Использование технологий развития критического мышления при работе с текстом (построение таблиц, кластеров, использование метода «фишбоун») на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: технологий развития критического мышления, метод «фишбоун»


Современная школа стремится, чтобы учащиеся не просто усвоили определенный объем знаний, но и овладели инструментами по их применению.

Главное, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности формировались навыки самостоятельного, критического и творческого мышления. Особенностью современных школьников является обширная, но практически бессистемная информированность по всем вопросам. Если мы в прошлом испытывали определенный информационный голод, то сейчас школьникам доступна практически любая информация.

Современные учащиеся умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Но чаще всего они не умеют анализировать, сопоставлять, делать выводы при работе с информацией. Поэтому важно, чтобы учащиеся могли систематизировать информации и анализировать её, что способствует выработке критического мышления.

На уроках истории и обществознания чаще всего мы работает с информационными текстами, это может быть текст параграфа, научная статья, отрывок из исторического документа и т.д. Тест параграфа может составлять до 10 страниц, а необходимая информация, которую дети должны почерпнуть на уроке скрыта в этом тексте, который необходимо проанализировать и выделить главное. Поэтому для систематизации информации хорошо подходит использование графического структурирования информации (сравнительных таблиц, кластеров, «фишбоун» и др).

Графическое структурирование информации позволяет учителю:

  • во-первых, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
  • во-вторых, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.

Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Данные методы можно использовать как при индивидуальной, так и при работе в группах.

Составление сравнительных таблиц помогает привести информацию в понятную форму, что способствует её запоминанию, а при его реализации учащиеся учатся не только систематизировать информацию, но и критически её осмысливать. При использование таблиц, сначала выделяются линии сравнения, их можно выделить многими способами, например в процессе диалога, предложить ученикам найти критерии, по которым можно сравнить тот или иной процесс или явление, можно использовать уже готовые линии сравнения или выделенные в учебнике смысловые блоки. На ряду с этим методом можно использовать метод «кластеров».

Кластеры («грозди») это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Данный прием можно использовать на различных стадиях урока. Это прием графической систематизации материала, при котором наши мысли уже не «громоздятся» а «гроздятся» в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. На стадии актуализации знаний её можно использовать в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Ученики самостоятельно предлагают основные направления темы и выходят на собственное целеполагание. Которые впоследствии обрастают все новыми и новыми понятиями.

Одним из других методов работы с текстом является метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Схема Фишбоун представляет собой графический способ передачи информации, как средство формирования метапредметных УУД, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и сделать соответствующие выводы или представить результаты обсуждения.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. (Рис. 1).

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке.

Рисунок 1

Рассмотри использование данных методов на примере темы урока обществознание «Главные вопросы экономики и экономические системы». В начале урока ученикам предлагается составить схему главных вопросов на которые должен ответить будущий производитель товара (Что? Как? Для кого? производить товар). Далее в процессе диалога мы приходим к понятие «экономическая система». Записав определение ученикам предлагается составить схему «типы политических систем (работа с учебником).

Ученики выписывают три основных типа экономических систем. Далее в процессе диалога определяются основные линии сравнения (Кто/Что принимает основные экономические решения, преобладающая собственность, основной вид деятельности, технический прогресс, тип хозяйства, примеры) После чего ученики приступают к работе с текстом учебника, и с помощью линий сравнения находят характеристики этих систем. Оформить можно в форме таблицы или схемы (Рис.2).

Рисунок 2

На примере этого же урока можно рассмотреть метод «Фишбоун». Для каждой экономической системы составляется своя схема (Рис. 3). Учащимся раздается для анализа одинаковый текст, в котором описаны характеристики той или иной экономической системы и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общих схем на доске.

Впоследствии данную схему можно использовать для решения задач, подготовки к контрольной и экзаменам. Это компактный способ отображения информации, которую визуально легко запомнить и применить. А в процессе работы по заполнению схемы у учеников формируется умение отсеивать ненужную информацию, систематизировать необходимую, критически осмысливать используемую информацию.