Тренинг "Готовность к профессиональному самоопределению"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 8, 9, 10, 11


Цель: Формирование у учащихся представления о профессиональной готовности, развитие навыков ГПС.

Ход тренинга

1. Вводная

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на тренинг. Что такое тренинг? (тренировка) Что мы будем тренировать сегодня?...

У любого тренинга есть правила, правила нашего тренинга:

- Активность - чем более активными вы будете, тем больше опыта получите;

- Уважение говорящего - если один человек говорит, остальные его внимательно слушают.

Исходя из названия тренинга, сформулируйте и запишите в бланке цель

2. Работа с понятиями

На канбан-доске или на экране прикрепляются/выводятся слова «Готовность к профессиональному самоопределению».

- Какое из слов самое понятное? Что оно обозначает?

(Разбор слов: Готовность - состояние психической и физиологической настроенности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность.

Профессиональный - относящийся к профессии, связанный с какой-либо профессией.

Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств достижения поставленной цели.

3. Упражнение «Готовность»

Цель: Определить готовность к действию и стратегию достижения цели

На полу раскладываются различные предметы (книги, шоколадка, ручки, игрушки, блокноты, шкатулка… - на 2-3 меньше, чем участников группы)

Задача участников на счет «три» взять понравившуюся вещь.

Обсуждение стратегии достижения цели и готовности брать.

- Кто взял то, что хотел? Что вы чувствуете? Что помогло вам взять именно эту вещь?

- Поднимите руку те, кто взял не то, что хотел? Что вы при этом чувствуете? Подумайте, для чего вам эта вещь?

- Кто ничего не взял? Почему?

- Какой вывод вы можете сделать из этого упражнения?

4. «Колесо баланса»

Цель: Осознание актуальной зоны сформированности ГПС и способов ее развития

- Давайте подумаем, что включает в себя Готовность к профессиональному самоопределению?

(информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение, автономность)

- Оцените и на колесе баланса отметьте по 10-бальной шкале сформированность у вас каждого из факторов ГПС и отметьте их на рисунке.

Соедините линией все точки, что у вас получилось?

- Далеко ли вы уедете на таком колесе? Что необходимо изменить?

Допишите, что вы будете делать, чтобы изменить ситуацию в «западающих» сферах

5. «Советчики»

Цель: принятие общегруппового решения по развитию ГПС.

Работа в м-группах по 5-7 человек написать на отдельных листах советы (по 5 от группы) «Как подготовить себя к профессиональному самоопределению»? - спикер от группы наклеивает карточки с комментарием, распределяя их по компонентам ГПС.

6. "Хочу-могу-надо"

Для того чтобы быть успешным в выборе будущей профессии, необходима сбалансированность наших интересов, способностей и возможностей (хочу, могу и надо)

В парах обсудите свой профессиональный выбор по схеме "Я хочу стать… для этого у меня есть (я могу)…., и мне надо …

7. «Резюме на 800 рублей»

Цель: Выявление профессионально значимых качеств и их самооценка.

- Представьте, что вы закончили учебное заведение (колледж, Вуз…) и выбрали для себя предприятие/организацию, где хотите работать. Напишите резюме для приема на работу, исходя из количества слов на 800 рублей.

- Нам необходимо определить стоимость одного слова (например, если стоимость одного слова 50 рублей, то в резюме должно быть ровно 16 слов)

Каждый пишет резюме в течение 10 минут.

- В м-группах (4-5 человек) прочитайте свои резюме, выберите наиболее удачное, объяснив свой выбор.

- Исходя из ваших резюме, определите 10 качеств «профессионала», оцените себя по уровню сформированности этих качеств.

- Подумайте, над чем вам надо поработать, какие качества необходимо развивать, чтобы стать успешным профессионалом и запишите рекомендации для себя в бланке.

8. Рефлексия тренинга

На бланке запишите ответы на вопросы:

- Что было для меня на тренинге самым полезным?

- Что стало самым трудным?

- Я сегодня для себя понял, что….

По кругу поделитесь одним словом об эмоциональном состоянии по окончании тренинга.

Спасибо за работу!

Рабочий лист тренинга