Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: знакомство детей с органами чувств человека.
Задачи:
- сформировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- развивать интеллектуальные и практические умения детей;
- развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- развивать воображение и умение делать выводы;
- учить детей наблюдательности;
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
- Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные УУД:
- Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
- Положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
- Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Принимать работу группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия.
- Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
II. Актуализация знаний и пробное действие
Работа с пословицей на слайде: Здоров будешь - всё добудешь.
- Наш урок мы начнём с пословицы, представленной на слайде.
Как вы понимаете пословицу?
Какого человека называют здоровым?
То есть здоровым называют человека, у которого все органы в порядке.
Давайте вспомним органы человека и соединим их названия с изображением на карточках.
III. Выявление места и причины затруднения
- Какие органы не нашли своего места в строении человека? (органы чувств)
- Почему вы не смогли их найти?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Предположите (определите) тему урока.
Органы чувств (слайд)
- Какие задачи необходимо выполнить?
1. Узнать, что такое органы чувств.
2. Для чего органы чувств нужны человеку?
3. Какую работу органы чувств выполняют в организме?
4. Как беречь органы чувств? (слайд)
- Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо провести исследование.
- Сегодня каждый из вас будет в роли исследователя. Работать мы будем в группах.
- Каждая группа выполняет своё задание (на столах предметы для исследования). На столах у вас находятся коробочки или другие упаковки. Вы должны определить, что находится внутри этих упаковок, следуя инструкции.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу и представить результат исследования классу по плану:
1. У нашей группы было задание…
2. Чтобы выполнить свое задание мы использовали…(орган)
3. С помощью этого органа мы различаем, поэтому это орган (чего?)………
4. Для сохранения органа …… мы предлагаем выполнять такие советы Айболита:…………. (слайд)
- Такой же план есть у вас на столах каждой группы.
- Также у вас есть Алгоритм работы группы, по которому вы и будете исследовать предметы.
- По результатам исследования мы выпустим второй номер научно-познавательного журнала «Органы чувств». Напомню, что первый номер научно-познавательного журнала о здоровье называется «Органы человека».
- Перед тем как приступить к исследованию, повторим правила работы в группе (на слайде) (Каждая группа озвучивает 1 правило):
1. Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
V. Реализация построенного проекта
- На исследование содержимого упаковок и оформления страницы журнала вам даётся 5 минут. За это же время вы должны представить результаты своей работы.
Самостоятельная работа в группах
1-я группа «Наблюдатели» (исследуют орган чувств - глаза) получает коробку с детской пирамидкой.
Алгоритм исследования группы «Наблюдатели» Ответьте на вопросы:
Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129 Оформите страничку журнала, для этого:
Приготовьте выступление по плану:
|
2 группа «Любознайки» (исследует орган чувств уши) получает заклеенную коробку с колокольчиком
Алгоритм исследования группы «Любознайки»
Ответьте на вопросы:
Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129 Оформите страничку журнала, для этого:
Приготовьте выступление по плану:
|
3 группа «Почемучки» (исследует орган чувств нос) получает заклеенные киндеры с содержащимися в них: чеснок, лимон, апельсиновая долька.
Алгоритм исследования группы «Почемучки» Ответьте на вопросы:
Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129 Оформите страничку журнала, для этого:
Приготовьте выступление по плану:
|
4 группа «Непоседы» (исследует орган чувств язык) получает коробочки с соком с заклеенной этикеткой.
Алгоритм исследования группы «Непоседы» Ответьте на вопросы:
Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129 Оформите страничку журнала, для этого:
Приготовьте выступление по плану:
|
5 группа «Умники» (исследует орган чувств кожу) получает мешочек с вставленной резинкой. Внутри мешочка находится пуговица
Алгоритм исследования группы «Умники» Ответьте на вопросы:
Найдите и прочитайте текст об этом органе в учебнике на стр.126-129 Оформите страничку журнала, для этого:
Приготовьте выступление по плану:
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Время для исследования истекло и пора узнать, что у вас получилось.
(Группы выходят и представляют результаты исследования классу по плану на слайде)
После каждого выступления учитель обобщает и дополняет информацию о рассматриваемом органе.
Выступление 1 группы.
Затем дополняет учитель
- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.
- С их помощью мы получаем 80 % информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Чтобы наши глаза всегда хорошо видели и не уставали, необходимо регулярно проводить зарядку.
Физминутка для глаз
Выступление 2 группы.
Затем дополняет учитель
- Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Выступление 3 группы.
Затем дополняет учитель
- Верно, у нас на языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.
- Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое - корнем.
Выступление 4 группы.
Затем дополняет учитель
Выступление 5 группы.
Затем дополняет учитель
- Кожа - очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача - защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.
- Вот и закончилось наше исследование. Сколько же органов чувств у человека?
- Назовём их ещё раз:
- орган зрения - это …
- орган слуха - это …
- орган обоняния - это …
- орган вкуса - это ...
- орган осязания - это ...
- А какой орган управляет всеми органами человеческого тела? (головной мозг).
Но все-таки органы чувств важны в жизни каждого человека, а ещё большое значение они имеют в определённых профессиях. Например музыканту нужен хороший слух, художнику зрение… Более подробно об этом вы можете узнать на странице 6 нашего журнала.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Чтобы убедиться, что вы хорошо поняли сегодняшний материал, выполните задание на индивидуальных карточках.
Запишите, о каких органах чувств идёт речь.
|
- Выполните самопроверку по эталону на слайде.
- У кого всё правильно?
- Кто допустил ошибки?
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Подходит к концу наш урок.
- Все ли задачи мы выполнили?
(обращаемся к слайду с задачами)
- Сегодня мы работали в группах. Оцените работу групп по критериям - правилам (критерии размещены на доске на карточках, учитель озвучивает их)
- Работали дружно, каждый высказывал своё мнение. Друг друга не перебивали, приходили к единому мнению.
- Старались работать дружно, каждый доказывал своё мнение, но не всегда говорили по делу.
- Старались работать дружно. Не каждый смог доказать своё мнение. Не всегда получалось договориться.
- Обсудите критерии и займите место у той карточки, которая характеризует работу вашей группы.
- Почему вы приняли такое решение?
- Что не совсем получилось?
- А вот я довольна вашей сегодняшней работой. Спасибо за урок!
Урок хочу закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее - богатство или слава?
Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.