Ролевая игра на тему «Сохрани себе жизнь!» Игра основана на повторении правил дорожного движения для школьников 5–8-х классов

Разделы: ОБЖ, Социальная педагогика

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: ПДД, правила дорожного движения, жизнь в городе, безопасность на дорогах


Цель: создание условий для осмысления и формирования у школьников навыков соблюдения ПДД. Организация деятельности по предупреждению ДТП с участием детей и подростков.

Задачи:

  • «проживание» последствий ДТП через погружение в истории героев;
  • закрепление знаний ПДД учащимися;
  • приобретение навыков социализации.

Вид занятия: Сюжетно-ролевая игра.

Возраст актеров:16-18 лет.

Возраст участников: 12-15 лет.

Продолжительность игры: от 60 мин. до 1,5 часа.

Форма организации: групповая.

Оборудование и материалы: для актеров костюмы героев, фонарик, записки для своих пар по количеству команд; для участников - бланк для ответов на группу (3-5 человек), ручка/карандаш.

Фоновая музыка.

Рекомендации: игра произведет максимальный эффект, если ее провести в вечернее время. Еще лучше на воздухе - может быть лагерь, площадка, огражденная забором. Если на улице нет возможности, тогда героев лучше поставить подальше друг от друга в холле, на разных этажах, при выключенном свете (только фонарики героев) и попросить участников не пользоваться телефонами.

Роли героев игры:

Ведущий - вводит участников в сюжет игры, объясняет правила, в конце игры - делает выводы.

1 пара - две девушки 18-20 лет:

Ханна - погибшая подруга-пассажир

Грейс - выжившая подруга-водитель

2 пара - два брата-близнеца 18-20 лет:

Симаргл - выживший брат-близнец

Вильям - погибший брат-близнец, мотоциклист

3 пара - девушка 14-16 лет и парень 20-30 лет:

Аляска - девушка в наушниках, у нее есть кот

Хьюстон - водитель, который сбил Аляску

4 пара - девушка-водитель 18-20 лет и мужчина-водитель 30 лет:

Элли - блондинка в тумане, которая сбила Билли

Билли - умер по вине не включенных фар автомобиля Элли

5 пара - две сестренки Моника и Джессика:

Моника - погибшая сестренка на санках

Джессика - старшая сестра, по вине которой сбили санки с младшей сестрой.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Провести беседу с участниками-актерами игры о правилах дорожного движения, о последствиях, которые могут быть при несоблюдении этих правил. Истории из жизни. Прочитать и проанализировать каждую из пяти историй всем вместе, сделать выводы.

Истории для ролевой игры, с несоблюдением правил дорожного движения:

«Две подруги». Ханна и Грейс

Закат. Лето. Две подруги были в ссоре из-за молодого человека. Они ехали к нему выяснять отношения. Одна из подруг была за рулем, она вела машину на высокой скорости. Вторая девушка (Ханна) не была пристегнута ремнем безопасности. Вдруг на дорогу выскочил подросток лет 15. Девушка-водитель (Грейс) решила уйти от столкновения и резко вывернула руль, машина улетела в кювет. Вторая подруга (Ханна) вылетела в окно и погибла.

Задача Ханны: передать записку Грейс «Прости, что я не пристегнула ремень».

«Два брата». Симаргл и Вильям

Апрель. Дождь. Один из братьев (Вильям) поступил учиться в другой город, также получил водительские права, и родители подарили ему мотоцикл. Накануне дня рождения, он ехал к своей семье в другой город на мотоцикле. Была ночь. Он не надел шлем, потому что боялся испортить прическу, которую специально сделал ко дню рождения. Перед его отъездом был сильный ливень, и дорога была мокрой. Он не справился с управлением. Погиб в ДР.

Задача близнецов: братья должны обменяться подаркам.

«Девочка и мужчина». Аляска и Хьюстон

Лето. Девочка Аляска, 16 лет переходила дорогу в неположенном месте. Она была в наушниках и смотрела в телефон. Резко из-за кустов выскочила машина. Водитель (Хьюстон) не успел затормозить и сбил Аляску. Мужчину лишили свободы на 4 года. У него была жена и трое детей.

