Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе на тему «Водные богатства Республики Коми»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, водные богатства, Республика Коми


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • получат возможность научиться работать с дополнительной литературой;
  • формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
  • формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе;
  • находить закономерности;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД:

  • осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению;
  • планировать свои действия;
  • контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог,
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Презентация

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

- Назовите раздел, с которым мы начали знакомиться? (Родной край - часть большой страны)
- Какие темы мы уже изучили? (Наш край - РК, поверхность РК)
- Что мы уже знаем о РК? (….)
- Мы уже много узнали, а хорошо ли вы запомнили формы земной поверхности? Сейчас мы и проверим!
- Как предлагаете поработать: в парах или индивидуально? (в парах)
- На партах найдите картосхему. Какое задание предложите выполнить? (раскрасить формы земной поверхности и указать название)
- Работаем.
- Сверьте свою работу с образцом на экране. (+, -)
- Оцените себя. Все ли получилось?
- Если не получилось, значит что еще нужно сделать? (еще раз проработать тему, повторить)

3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи

Откройте учебники. Посмотрите по содержанию, какую тему предлагают изучить авторы сегодня? (Водные богатства нашего края)
- Давайте уточним тему. (Водные богатства Республики Коми)
- Что значит, ВОДНЫЕ богатства?
- О чем будем говорить? ( реках, озерах…, т.е. о водоемах)
- Что вы уже знаете о водоемах? (водоемы бывают искусственные (пруд, водохранилище, канал) и естественные (река, море, океан). …
Учитель вывешивает карточки на доску.

- Что значит БОГАТСВА? (предположения детей)
- Посмотрите на экран. Я нашла несколько определений этого слова. Прочитайте и подумайте, какое определение подходит к теме нашего урока?
- Итак, тема: Водные богатства РК.
- Какова же цель нашего урока? (познакомиться с водными богатствами РК)
- Какие задачи стоят перед нами? (1.Узнать подробнее о водоемах РК)
2. понять, в чем заключается богатство (ценность) водоемов.

4. Изучение новой темы

- В пределах РК насчитывается более 3500 рек и речушек, а сколько еще озер и болот!?
- Сможем ли мы познакомиться со всеми сегодня на уроке? (нет)
- Что вы тогда предложите сделать? (познакомиться с самыми крупными)
- Где мы можем найти их? (на карте посмотреть)
Работа с картой в атласах.

- Итак, с помощью карты мы смогли найти самые крупные водные объекты РК.
- Что вы теперь предложите выполнить? (подробнее узнать о них)
- Как предлагаете поработать, чтобы сэкономить время и результат оказался продуктивным? (в группах)
- Что вам понадобится для работы? (карты, план, доп. литература).
Ребята организуют группы.
- Какая задача стоит перед каждой группой?
- На информационном столе вы видите литературу, дополнительный материал, значит, что нужно сделать в первую очередь? (изучить ее)

- Дальше? (по плану подготовить сообщение и результат оформить)
- Представитель от группы пусть подойдет к инф. столу и выберет информацию для работы.

Работают в группах.
Выступление групп по очереди. Во время выступления другие группы фиксируют сведения в распечатанных таблицах + словесная самооценка работы группы.

5. Обобщение

- Какие задачи стояли перед нами в начале урока?
- Узнали мы о водоемах?
- В чем же заключается их богатство? Было что-то общее у водных объектов, о которых вы рассказывали?
- Давайте еще раз обобщим?

Составление кластера «Значение водных богатств»

6. Итог урока

- Итак, вернемся к цели и задачам урока? Удалось их достичь?
- Смогли мы понять, в чем заключается богатство водоемов в РК?
- А раз это богатство, то о чем же мы еще должны помнить? (людям нужно беречь его, охранять)
- Богатство нужно и беречь и преумножать!
- Как мы можем это сделать? (не мусорить, предупреждать других, создавать заповедники)

7. Рефлексия

«Незаконченное предложение».