Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
- Ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
- Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД.
- умение слушать и понимать речь других; развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе;
- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем одноклассниками необходимые действия.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний
- С чем мы познакомились на прошлом уроке? (С природными зонами) На зовите их!
Учитель читает отрывок из сказки Г.X.Андерсена «Снежная королева»
Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.
- О ком идёт речь?
- Кто написал сказку?
- Как вы думаете, где жила королева?
Наверное, вы уже догадались, о какой природной зоне мы будем с вами говор] Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг к бескрайним просторам
Северного Ледовитого океана, и побываем в Арктике. Проанализируйте название.
- Что такое пустыня? (СЛАЙД 1)
- Давайте разберемся, почему же эту зону называют пустыней.
- Что мы должны сегодня узнать? Чему научиться?
- Какую задачу поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Зона арктических пустынь.
(Дети отвечают, что с всё покрыто льдами, а значит здесь нет, ни растений, ни животных.
Дети называют: холод снега, вьюги, морозы, мерзлота....
Высказывают свои предположения.)
Сформулируем задачу урока: познакомиться с зоной арктических пустынь; узнать о животных и растениях этой зоны Научимся показывать зону арктических пустынь на карте. Как вы думаете ,так ли пустынна эта зона ,судя по её названию? В конце урока мы проверим ваши предположения. (Слайд 2)
- Посмотрите в словари, что обозначает слово «Арктика».
"Арктос"! В переводе с греческого - медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего - 3-4 м.
- А для этого мы отправимся с вами в экспедицию в Арктику, узнаем всё о зоне арктических пустынь.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- Не боитесь замёрзнуть?
Физминутка: я называю вещи, а вы поднимаете обе руки, если эта вещь нужна нам в Арктике.
Учитель: - Какие ученые должны отправиться в экспедицию и почему? Экспедиции бывают разные. Членами нашей экспедиции являются географы, синоптики, ботаники, зоологи, экологи.
Во всех научных экспедициях обязательно надо вести записи. У каждой исследовательской группы есть страница.
III. Работа над новой темой
Групповая работа
Чтение статьи в учебнике
- Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. У каждой группы есть материал, который необходимо изучить, систематизировать, проанализировать и представить отчет о проделанной работе. Ваш отчет вы оформляете в таблице.
Группа географов готовы рассказать нам о географическом положении Арктики.
Дети: Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями омывающими Россию (Белое, Баренцево, море Лаптевых, Чукотское, Карское, ВосточноСибирское), и островами (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, о-ва Врангеля). Арктика расположена в Арктическом поясе.
Найдём на карте арктические пустыни
Спасибо, уважаемые географы.
Группа синоптиков выяснила, что климат - арктический, с долгой и суровой зимой, лете - короткое и холодное. Переходных сезонов в Арктической пустыне не существует, полярная ночь длится 179 суток, темнота которой несколько оживляется мерцанием звёзд, вспышками северного сияния и слабым светом луны. Происходит северное сияние. Полярная ночь сменяется полярным днём, продолжительность которого 186 суток.
Температура опускается до -60°С. Снег и лёд здесь сохраняются почти круглый год. По безмолвным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Лето короткое и холодное. Температура летом на морском побережье в июле+5?,+9? С, а в центре Арктики 0, -2°С. Погода часто бывает ясная, но холодная. Поэтому в разгар лета осадки выпадают в центральной Арктике и на побережье в виде моросящего дождя, тумана. (Слайды 4,5,6)
- Спасибо, уважаемые синоптики.
Группа ботаников. Пустыня лишена деревьев и кустарников. Есть небольшие изолированные участки с накипными лишайниками на горных породах, мхами, различными водорослями на каменистых грунтах. В условиях арктической пустыни встречаются некоторые виды цветковых растений: полярный мак, крупка, звездчатка, лисохвост альпийский, щучка арктическая, мятлик, лютик, камнеломка и др. К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом большое количество планктонных растений - водорослей.
Самые выносливые лишайники имеют вид корочек или напоминают накипь на камнях. В Арктике растут мхи. Как приспособились растения к суровым условиям Крайнего Севера?
- растут в защищённых от ветра местах;
- низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);
Спасибо, ботаники. (Слайды 19-21)
IV. Физминутка
V. Продолжение работы над новым материалом
- Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим животный мир Арктики.
Зоологи (Слайды 8-16)
Суровый климат Арктики мало приспособлен для жизни животных, но здесь они тоже есть.
В арктических пустынях, на островах и побережье Северного Ледовитого океана гнездятся чайки, гагарки, тупики, кайры чистики. Места массового гнездования птиц называют "Птичьими базарами". Здесь они откладывают яйца и высиживают птенцов. Выявляют особенности животных Арктики.
В ходе выступления групп появляется таблица.
Расположение Арктики на карте |
|
Климатические условия |
|
Растительный мир Арктики |
|
Животный мир Арктики |
|
VI. Закрепление изученного материала
- Работа с учебником в виде фронтального опроса.
- Природная зона арктических пустынь расположена...
- В ледяной зоне растут какие растения?
- В Арктике обитают какие животные?
- Большое скопление птиц на скалах называют...
- Арктический заповедник расположен...
- Какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Как вы думаете. Почему они возникают?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике?
VII. Подведение итогов урока
Графический диктант:
- Природная зона Арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)
- Арктика - это место, где мало солнца и тепла, но много льда и снега. (+)
- У растений ледяной зоны длинные корни. (-)
- В Арктике живут моржи, тюлени и белые медведи. (+)
- В Арктике не живут люди. (-)
- Большое скопление птиц на скалах называют, «птичий рынок» (-).
- Зимой в Арктике можно увидеть полярное сияние. (+)
- В Арктической пустыне летом зацветают водоросли. (+)
- У животных Арктики толстый слой жира, теплый мех и пух. (+)
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого нет ошибок? 1-2 ошибки? Самооценка (Слайд 32)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Наша экспедиция закончена.
- Кому понравилась наша экспедиция? Кто бы хотел побывать в Арктике?
Домашнее задание: сообщения о животных Арктики.