Мы желаем вам успехов в ее изучении! До новых встреч. И ждем Вас в 8 классе в этом кабинете!
Литература
-
Алексенский
В.Н.
Занимательные
опыты
по
химии
М:
Просвещение
1995.