Цель: Формирование у учащихся представления о профессиональной готовности, развитие навыков ГПС.
Ход тренинга
1. Вводная
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на тренинг. Что такое тренинг? (тренировка) Что мы будем тренировать сегодня?...
У любого тренинга есть правила, правила нашего тренинга:
- Активность - чем более активными вы будете, тем больше опыта получите;
- Уважение говорящего - если один человек говорит, остальные его внимательно слушают.
Исходя из названия тренинга, сформулируйте и запишите в бланке цель
2. Работа с понятиями
На канбан-доске или на экране прикрепляются/выводятся слова «Готовность к профессиональному самоопределению».
- Какое из слов самое понятное? Что оно обозначает?
(Разбор слов: Готовность - состояние психической и физиологической настроенности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность.
Профессиональный - относящийся к профессии, связанный с какой-либо профессией.
Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств достижения поставленной цели.
3. Упражнение «Готовность»
Цель: Определить готовность к действию и стратегию достижения цели
На полу раскладываются различные предметы (книги, шоколадка, ручки, игрушки, блокноты, шкатулка… - на 2-3 меньше, чем участников группы)
Задача участников на счет «три» взять понравившуюся вещь.
Обсуждение стратегии достижения цели и готовности брать.
- Кто взял то, что хотел? Что вы чувствуете? Что помогло вам взять именно эту вещь?
- Поднимите руку те, кто взял не то, что хотел? Что вы при этом чувствуете? Подумайте, для чего вам эта вещь?
- Кто ничего не взял? Почему?
- Какой вывод вы можете сделать из этого упражнения?
4. «Колесо баланса»
Цель: Осознание актуальной зоны сформированности ГПС и способов ее развития
- Давайте подумаем, что включает в себя Готовность к профессиональному самоопределению?
(информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение, автономность)
- Оцените и на колесе баланса отметьте по 10-бальной шкале сформированность у вас каждого из факторов ГПС и отметьте их на рисунке.
Соедините линией все точки, что у вас получилось?
- Далеко ли вы уедете на таком колесе? Что необходимо изменить?
Допишите, что вы будете делать, чтобы изменить ситуацию в «западающих» сферах
5. «Советчики»
Цель: принятие общегруппового решения по развитию ГПС.
Работа в м-группах по 5-7 человек написать на отдельных листах советы (по 5 от группы) «Как подготовить себя к профессиональному самоопределению»? - спикер от группы наклеивает карточки с комментарием, распределяя их по компонентам ГПС.
6. "Хочу-могу-надо"
Для того чтобы быть успешным в выборе будущей профессии, необходима сбалансированность наших интересов, способностей и возможностей (хочу, могу и надо)
В парах обсудите свой профессиональный выбор по схеме "Я хочу стать… для этого у меня есть (я могу)…., и мне надо …
7. «Резюме на 800 рублей»
Цель: Выявление профессионально значимых качеств и их самооценка.
- Представьте, что вы закончили учебное заведение (колледж, Вуз…) и выбрали для себя предприятие/организацию, где хотите работать. Напишите резюме для приема на работу, исходя из количества слов на 800 рублей.
- Нам необходимо определить стоимость одного слова (например, если стоимость одного слова 50 рублей, то в резюме должно быть ровно 16 слов)
Каждый пишет резюме в течение 10 минут.
- В м-группах (4-5 человек) прочитайте свои резюме, выберите наиболее удачное, объяснив свой выбор.
- Исходя из ваших резюме, определите 10 качеств «профессионала», оцените себя по уровню сформированности этих качеств.
- Подумайте, над чем вам надо поработать, какие качества необходимо развивать, чтобы стать успешным профессионалом и запишите рекомендации для себя в бланке.
8. Рефлексия тренинга
На бланке запишите ответы на вопросы:
- Что было для меня на тренинге самым полезным?
- Что стало самым трудным?
- Я сегодня для себя понял, что….
По кругу поделитесь одним словом об эмоциональном состоянии по окончании тренинга.
Спасибо за работу!