Профориентационное исследование обучающихся среди 9-x классов

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9

Ключевые слова: профориентация, личность, самоопределение, самооценка


В данной статье приведены результаты и анализ проведенных психологических методик с целью изучения профессионального самоопределения среди учеников 9 классов.

Диагностическое исследование проходило в мае 2021г. Форма работы была выбрана групповая, очная.

Используемые методики в исследовании: «Дифференциально-диагностический опросник» Климова; и тест "Кто я?".

Полученные результаты.

В данном исследовании анализ результатов проводился по 4 направлениям (две основных методики + учет двух дополнительных данных):

  • анализ выбранных типов профессий по методике "ДДО Климова";
  • анализ самооценки по методике "Кто Я?".
  • оценка распределения по половой идентификации (количество мальчиков или девочек);
  • учет пожеланий учеников перейти в 10 класс (ответы: "Да", "Нет", "Не решил";

Первое направление - анализ выбора типов профессий по методике "ДДО Климова".

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Климова на профориентацию, предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.

Содержание работы: психолог зачитывал вопросы, а обучающиеся должны были выбрать из каждой пары предлагаемых видов деятельности выбрать только один ответ. Всего пар было 20 и в каждом 2 варианта ответа ("а" или "б"). Например, 1- а, 2 - б и т.д.

Полученные данные по выбранным типам профессий указаны в гистограмме № 1.

Гистограмма № 1

Вывод по первому направлению исследования: большинство опрошенных выбрали тип профессий "Человек-человек" - 36,5%. Такие люди стремятся к общению, взаимодействию с людьми и они легко устанавливают контакт с незнакомыми людьми.

Второе место занимает тип профессий "Человек-природа" - 21% среди опрошенных. На третьем месте "Человек-художественный образ"; на четвертом: "Человек-знаковая система"- 14.6%; на пятом: "Человек-техника" - 10% среди опрошенных учеников 9 классов.

Виды деятельности, которые специалистам приходится выполнять c примерами и психологические требования к каждому типу профессий указаны в приложении № I.

Второе направление - это анализ самооценки по методике "Кто Я?".

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Содержание работы: школьники на чистом листе должны составить список характеристик самого себя в виде 20 высказываний (т.е. ответить себе на вопрос "Кто Я" и записать).

Обработка результатов производилась с помощью контент анализа самооценки. При анализе данного теста были выделены пять категорий самооценки:

  • адекватная;
  • неадекватная;
  • высокая;
  • низкая;
  • неустойчивая.

Подробное описание каждой категории есть в приложении № II.

Полученные данные по анализу категорий самооценок указаны в гистограмме № 2.

Гистограмма № 2

Вывод по второму направлению: у большинства опрошенных самооценка адекватная - 59,5%. Это говорит о том, что такие ученики реалистично осознают и способны оценивать как свои достоинства, так и недостатки. Например: "Я спортивный", "Я заботливая" и т.д.

Неадекватная самооценка выявлена у 16,2% среди опрошенных. Это может свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты). Школьники находили простой способ - записывать нереалистичные характеристики о себе. Например, "Я - паркетная доска", "Я - вертолет М 80", "Я зеленый инопланетянин с другой планеты" и т.д.

Неустойчивая самооценка выявлена у 16,2 % среди опрошенных. Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится. То есть в одном бланке были противоположные по значению характеристики, например: "Я - злая"- "Я - добрая", "Я - симпатичный" - "Я страшный" и т.д.

Высокая самооценка выявлена у 5,4 % среди опрошенных. Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Примеры ответов: "Я - самый общительный", "Я - самый крутой в классе" и т.д.

Низкой самооценки ни у кого не выявлено.

Не выполнили данный тест и сдали пустые бланки - 2,7 % среди опрошенных. Это говорит о работе защитных механизмов у подростков (что легче принять закрытую позу и не пускать в свой внутренний мир посторонних людей).

Третье направление исследования: оценка распределения по половой идентификации.

Педагогом-психологом при анализе бланков теста "Кто Я?" производился количественный анализ по половому признаку.

Полученные данные по распределению пола среди обучающихся 8 классов, которые прошли тестирование, указаны в гистограмме № 3.

Гистограмма № 3.

Вывод по третьему фактору: среди опрошенных учеников 9 классов с небольшой разницей преобладали мальчики - 51,4 %, а девочки - 48,6 %. Этот фактор необходимо особенно учитывать при интерпретации теста "Кто Я?". Мальчики в большинстве случаев сдали пустые бланки теста "Кто Я?" или заполнили 1-2 характеристики.

Четвертое направление: учет пожелания перейти после 9 класса в 10.

Психологом было предложено пометить в бланках теста "ДДО Климова" хотят ли они остаться в 10 классе. Ответы были: "Да", "Нет", "Не решил(а)".

Полученные данные по опросу желания перейти в 10 класс учеников, которые прошли тестирование, указаны в гистограмме № 4.

Гистограмма № 4.

Вывод по четвертому направлению исследования: явного лидерства по решению обучающихся в желании идти в 10 класс не обнаружено. Такой результат может быть объяснён несколькими предположениями:

  • ученики не серьезно отнеслись к тестированию;
  • наличие стрессовых факторов (ОГЭ);
  • неопределённость с выбором дальнейшей профессии.

Распределение ответов выглядит следующим образом: "Нет" - 37,8 %; "Да" - 35,2%; "Не решили" - 27%.

Общие выводы по проведению диагностического исследования обучающихся среди 9 классов:

  • ученики точно не определились с выбором перехода в 10 класс или поступление в другие образовательные учреждения;
  • большинство учеников оценивают себя адекватно и могут сделать самопрезентацию себя (это пригодится при составлении резюме для дальнейшего трудоустройстве на работу);
  • выбранный большинством тип профессий свидетельствует о наличии у ребят доброжелательности, открытости, способности разбираться во взаимоотношениях людей и быстро находить с ними общий язык.

Приложение