Методическое пособие "Словарная работа как средство формирования языковой компетенции младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


ВВЕДЕНИЕ

Компетенция - готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объём словаря, его разнообразие рассматриваются в школе как важное условие успешного развития речи младших школьников.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

Написание словарных слов - это одна из проблем, с которой сталкиваются учащиеся в начальной школе.

Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в начальной школе предусматривает четыре основных линии:

- Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые же имелись в их словарном запасе.

- Уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы. Уточнение словаря может быть определено как словарно-стигматическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

- Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

- Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

1. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ

Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Обогащение словарного запаса заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, которое происходит благодаря усвоению производственных значений известных слов и замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка.

Самый надёжный источник обогащения словаря и речи учащегося - это художественная литература, тексты учебных книг, а так же речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные и дополнительные значения слов, их сочетаемость. Всё это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.

В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим основные из них, расположив по степени их развивающего потенциала.

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?»

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слов с целью выяснения различий для разграничения значений паронимов: земляника и земляничка, серебряный и серебристый.

3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средства развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.

7. Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой, нарекся - назвался, витязь - воин. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральными (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

8. Прием подбора антонимической пары: старт - финиш, хорошо - плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер - военный корабль.

Существенное влияние на обогащение словарного запаса учащихся оказывает развитие у них внимания к незнакомым словам в тексте, потребности выяснять лексические значения этих слов и умения пользоваться толковым словарем. Обычно вызывают затруднения учащихся следующие группы слов: специальные слова, слова с переносным значением, слова с качественным значением, слова на морально-этическую тему.

Весьма полезным пособием для словарной работы являются словари. Однако для начальных классов создан один словарь - «Орфографический словарик» П.А.Грушникова, незаменимое пособие по орфографии.

Слова с непроверяемым написанием изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены учебной программой и включены в «Словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык».

2. УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ

Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений и т.д.

Уточнение словаря - это самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:

- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов, сравнение значений и употребление паронимов и т.п.;

- усвоение иносказательных значений слов, в том числе во фразеологических единицах;

- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах.

По иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (Солнышко спать пошло). Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки» («Букваря»). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

▪ подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов;

▪ сравнить значения слов в сочетаниях: Идут часы - идут дети - идет строительство;

▪ подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель -… сырая земля - ...

▪ подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок ... сырой картофель - …

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

3. АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное - лишь понимание этого слова, без его употребления.

Активизация словаря - это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.

Цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать (т.е. перенести из пассивного в активный словарь) как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов.

Активизация словаря - одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдение, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.

М.Р.Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразования.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в актив- ный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить познанное в словах. Этому, однако, подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость, преданность и т.д.

Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует у младших школьников уважительное и заботливое отношения к старикам, близким людям, товарищам.

Работу с данной лексикой учителю необходимо включать практически на любом уроке грамматики и правописания.

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.

▪ Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

▪ Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).

▪ Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).

Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку.

▪ Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.

Формы активизации словаря:

▪ составление словосочетания с нужным словом;

▪ составление предложений с заданными словами;

▪ пересказ с использованием важной лексики оригинала;

▪ рассказ по наблюдениям с использованием опорных слов.

4. УСТРАНЕНИЕ НЕЛИТЕРАТУРНЫХ СЛОВ

Устранение нелитературных слов - это перевод диалектных, просторечных, жанровых слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды, из активного словаря в пассивный. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектика, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся. Здесь также подразумевается исправление ошибочных ударений, произношений.

На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания: вставить подходящие по смыслу слова с противоположным значением (забежать в лес - убежать из леса), подобрать антонимы (старый - новый, мелкий - крупный), сравнить слова (по вкусу: лимон и мёд; по прочности: верёвку и нитку); закончить предложение; найти общее и различное в словах; найти часть слова, которая вносит противоположное значение данному слову (грамотный - безграмотный, друг - недруг, прибывать - отбывать); сопоставить два явления в сочинении «Наш парк весной и осенью».

«Толковый словарик русского языка» является эффективным средством осуществления идеи интеграции в обучении. Обращаясь к такому словарю, дети учатся анализировать лексические и грамматические признаки слова, наблюдать, как видовое понятие соотносится с родовым понятием (работа - занятие, труд, деятельность), сравнивать значения синонимов и антонимов, конкретизировать понятие примерами, взятыми из произведений художественной литературы, употреблять слово в речи. Наиболее рациональными приёмами словарной работы являются на уроке: замена слов синонимами, антонимами, описательными оборотами; включение слова в словосочетание, предложение; словообразовательный анализ; использование толкового словаря. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ - вот результат такой работы. Умение пользоваться словарем - это уже показатель степени орфографической успешности.

«Этимологический словарик» адресован учителю и предназначен для организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «земленика», «пагода», «каньки»; платок, но «плоточек»; береза, но «бирезовый» и т.п.

Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи, передовые учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (учащимися) специальных приемов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребенка.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте - этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: малина - в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый - «маленький». Малина - малый - «состоящий из маленьких частей». В «Этимологический словарик» и были отобраны из программы слова с традиционными написаниями. В преобладающем большинстве это слова с непроверяемыми написаниями в историческом корне (берёза, деревня, пенал).

Словарная работа состоит из нескольких частей.

В первой части называется заголовочное слово статьи (слово выделено большими буквами) и дается толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.

Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык - источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.

Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников. Запись строится по следующей схеме:

изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма);

производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита);

первоначальное значение слова (заключено в кавычки).

Завершает словарную статью текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.

Работа при этом строится в следующем порядке:

▪ Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.

▪ Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

▪ Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.

▪ Подбор однокоренных слов.

▪ Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

См. продолжение разработки