Трудные вопросы пунктуации сложноподчиненного предложения

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сложноподчиненное предложение


Форма: пресс-конференция.

Цель:

  • повторить материал по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»;
  • расширить и углубить учебный материал по заявленной теме.

Задачи:

Образовательные - формировать умения:

  • находить главные и придаточные предложения;
  • определять место придаточного предложения, средства его связи с главным;
  • формировать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном
  • предложении;
  • повторить орфографию.

Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к языку, уважение к своим товарищам;

Развивающие - развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность при анализе предложений, развивать коммуникативные и творческие способности, культуру речи учащихся.

Аннотация к данному фрагменту урока

В настоящее время ученые-методисты выделяют два ряда факторов, воспитывающих положительное отношение к учебному предмету:

1) общая постановка преподавания (хорошее знание учителем материала, строгая логика подачи его, искусство ведения его, насыщенность урока практическими знаниями и т.д.);

2) особые, специфические приемы работы (насыщенность занятий интересными текстами, постановка проблем на уроке, использование элементов занимательности). Полагая, что ребенок (даже старшеклассник) не может так же быстро, как взрослый, с такой же последовательностью и упорством включаться в учебу, отдаваться ей, я на своих уроках нередко ввожу элементы занимательности, которые способствуют воспитанию мотивов учения.

Подготовительный этап:

  • Класс делится на 2 группы, которые будут играть роль 1) сотрудников СМИ и 2) пресс-центр;
  • Очерчивается область лингвистических интересов;
  • Сотрудники СМИ готовят вопросы по теме;
  • Ответы на возможные вопросы готовит пресс-центр.

Ход урока

1. Ответы экспертов пресс-центра на вопросы журналистов (этот этап представлен на видеозаписи). Ниже предлагаю примерные вопросы.

Пресс-секретарь конференции: Здравствуйте, уважаемые участники традиционной лингвистической пресс-конференции! Не секрет, что сложноподчиненное предложение имеет свои тайны. К сожалению, не всегда эти тайны знает пишущий. Сегодня мы приглашаем вас обсудить трудные вопросы пунктуации сложноподчиненного предложения.

Регламент пресс-конференции следующий: журналисты по очереди задают вопросы, которые должны быть четко и конкретно сформулированы. Хотим призвать быть лаконичными и задавать по одному вопросу, чтобы не отнимать эту возможность у ваших коллег. Давайте уважать друг друга. На ваши вопросы будут отвечать эксперты-сотрудники пресс-центра.

Надеемся, что наше сотрудничество окажется продуктивным.

Предлагаю приступить к вопросам, которые вас интересуют, волнуют. Первым может задать вопрос журналист нового радиоканала «Говорит филолог». Пожалуйста!

Журналист: Виктория, спасибо большое. Радиостанция «Говорит филолог». Фамилия, имя. Уважаемы эксперты, в каких случаях не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением (в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным)? Спасибо.

Пресс-секретарь конференции: Спасибо за вопрос. На него ответит эксперт ...

Гипотеза ответа эксперта: (презентация) Итак, запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением не ставится:

  • Если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не, например: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • Если перед подчинительным союзом(союзным словом) стоит сочинительный союз И, ИЛИ, ЛИБО, например: Мальчика прощали и когда он никого не слушался.
  • Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова, например: Он ушел и не сказал куда.
  • Если перед подчинительным союзом стоят слова ОСОБЕННО, В ЧАСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, А ТАКЖЕ, А ПРОСТО, например:Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • Если перед подчинительным союзом стоят частицы ЛИШЬ, КАК РАЗ, ТОЛЬКО, например: Я это сделаю, только если ты меня попросишь об этом.
  • Если в предложении есть устойчивые словосочетания, не являющиеся придаточными предложениями, например: КАК НАДО, ЧТО ХОЧЕШЬ, КАК ВЗДУМАЕТСЯ, КАК УГОДНО, КУДА НИ ШЛО, ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, СКОЛЬКО УГОДНО, КТО ВО ЧТО ГОРАЗД И ДР.; Василий Петрович молчал и в одно прекрасное утро исчез неизвестно куда.

Пресс-секретарь конференции: Следующий вопрос предлагаю задать корреспонденту школьной газеты «Гимназические вести». Пожалуйста, ваш вопрос.

Журналист: Спасибо. Фамилия, имя. Газета «Гимназические вести». Нужно ли учитывать тип подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? И вопрос от наших читателей. Объясните, пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания в следующем предложении:

БЫЛО РАННЕЕ УТРО КОГДА ЗАТИХ ВЕТЕР СОЛНЦЕ ЕЩЕ НЕ ВЗОШЛО И ПТИЦЫ ЕЩЕ НЕ ПРОСНУЛИСЬ И ЛЕС СОВСЕМ ЗАМЕР В ОЖИДАНИИ ДНЯ.

Пресс-секретарь конференции: Слово предоставляется эксперту ...

Гипотеза ответа эксперта: Спасибо за вопрос. Давайте разберем это предложение. Прежде всего, выделим грамматические основы: было утро, ветер затих, солнце не взошло, птицы не проснулись, лес замер.. Первая часть было раннее утро является главной, а все остальные - ОДНОРОДНЫМИ придаточными. Знаки препинания в этом случае ставятся так же, как и при однородных членах. Поскольку союз И здесь повторяется, значит, после каждого придаточного ставится запятая. Предложенное вами предложение оформляется так:

БЫЛО РАННЕЕ УТРО, КОГДА ЗАТИХ ВЕТЕР, СОЛНЦЕ ЕЩЕ НЕ ВЗОШЛО, И ПТИЦЫ ЕЩЕ НЕ ПРОСНУЛИСЬ, И ЛЕС СОВСЕМ ЗАМЕР В ОЖИДАНИИ ДНЯ.

Пресс-секретарь конференции: Спасибо за ответ. Следующим вопрос может задать журналист телеканала «Занимательный русский».

Журналист: Здравствуйте. Фамилия, имя. Телеканал «Занимательный русский» Объясните постановку двоеточия в предложении

Он видел все: как вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая земля. Спасибо.

Пресс-секретарь конференции: Интересный вопрос. Уважаемые эксперты, кто возьмется ответить на него?

Гипотеза ответа эксперта: В данном предложении двоеточие употребляется после главного, так как в нем имеется предупреждение о последующем разъяснении. Он видел все.

Пресс-секретарь конференции: Редакция газеты «Секреты грамотного человека», слушаем ваш вопрос.

Журналист: Фамилия, имя. Редакция газеты «Секреты грамотного человека» Объясните, почему в предложении Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. ставится запятая перед союзом И, несмотря на то, что он соединяет однородные сказуемые. Спасибо.

Пресс-секретарь конференции: Спасибо за вопрос. Попробую ответить на него. Дело в том, что в этом предложении запятая ставится только перед союзом и, несмотря на то, что он соединяет однородные сказуемые в главном предложении, потому что придаточного предложения следует вторая часть сложного союза ТО.

На этом наша пресс-конференция подошла к концу. Большое спасибо за интересные вопросы. Вы видите, что не всегда просто расставить правильно знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Надеемся, что наши эксперты раскрыли секреты, которые помогут избежать серьезных ошибок. Успехов вам в выполнении редакционного задания!

1. Подготовка и оформление редакционных заданий.

Каждый «журналист» на основе полученных ответов пишет заметку, готовит теле- или радиорепортаж. Пресс-центр готовит макет газеты, журнала, теле- или радиопередачи.

2. Презентация творческих работ;

3. Подведение итогов пресс-конференции.