Форма: пресс-конференция.
Цель:
- повторить материал по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»;
- расширить и углубить учебный материал по заявленной теме.
Задачи:
Образовательные - формировать умения:
- находить главные и придаточные предложения;
- определять место придаточного предложения, средства его связи с главным;
- формировать навык постановки знаков препинания в сложноподчиненном
- предложении;
- повторить орфографию.
Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к языку, уважение к своим товарищам;
Развивающие - развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность при анализе предложений, развивать коммуникативные и творческие способности, культуру речи учащихся.
Аннотация к данному фрагменту урока
В настоящее время ученые-методисты выделяют два ряда факторов, воспитывающих положительное отношение к учебному предмету:
1) общая постановка преподавания (хорошее знание учителем материала, строгая логика подачи его, искусство ведения его, насыщенность урока практическими знаниями и т.д.);
2) особые, специфические приемы работы (насыщенность занятий интересными текстами, постановка проблем на уроке, использование элементов занимательности). Полагая, что ребенок (даже старшеклассник) не может так же быстро, как взрослый, с такой же последовательностью и упорством включаться в учебу, отдаваться ей, я на своих уроках нередко ввожу элементы занимательности, которые способствуют воспитанию мотивов учения.
Подготовительный этап:
- Класс делится на 2 группы, которые будут играть роль 1) сотрудников СМИ и 2) пресс-центр;
- Очерчивается область лингвистических интересов;
- Сотрудники СМИ готовят вопросы по теме;
- Ответы на возможные вопросы готовит пресс-центр.
Ход урока
1. Ответы экспертов пресс-центра на вопросы журналистов (этот этап представлен на видеозаписи). Ниже предлагаю примерные вопросы.
Пресс-секретарь конференции: Здравствуйте, уважаемые участники традиционной лингвистической пресс-конференции! Не секрет, что сложноподчиненное предложение имеет свои тайны. К сожалению, не всегда эти тайны знает пишущий. Сегодня мы приглашаем вас обсудить трудные вопросы пунктуации сложноподчиненного предложения.
Регламент пресс-конференции следующий: журналисты по очереди задают вопросы, которые должны быть четко и конкретно сформулированы. Хотим призвать быть лаконичными и задавать по одному вопросу, чтобы не отнимать эту возможность у ваших коллег. Давайте уважать друг друга. На ваши вопросы будут отвечать эксперты-сотрудники пресс-центра.
Надеемся, что наше сотрудничество окажется продуктивным.
Предлагаю приступить к вопросам, которые вас интересуют, волнуют. Первым может задать вопрос журналист нового радиоканала «Говорит филолог». Пожалуйста!
Журналист: Виктория, спасибо большое. Радиостанция «Говорит филолог». Фамилия, имя. Уважаемы эксперты, в каких случаях не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением (в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным)? Спасибо.
Пресс-секретарь конференции: Спасибо за вопрос. На него ответит эксперт ...
Гипотеза ответа эксперта: (презентация) Итак, запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением не ставится:
- Если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не, например: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
- Если перед подчинительным союзом(союзным словом) стоит сочинительный союз И, ИЛИ, ЛИБО, например: Мальчика прощали и когда он никого не слушался.
- Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова, например: Он ушел и не сказал куда.
- Если перед подчинительным союзом стоят слова ОСОБЕННО, В ЧАСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, А ТАКЖЕ, А ПРОСТО, например:Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
- Если перед подчинительным союзом стоят частицы ЛИШЬ, КАК РАЗ, ТОЛЬКО, например: Я это сделаю, только если ты меня попросишь об этом.
- Если в предложении есть устойчивые словосочетания, не являющиеся придаточными предложениями, например: КАК НАДО, ЧТО ХОЧЕШЬ, КАК ВЗДУМАЕТСЯ, КАК УГОДНО, КУДА НИ ШЛО, ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, СКОЛЬКО УГОДНО, КТО ВО ЧТО ГОРАЗД И ДР.; Василий Петрович молчал и в одно прекрасное утро исчез неизвестно куда.
Пресс-секретарь конференции: Следующий вопрос предлагаю задать корреспонденту школьной газеты «Гимназические вести». Пожалуйста, ваш вопрос.
Журналист: Спасибо. Фамилия, имя. Газета «Гимназические вести». Нужно ли учитывать тип подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? И вопрос от наших читателей. Объясните, пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания в следующем предложении:
БЫЛО РАННЕЕ УТРО КОГДА ЗАТИХ ВЕТЕР СОЛНЦЕ ЕЩЕ НЕ ВЗОШЛО И ПТИЦЫ ЕЩЕ НЕ ПРОСНУЛИСЬ И ЛЕС СОВСЕМ ЗАМЕР В ОЖИДАНИИ ДНЯ.
Пресс-секретарь конференции: Слово предоставляется эксперту ...
Гипотеза ответа эксперта: Спасибо за вопрос. Давайте разберем это предложение. Прежде всего, выделим грамматические основы: было утро, ветер затих, солнце не взошло, птицы не проснулись, лес замер.. Первая часть было раннее утро является главной, а все остальные - ОДНОРОДНЫМИ придаточными. Знаки препинания в этом случае ставятся так же, как и при однородных членах. Поскольку союз И здесь повторяется, значит, после каждого придаточного ставится запятая. Предложенное вами предложение оформляется так:
БЫЛО РАННЕЕ УТРО, КОГДА ЗАТИХ ВЕТЕР, СОЛНЦЕ ЕЩЕ НЕ ВЗОШЛО, И ПТИЦЫ ЕЩЕ НЕ ПРОСНУЛИСЬ, И ЛЕС СОВСЕМ ЗАМЕР В ОЖИДАНИИ ДНЯ.
Пресс-секретарь конференции: Спасибо за ответ. Следующим вопрос может задать журналист телеканала «Занимательный русский».
Журналист: Здравствуйте. Фамилия, имя. Телеканал «Занимательный русский» Объясните постановку двоеточия в предложении
Он видел все: как вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая земля. Спасибо.
Пресс-секретарь конференции: Интересный вопрос. Уважаемые эксперты, кто возьмется ответить на него?
Гипотеза ответа эксперта: В данном предложении двоеточие употребляется после главного, так как в нем имеется предупреждение о последующем разъяснении. Он видел все.
Пресс-секретарь конференции: Редакция газеты «Секреты грамотного человека», слушаем ваш вопрос.
Журналист: Фамилия, имя. Редакция газеты «Секреты грамотного человека» Объясните, почему в предложении Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. ставится запятая перед союзом И, несмотря на то, что он соединяет однородные сказуемые. Спасибо.
Пресс-секретарь конференции: Спасибо за вопрос. Попробую ответить на него. Дело в том, что в этом предложении запятая ставится только перед союзом и, несмотря на то, что он соединяет однородные сказуемые в главном предложении, потому что придаточного предложения следует вторая часть сложного союза ТО.
На этом наша пресс-конференция подошла к концу. Большое спасибо за интересные вопросы. Вы видите, что не всегда просто расставить правильно знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Надеемся, что наши эксперты раскрыли секреты, которые помогут избежать серьезных ошибок. Успехов вам в выполнении редакционного задания!
1. Подготовка и оформление редакционных заданий.
Каждый «журналист» на основе полученных ответов пишет заметку, готовит теле- или радиорепортаж. Пресс-центр готовит макет газеты, журнала, теле- или радиопередачи.
2. Презентация творческих работ;
3. Подведение итогов пресс-конференции.