Секреты успеха в изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык


Начиная изучение иностранного языка, каждый мечтает овладеть им в совершенстве, свободно общаться. Однако достичь такого результата удается не всем. Почему? Есть определенные секреты успеха в изучении того или иного языка, например, английского, и касаются они не только особенности обучения иностранному языку, но и общей организации процесса познания. Вот некоторые идеи, которые существенно улучшают результат и легки в реализации.

Идеи основаны, прежде всего, на особенностях деятельности мозга. Ведь владение языком является самым впечатляющим умением мозга. Речь - это целый набор навыков. Чтобы составить самое простое предложение, нужно найти в памяти блок с соответствующей тематикой, выбрать подходящие слова, вспомнить грамматику, с ее помощью сложить слова в предложения и скоординировать движения целого набора мышц - языка, губ, голосовых связок, чтобы произнести его. При этом мы воспринимаем речь как нечто простое, не задумываясь о том, что владеем невероятной способностью, благодаря которой можем считать себя венцом эволюции.

Большинство детей делает резкий скачок в освоении речевых навыков в возрасте 18-24 месяцев, это явление называют «языковым взрывом». Наш мозг словно создан для интенсивного впитывания умения пользоваться языком по крайней мере до 7 лет [4]. Ученые до сих пор спорят о продолжительности этого периода, но принято считать, что способность к языкам значительно ухудшается к подростковому возрасту [4]. По некоторым исследованиям этот период длится до 18 лет [5]. В дальнейшем мозг сосредотачивается на родном зыке и с трудом осваивает новые. Таким образом, успех во многом зависит от возраста, когда мы начинаем изучения иностранного языка.

Поскольку ученые считают, что головной мозг способен усваивать отдельные языковые принципы лишь в определенном возрасте, когда мозг особенно восприимчив к речи, если его упустить, изучение языка будет даваться намного тяжелее. Если ребенок начинает осваивать иностранный язык в раннем возрасте, то нередко овладевает им на уровне носителя. Если начинать обучение в 7-8-летнем возрасте, то речь будет отличаться от речи носителя языка [4]. Конечно, иностранный язык может выучить даже взрослый, но ему придется приложить для этого больше усилий. Сенситивный период развития - это самое подходящее время для изучения языка, но не единственное.

Не упускаем момент и приступаем к изучению иностранного языка. На этом этапе еще до начала занятия создаем позитивную атмосферу, чтобы обучающийся ребенок ждал его с радостью, как собственный день рождения. Заранее подготовим все необходимое: ручки, карандаши, бумагу и др. Желательно не форсировать ученика, если он не расположен к занятию. Если ему нравится заниматься, он с энтузиазмом выполняет задания, следовательно, и результаты лучше. Позитивное настроение - залог успеха.

Хорошо погрузиться в занятия полностью, сконцентрироваться. Мультитаскинг или многозадачность вошла в моду с появлением смартфонов и других технологий, позволяющих выполнять одновременно несколько задач. Некоторые уверены, что многозадачность повышает продуктивность труда, но исследования доказывают обратное. Давайте уточним, что многозадачность - это способность уделять полноценное внимание одной задаче, затем быстро переключаться на другую, а после вновь на первую. Таким образом, выполняя несколько задач сразу, мы просто переключаем внимание туда-сюда. Очевидно, что в таком случае качество выполняемых действий снижается. Даже ненавязчивый фоновый шум отвлекает, увеличивает количество ошибок и снижает уровень продуктивности [3]. Хотя есть люди (два человека из ста), которых называют супертаскеры, которые по данным исследований, могут уделить достаточно внимания каждой из задач, им хватает внимательности, чтобы справляться с несколькими задачами одновременно [6]. Чтобы понять вредим мы своей продуктивности, пытаясь успеть все и сразу и убедиться, что мы относимся к числу мультитаскеров, пройдем тест, разработанный Д.Стрейером и его коллегами. Он размещен на сайте supertasker.org и длится около 40 минут [9].

Во время выполнения домашних заданий родителям лучше быть недалеко от ребенка, на случай, если ему потребуется помощь, но стараемся избегать давать прямые ответы. Лучше задать вопрос(ы), который поможет ему самостоятельно решить проблему. Если ребенок допускает ошибку, лучше поддержать его, сказав: «Подумай, посмотри внимательно, попробуй еще раз». Хорошо, если он самостоятельно найдет правильное решение. Упорство в достижении цели - качество, которое поощряется.

Активно используем имеющиеся гаджеты. Играем в интерактивные игры, посещаем интересные обучающие интернет сайты. Некоторые из сайтов: Starfall Education: Kids Games, Movies, & Books K-3; Fun and games in English for kids | LearnEnglish Kids - British Council; https://elt.oup.com/student/grammarfriends/?cc=ru&selLanguage=ru; Sing and learn - At the zoo | Cambridge English; BBC Learning English - Stories for Children / Joe Goes Fishing; https://www.macmillandictionary.com/. Там много полезных ресурсов, на которых можно практиковаться, выполняя различные упражнения, например, по грамматике; освоить игры, расширяющие словарь, головоломки и задачки. Только помните, что дети способны осваивать фонетику иностранного языка по речи другого человека, но не распознают ее по видео [7].

