Цель: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за наших четвероногих друзей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.
Оборудование: презентация, фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, видеофрагмент о домашних животных, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, мы начинаем наш урок окружающего мира. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи и радости открытия новых знаний.
II. Актуализация знаний
- Дети, мне так интересно, хоть краем глаза увидеть, что вам недавно приснилось? Поделитесь, пожалуйста, впечатлением, которое нашло отражение в вашем рисунке.
(стр. 33 тетрадь)
- Я заметила, что вам снятся добрые, цветные сны, в них много ярких красок, значит у нас всё хорошо!
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а сегодня, … я уверена, вы догадались, о ком пойдёт речь, но Мудрая Черепаха ждёт от вас отгадки.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка)С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
А хвост колечком. (Собака)
- Верно, мы будем вести разговор не просто о домашних животных, а о любимых домашних питомцах: о кошках и собаках.
- Ребята, кто вспомнит, как называется большой раздел в учебнике, который мы сейчас изучаем? ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?
- Попробуем озвучить тему урока? ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК?
глядя на эти картинки, мы скажем, что не любить их просто невозможно!
- Откройте 42 страницу в учебнике.
- Исследуйте обе страницы.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
ОБСУДИМ НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ДОМ. ПИТОМЦАМ.
НАУЧИМСЯ УХАЖИВАТЬ ЗА КОШКОЙ И СОБАКОЙ
IV. Работа по теме урока
- Ребята, для чего нам кошки и собаки?
(помогают
людям,
несут
радость
и
любовь:
они
друзья,
братья
наши
меньшие,
мы,
заботясь
о
них,
становимся
добрее
и
лучше.
Говорят,
о
человеке
можно
судить
по
тому,
как
он
относится
к
животным)
ГИМНАСТИКА (положите голову на руки, закройте глазки, подумайте о том, как ждёт вас дома ваш четвероногий друг)
- Что вы знаете о кошках?
У нее очень тонкий слух. Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно умываются и вылизывают свою шерсть. Но смывает кошка не только грязь и лишнюю шерсть, но и собственный запах. Делается это для того, чтобы запах не учуяли те, на кого охотится кошка, ведь все кошки - охотники, и охотятся они из засады.
Помогает кошкам очень острое зрение: они отлично видят даже в темноте. Ходят эти животные бесшумно, когти прячут в мягкие подушечки лапок.
- Какие породы кошек вы знаете? [СЛАЙД № 2]
(Персидская, сиамская, ангорская, сибирская, сфинкс вислоухая, бенгальская )
- Учёные насчитывают около 200 пород кошек! Есть даже целая наука, изучающая кошек, называется фелинология.
Ребята, кто хочет рассказать о своей кошке?
На доске порядок вашего ответа. Говорите чётко, внятно, чтобы было всем понятно.
- Название
- Порода
- Кличка
- Окраска
- Характер
- Молодцы! Как повезло вашим питомцам с хозяевами, т.е. с вами!
1. Работа по учебнику
- Рассмотрите рисунок на с. 42. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой?
В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальными зоо-шампунями. Шерстку надо расчесывать жесткой щеточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть специальная дощечка - когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, ее систематически показывают ветеринару, делают прививки.
2. Сценка «Кошка»
Мальчик. Говорит мне тихо кошка…
Кошка. Пожалей меня немножко!
Мальчик.
Не пойму я кошку эту.
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею -
Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь кошка?
Говорит она…
Кошка.
Немножко,
Хоть немножко пожалей -
Отпусти меня скорей!
- Кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам.
ФИЗМИНУТКА
Мы купили кошке
Мы купили кошке (поднять руки вперед)
К празднику сапожки (поставить ногу на пятку, повертеть)
Причесали ей усы (от щек развести руки в стороны)
Сшили новые трусы (имитировать шитьё иголкой)
Только как их надевать (пожать плечами, руки в стороны)
Хвостик некуда девать. (показать «хвостик» за спиной)
- Что вы знаете о собаках? СЛАЙД 3
Собака - верный друг и помощник человека с давних времен.
- Какие породы собак вы знаете?
(Лайка, пудель, доберман, такса, пудель, боксер.)
Все породы собак делятся на три группы СЛАЙД 4:
- служебные
- охотничьи
- декоративные.
Декоративных собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау.
Кроме этих пород есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице а севере используют собачьи упряжки как средство передвижения
Первыми в космосе побывали собаки - Белка и Стрелка.
Памятники собакам.
В наше время собаки выполняют много важных функций: служат в полиции (ищут наркотики и взрывчатку), охраняют границу России.
- Кто расскажет о своем четвероногом друге?
- Рассмотрите рисунок на стр. 43.
Работа с сигнальными карточками «ДА_НЕТ»
- Собакам нужен сбалансированный корм.
- Для ухода за шерстью ее расчесывают специальной щеткой.
- Собаку можно иногда отпускать, пусть гуляет сама по себе
- Встретив бездомную собачку, нужно постараться её покормить
- Собака нуждается в движении, ее надо выгуливать, можно обучать простым командам.
- Собаку надо показывать ветеринару, им делают прививки
Наука о собаках называется КИНОЛОГИЯ
Все чаще на улицах города можно встретить бродячих кошек и собак. Чтобы такого не случилось, помните твердое правило: животные - не игрушка. Прежде, чем взять котенка или щенка, спросите, согласны ли родители, подумайте: готовы ли вы кормить питомца, занимать его, убирать за ним. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш маленький друг остался бездомным. Ведь «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Работа в парах.
Стр. 27 тетрадь, обсудите, кто правильно поступает и почему?
Практическая работа
Распределим предметы ухода за кошкой и собакой, выходим парами к доске. Для чего предмет?
V. Рефлексия
- Итак, ребята, подошел к концу наш урок
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: «Мы в ответе за тех, кого приручили». СЛАЙД 5
Подведение итогов урока.
Справились ли мы со своими задачами и планами?
- Что вы узнали, чем сможете сегодня дома поделиться с родными?
Я надеюсь, что вы будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.
- Какое желание возникло к концу урока? (Построить большой дом, куда поселить всех бездомных собачек и кошек)
Оцените свою работу на уроке (смайлики)
Д/З стр. 44-45, подготовить фоторассказ.