Задача Аляски: передать записку полиции (ведущему) через мужчину (Билли) о том, что он не виноват (с печатью или подписью от него).
То есть команды должны взять записку от Аляски, отнести ее Хьюстону для заверения его подписью, далее - отнести записку ведущему.

«Девушка (блондинка) и мужчина». Элли и Билли

Утро. Туман. Нулевая видимость. Девушка по имени Элли была за рулем своей машины, двигаясь по дороге, забыла включить фары. Перед ней ехала машина. Она пошла на обгон. В тумане, по встречной полосе ехала другая машина - за рулем Билли, который не увидел машину Элли из-за выключенных фар. Произошла авария. Девушка осталась жива. Мужчина (Билли) погиб. Он ехал в роддом на выписку жены с близнецами.

Задача Элли: передать игрушку от Билли (отца) для новорожденных, т.е. команды должны взять игрушку у мужчины и принести девушке.

«Дети и санки». Моника и Джессика

Зима. Дети пошли гулять. Пока младшая сестра (Моника) каталась с горки, старшая (Джессика) - играла в хоккей. Младшая сестра плакала и хотела домой, но старшая не мог наиграться. В итоге они шли домой по темноте, на их одежде не было светоотражательных элементов. Старшая везла сестренку на санках. Они переходили через дорогу, и водитель машины не увидел санки. Сестренку сбили, и она погибла. Старшая сестра чувствует свою вину.

Задача Джессики: передать записку для младшей сестры «Поцелуй за меня мамочку».

ХОД ИГРЫ

На протяжении всей игры фоном звучит напряженная музыка. В конце игры - более светлая.

Участники собираются в зале (около сцены, спортзале) для ознакомления с правилами и входом в суть игры.

Орг.момент: ведущий знакомит участников с правилами игр.

Ведущий: мы рады приветствовать вас на ролевой игре «СОХРАНИ СЕБЕ ЖИЗНЬ»!

Как вы знаете, каждое правило в нашей жизни появилось не просто так, оно было составлено из какой-то трагической истории, с последствиями или без, но для того, чтобы больше никто не смог пострадать из-за несоблюдения каких-то может быть мелочей, но которые способны как сохранить жизнь, так и наоборот - сократить ее. Мы не хотим напускать на вас страх. Мы хотим, чтобы вы, пройдя по историям наших героев, сделали выводы и соблюдали правила, которые СОХРАНЯТ ЖИЗНЬ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!

Итак, начнем!

Ведущий: Сейчас, в течении 3-х минут, вам необходимо разбиться на группы по 4-5 человек, придумать название. Время пошло. Названия своих команд напишите на бланке. (5 минут)

Ведущий: Итак, команды сформированы. Далее своей командой вы будете передвигаться по территории, знакомиться с героями нашей игры и слушать их истории. В роли каждого героя выступает такой же школьник как и вы. Просим соблюдать правила игры: нельзя обращаться к герою по имени из его реальной жизни, нельзя тыкать, щипать и толкать. Просьба уважительно относиться к каждому герою, даже если он вас младше и приходится вам родственником, другом или знакомым.

В каждой истории участвуют два человека - ваша первая задача - найти пары и из 10 прослушанных историй собрать 5 ситуаций. Вторая задача: выполнить просьбы персонажей.

Отличительная особенность героев игры - у каждого из них горит фонарик (закрепить фонарик у героя таким образом, чтобы он не слепил глаза командам).

Время игры: 60 минут. Через ча мы ждем вас снова в этом зале, чтобы узнать всю правду!

Команды расходятся по героям и в течении часа распутывают клубок историй. Через 50 минут ведущему необходимо напомнить о скором завершении игры и просьбой написать свои ответы на бланках и сдать их. После этого снова собираются все в зале и по парам зачитываются истории героев, как они представлены в оригинале. При чтении истории герои делают шаг вперед. В это время подводится итог по бланкам ответов команд и зачитываются победители - то есть те, которые смогли выполнить 2 задачи: найти пары героев и выполнить просьбы персонажей.

Затем можно предложить командам высказаться - что запомнилось из правил дорожного движения больше всего; что произвело наибольшее впечатление; какие эмоции/чувства вы испытывали, когда слушали истории; какие сделаете выводы?

Общее фото с участниками и героями.