А для того, чтобы все успеть, лучше составить умное расписание, в котором указать, когда и чем следует заняться. Поговорим с ребенком о важности организованности и соблюдении распорядка дня, о необходимости делать все вовремя, не откладывая на последний момент. В Рекомендациях гражданам «Как правильно организовать режим дня школьника» Роспотребнадзор напоминает, как правильно организовать соблюдение режима дня. Начинать подготовку к тестам и контрольным работам лучше заранее. Занимаемся регулярно, в соответствии с установленным в расписании временем. Ведь для того, чтобы запомнить новые слова, их нужно повторить минимум 5 раз в неделю. Таким образом, удастся избежать стрессов и излишнего волнения, что значительно улучшит результаты.

В расписание обязательно включаем время для сна. Сон нужен для восстановления сил, вывода токсинов из мозга и сохранения воспоминаний [1]. Без сна невозможна консолидация памяти. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 1-4 классе - 10-10,5 часа, в 5-7 классе - 10,5 часа, в 6-9 классе - 9-9,5 часа, в 10-11 классе - 8-9 часов [8].

Перед сном лучше отказаться от использования гаджетов, так как это оказывает на него плохое влияние. Экраны электронных устройств короткие волны синего цвета нарушают сон [2]. Если все-таки необходимо воспользоваться электронным устройством, выберите такой, на котором есть ночной режим или темная тема; или уменьшите яркость экрана до минимально возможного уровня и держите гаджет на расстоянии не менее 30 см от лица.

Гораздо лучше почитать всем вместе! Читаем сами и просим ребенка почитать. Во время чтения задаем вопросы по тексту. Чтение расширяет кругозор, пробуждает у детей интерес к литературе и языку, улучшает словарный запас и речь, воображение, а значит, и творческие способности.

Проявляем искренний интерес к обучению. Спрашиваем о том, как прошел день в школе, чем ребенок занимался, что нового узнал на уроках, хвалим в случае успеха и подбадриваем в случае затруднений. Это способствует его активности на занятиях, а, следовательно, улучшает мотивацию и качество обучения. Такая связь дом-школа поддерживает ребенка, позволяет вовремя заметить и обсудить с учителем моменты, которые волнуют родителей и детей.

Итак, мы рассмотрели некоторые секреты успешного обучения иностранному языку, изложим их вкратце:

- начинаем осваивать иностранный язык с учетом сенситивного периода развития как можно раньше;

- создаем позитивную атмосферу до занятия и поддерживаем ее в течении всего занятия;

- концентрируемся, погружаемся в занятие полностью (позволить себе отвлекаться могут только супертаскеры);

- поощряем самостоятельное решение проблемы обучающимся, без подсказок родителей (но наводящие вопросы и поощрения приветствуются);

- используем полезные онлайн ресурсы;

- занимаемся по расписанию регулярно и постоянно без перерывов и прогулов;

- соблюдаем режим сна;

- чтение интересной книжки, лучше перед сном сделает его здоровым и разовьет фантазию;

- и, конечно, обсуждаем изучаемый в школе материал дома.

Надеюсь, что эти простые секреты помогут достичь лучших результатов в изучении не только английского, но и других предметов, сделают процесс познания легче и приятнее.

Список литературы

  1. Марк Дингман. Ваш мозг: что нейронаука знает о мозге и его причудах / перевод с английского А.Д.Сайфуллиной. - Москва: Эксмо, 2020. - 304 с. С. 73.
  2. А.М. Chang, D. Aeschbach, J.F. Duffy, and C.A. Czeisler. "Evening Use of Light-Emitting Ereaders Negatively Affects Sleep, Circadian Timing, and next morning Alertness," Proceedings of the National Academy of Science of the United States of America 112. no. 4 (January 2015): 1232-1237.
  3. A. Furnham and L. Strbac, "Music Is as Distracting as Noise: The Differential Distraction of Background Music and Noise on the Cognitive Test Performance of Introverts and Extraverts," Ergonomics 45, no. 3 (February 2002): 203-217.
  4. J.S. Johnson and E.I. Newport, "Critical Period Effects in Second Language Learning: The Influence of Maturational State on the Acquisition of English as a Second Language," Cognitive Psychology 21, no. 1 (January 1989): 60-99.
  5. J.K. Hartshorne. J.B. Tenenbaum, and S. Pinker, "A Critical Period for Second Language Acquisition: Evidence from 2/3 Million English Speakers," Cognition 177 (August 2018): 263-277.
  6. J.M. Watson and D.J. Strayer, "Supertaskers: Profiles in Extraordinary Multitasking Ability", Psychonomic Bulletin & Review 17, no.4 (August 2010): 479-485. P.K. Kuhl, F.M. Tsao, and H.M. Liu, "Foreign-Language Experience in Infancy: Effect of Short-Term Exposure and Social Interaction on Phonetic Learning," Proceedings of the National Academy of Science of the United States of America 100. no. 15 (July 2003): 9096-9101.
  7. РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: Как правильно организовать режим дня школьника (rospotrebnadzor.ru)
  8. supertasker.org