Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Органы чувств»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, Органы чувств – осязание и обоняние


Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: знакомство детей с органами чувств человека.

Задачи:

  • сформировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • развивать воображение и умение делать выводы;
  • учить детей наблюдательности;
  • воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
  • Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

  • Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
  • Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

  • Положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
  • Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Принимать работу группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия.
  • Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

II. Актуализация знаний и пробное действие

Работа с пословицей на слайде: Здоров будешь - всё добудешь.

- Наш урок мы начнём с пословицы, представленной на слайде.

Как вы понимаете пословицу?

Какого человека называют здоровым?

То есть здоровым называют человека, у которого все органы в порядке.

Давайте вспомним органы человека и соединим их названия с изображением на карточках.

III. Выявление места и причины затруднения

- Какие органы не нашли своего места в строении человека? (органы чувств)

- Почему вы не смогли их найти?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Предположите (определите) тему урока.

Органы чувств (слайд)

- Какие задачи необходимо выполнить?

1. Узнать, что такое органы чувств.

2. Для чего органы чувств нужны человеку?

3. Какую работу органы чувств выполняют в организме?

4. Как беречь органы чувств? (слайд)

- Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо провести исследование.

- Сегодня каждый из вас будет в роли исследователя. Работать мы будем в группах.

- Каждая группа выполняет своё задание (на столах предметы для исследования). На столах у вас находятся коробочки или другие упаковки. Вы должны определить, что находится внутри этих упаковок, следуя инструкции.

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу и представить результат исследования классу по плану:

1. У нашей группы было задание…

2. Чтобы выполнить свое задание мы использовали…(орган)

3. С помощью этого органа мы различаем, поэтому это орган (чего?)………

4. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:…………. (слайд)

- Такой же план есть у вас на столах каждой группы.

- Также у вас есть Алгоритм работы группы, по которому вы и будете исследовать предметы.

- По результатам исследования мы выпустим второй номер научно-познавательного журнала «Органы чувств». Напомню, что первый номер научно-познавательного журнала о здоровье называется «Органы человека».

- Перед тем как приступить к исследованию, повторим правила работы в группе (на слайде) (Каждая группа озвучивает 1 правило):

1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен - объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

V. Реализация построенного проекта

- На исследование содержимого упаковок и оформления страницы журнала вам даётся 5 минут. За это же время вы должны представить результаты своей работы.

Самостоятельная работа в группах

1-я группа «Наблюдатели» (исследуют орган чувств - глаза) получает коробку с детской пирамидкой.

Алгоритм исследования группы «Наблюдатели»

Ответьте на вопросы:

    Что общего и в чём различие предметов?________________________
  1. Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?__________
  2. Что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи этого органа?___________
  3. Значит, это орган (чего?) ____________________

Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129

Оформите страничку журнала, для этого:

    Выберите и вклейте иллюстрацию органа, который вы «открыли».
  1. Приклейте название органа.
  2. Выберите и наклейте советы Айболита.

Приготовьте выступление по плану:

    У нашей группы было задание…
  1. Чтобы выполнить свое задание мы использовали…(орган)
  2. С помощью этого органа мы различаем…., поэтому это орган (чего?)……
  3. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:……

2 группа «Любознайки» (исследует орган чувств уши) получает заклеенную коробку с колокольчиком

Алгоритм исследования группы «Любознайки»

Ответьте на вопросы:

    Определите, что находится внутри коробочки?__________________
  1. Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?_________
  2. Что мы ещё можем узнать с помощью этого органа? _____________
  3. Для чего человеку нужен этот орган?___________________________
  4. Значит, - это орган (чего?)____________________________________

Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129

Оформите страничку журнала, для этого:

    Выберите и вклейте иллюстрацию органа, который вы «открыли».
  1. Приклейте название органа.
  2. Выберите и наклейте советы Айболита.

Приготовьте выступление по плану:

    У нашей группы было задание…
  1. Чтобы выполнить свое задание мы использовали…(орган)
  2. С помощью этого органа мы различаем…., поэтому это орган (чего?)………
  3. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:…………

3 группа «Почемучки» (исследует орган чувств нос) получает заклеенные киндеры с содержащимися в них: чеснок, лимон, апельсиновая долька.

Алгоритм исследования группы «Почемучки»

Ответьте на вопросы:

    Определите, что находится внутри киндеров?___________________
  1. Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?_________
  2. Что мы ещё можем узнать с помощью этого органа? _____________
  3. Для чего человеку нужен этот орган?___________________________
  4. Значит, - это орган (чего?)____________________________________

Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129

Оформите страничку журнала, для этого:

    Выберите и вклейте иллюстрацию органа, который вы «открыли».
  1. Приклейте название органа.
  2. Выберите и наклейте советы Айболита.

