Профессиональная готовность

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9


Цель психотехнологии

первичная диагностика профессиональной готовности и стратегий выбора у обучающихся 9 класса

В рамках какого направления создана психотехнология

Психологическое содействие осознанному и согласованному выбору последующей индивидуальной образовательной (профессионально-образовательной) траектории

Актуальность психотехнологии

содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;

содействие в позитивной социализации

Необходимые ресурсы для внедрения

Психотехнология входит в состав установочной сессии проекта “Технология самоопределения”

На кого направлена

9 класс, обучающиеся, классные руководители

Место в образовательном процессе

внеурочная деятельность

Кто может реализовывать психотехнологию

педагог-навигатор, специалист психолог

Содержание и алгоритм работы (до 3-х страниц)*

см.приложение

Ссылки и литература

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 96 с. (Психология для всех).

Содержание и алгоритм работы психотехнологии “Профессиональная готовность”

Формат: занятие с элементами тренинга.

Оборудование: предметы для упражнения “Готовность”, бланки с диаграммой профессиональной готовности по числу участников, флипчарт или доска

Ход занятия

Приветствие.

Упражнение “Готовность”. На столе, доступ к которому есть у всех участников, размещаются небольшие предметы (канцтовары, книги, игрушки, сладости, сувениры, ключи и др.) Участникам предлагается по команде взять предмет, который им нравится.

Обсуждение: индивидуальный результат и стратегия достижения индивидуального результата. Общие стратегии выписываются на доску

  • Хотел и взял
  • Хотел, но не взял
  • Не хотел, но взял, чтобы выполнить задание
  • Не хотел и не взял

Дискуссия “Стратегия и траектория”. Участникам предлагается обсудить, как каждая стратегия из предыдущего упражнения может преломляться в жизни выпускника 9 класса. В ходе разговора фиксируются плюсы и минусы каждой стратегии, а также проявление субъектности девятиклассника в случае выбора той или иной траектории.

Примерная тематика обсуждения стратегий:

  • Хотел и взял. Для самоопределения такая стратегия может выглядеть как “хотел поступить - и поступил”. В случае выбора данной траектории можно работать над устойчивой мотивацией к тому, чтобы удержаться.
  • Хотел, но не взял = хотел поступить и не поступил. В данном случае можно работать над вариантами и адекватностью самоопределения.
  • Не хотел, но взял, чтобы выполнить задание = не хотел поступать, но пришлось (заставили). В данном случае можно работать над личностными смыслами продолжения обучения.
  • Не хотел и не взял = не хотел поступать и не поступил. В данном случае можно работать над образом будущего.

Упражнение “Обоснованность выбора”.

Участникам предлагается зафиксировать на диаграмме основные компоненты профессиональной готовности: автономность, принятие решений, информированность, планирование. эмоциональное отношение - и отметить на диаграмме выраженность каждого компонента по отношению к себе.

В результате каждый участник получает пятиугольную фигуру, отличную от колеса.

Анализ полученных фигур. Определение ярких и невыраженных компонентов.

Вопрос ведущего: минимальное продвижение, по какому компоненту готовности может запустить развитие всех остальных компонентов? Что можно сделать, чтобы обеспечить это продвижение?

Участники записывают свои идеи (3-5).

Ведущий предлагает разделиться на малые группы (пары) и обменяться идеями по развитию компонентов профессиональной готовности. Можно предложить участникам дополнить списки друг друга.

Рефлексия. Каждый участник записывает 3 ближайших действия, с помощью которых можно запустить движение профессиональной готовности.

В конце занятия можно вернуться к предмету, который участники взяли на упражнении “Готовность”, и ответить на вопрос “Что символизирует (значит) данный предмет в твоей работе над профессиональной готовностью?” Инсайты участников формируют эмоциональную атмосферу завершения занятия.

Последействие: дальнейшая работа может быть связана с коррекцией стратегий, уточнением траекторий, сопровождением развития компонентов профессиональной готовности (последнее происходит в ходе реализации проекта “Технология самоопределения”).

Данная психотехнология апробирована на обучающихся 9 параллели в 2022 году и используется в рамках проекта «Технология самоопределения» с обучающимися 9 класса.