Приготовьте выступление по плану:

    У нашей группы было задание…
  1. Чтобы выполнить свое задание мы использовали… (орган)
  2. С помощью этого органа мы различаем…., поэтому это орган (чего?)………
  3. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:………

4 группа «Непоседы» (исследует орган чувств язык) получает коробочки с соком с заклеенной этикеткой.

Алгоритм исследования группы «Непоседы»

Ответьте на вопросы:

    Определите, какой сок налит в коробочке?___________________
  1. Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?_________
  2. Что мы ещё можем узнать с помощью этого органа? ______________
  3. Для чего человеку нужен этот орган?___________________________
  4. Значит, - это орган (чего?)_____________________________________

Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129

Оформите страничку журнала, для этого:

    Выберите и вклейте иллюстрацию органа, который вы «открыли».
  1. Приклейте название органа.
  2. Выберите и наклейте советы Айболита.

Приготовьте выступление по плану:

    У нашей группы было задание…
  1. Чтобы выполнить свое задание мы использовали…(орган)
  2. С помощью этого органа мы различаем…., поэтому это орган (чего?)………
  3. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:…………

5 группа «Умники» (исследует орган чувств кожу) получает мешочек с вставленной резинкой. Внутри мешочка находится пуговица

Алгоритм исследования группы «Умники»

Ответьте на вопросы:

    Определите, не глядя, что находится в мешочке?_________________
  1. Благодаря какому органу вы смогли сделать такой вывод?_________
  2. Что мы ещё можем узнать с помощью этого органа? _____________
  3. Для чего человеку нужен этот орган?___________________________
  4. Значит, - это орган (чего?)____________________________________

Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129

Оформите страничку журнала, для этого:

    Выберите и вклейте иллюстрацию органа, который вы «открыли».
  1. Приклейте название органа.
  2. Выберите и наклейте советы Айболита.

Приготовьте выступление по плану:

    У нашей группы было задание…
  1. Чтобы выполнить свое задание мы использовали… (орган)
  2. С помощью этого органа мы различаем…, поэтому это орган (чего?)………
  3. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:………

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Время для исследования истекло и пора узнать, что у вас получилось.

(Группы выходят и представляют результаты исследования классу по плану на слайде)

После каждого выступления учитель обобщает и дополняет информацию о рассматриваемом органе.

Выступление 1 группы.

Затем дополняет учитель

- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

- С их помощью мы получаем 80 % информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

- Чтобы наши глаза всегда хорошо видели и не уставали, необходимо регулярно проводить зарядку.

Физминутка для глаз

Выступление 2 группы.

Затем дополняет учитель

- Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Выступление 3 группы.

Затем дополняет учитель

- Верно, у нас на языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

- Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое - корнем.

Выступление 4 группы.

Затем дополняет учитель

Выступление 5 группы.

Затем дополняет учитель

- Кожа - очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача - защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

- Вот и закончилось наше исследование. Сколько же органов чувств у человека?

- Назовём их ещё раз:

  • орган зрения - это …
  • орган слуха - это …
  • орган обоняния - это …
  • орган вкуса - это ...
  • орган осязания - это ...

- А какой орган управляет всеми органами человеческого тела? (головной мозг).

Но все-таки органы чувств важны в жизни каждого человека, а ещё большое значение они имеют в определённых профессиях. Например музыканту нужен хороший слух, художнику зрение… Более подробно об этом вы можете узнать на странице 6 нашего журнала.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Чтобы убедиться, что вы хорошо поняли сегодняшний материал, выполните задание на индивидуальных карточках.

Запишите, о каких органах чувств идёт речь.
    С помощью какого органа видно, что написано или нарисовано в книге? ____________________
  1. С помощью какого органа узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?_____________
  2. Какой орган помогает почувствовать запах цветов, духов? __________________________
  3. С помощью какого органа отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? __________________
  4. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, лиственницы? _________________
  5. Работой всех органов чувств управляет _________________.

- Выполните самопроверку по эталону на слайде.

- У кого всё правильно?

- Кто допустил ошибки?

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Подходит к концу наш урок.

- Все ли задачи мы выполнили?

(обращаемся к слайду с задачами)

- Сегодня мы работали в группах. Оцените работу групп по критериям - правилам (критерии размещены на доске на карточках, учитель озвучивает их)

  • Работали дружно, каждый высказывал своё мнение. Друг друга не перебивали, приходили к единому мнению.
  • Старались работать дружно, каждый доказывал своё мнение, но не всегда говорили по делу.
  • Старались работать дружно. Не каждый смог доказать своё мнение. Не всегда получалось договориться.

- Обсудите критерии и займите место у той карточки, которая характеризует работу вашей группы.

- Почему вы приняли такое решение?

- Что не совсем получилось?

- А вот я довольна вашей сегодняшней работой. Спасибо за урок!

Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее - богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.