Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством квест-игры

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: квест-игра, Квест-игра для дошкольников


В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями государством поставлена достаточно важная задача: подготовить молодое поколение, владеющее универсальными компетентностями.

ФГОС ДО определяет необходимость формирования универсальных компетентностей у дошкольников. Они формируются в ходе всего образовательного процесса, в разных видах детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, познавательной и др.).

В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, четко выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования дальнейших жизненных компетенций.

Д.Б.Эльконин отмечает, что компетентность формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включения ребенка в деятельность.

В современном мире все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки, поэтому детей становится все сложнее заинтересовать образовательным процессом. Мы, педагоги, должны учитывать конкуренцию со стороны технических средств, и идти в ногу со временем, применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одним из таких средств является образовательный квест.

Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. В ходе проведения квест-игры с дошкольниками можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольника.

В переводе с английского (Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» - это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, поиск интересных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Квест- игра помогает педагогу вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн. Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.

Воспитатель определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат выполнения задания каждого ребенка.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

1) образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;

2) развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;

3) воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, предмет-подсказку и т.п. Участники могут быть объединены в игровые команды, либо все находиться в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

В нашем детском саду педагоги широко используют квесты в образовательном процессе. Детям очень нравятся такие игры.

Вашему вниманию хочу представить конспект такого увлекательного путешествия по стране познания.

Квест-игра «В поисках подарка».

Цель: создание условий для развития познавательных, интеллектуальных умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование познавательно-исследовательских действий, становление сознания; готовности к совместной деятельности со сверстниками; умения ориентироваться в пространстве.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков, мышления, внимания, восприятия музыки.

Воспитательные:

  • воспитание чувства сплоченности, стремления оказать помощь другим,
  • умение преодолевать небольшие трудности, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, умение ориентироваться в новых условиях.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы и приемы: наглядные (демонстрация - видео запись), игровые, словесные (постановка вопросов, объяснение, указание), практические (дидактическая игра "Что лишнее?", кубики Никитина).

Оборудование: записка и письмо от Знайки, экран, проектор, компьютер, колонки, сумочка с разрезной картинкой, сундук с замком, ключи, видео запись обращения Бабы Яги, метла, аудиозапись песен, музыки, клубок ниток, листочки с невидимым изображением, акварель, кисти, карточки «Что лишнее?» по количеству детей, книга «Волшебная книга сказок» с закладкой, шарик с запиской, контейнер с фасолью и коробочкой, "тоннель",накидки для танца, березка, медали по количеству детей.

Ход квест-игры

Дети в группе утром находят записку:

"Здравствуйте, дети! Приходите сегодня после завтрака в музыкальный зал.

Вас там ждет сюрприз!"

Дети направляются в зал. Под музыку заходят и видят гостей.

Воспитатель и дети здороваются.

Воспитатель: - Уважаемые воспитатели, это вы нам приготовили сюрприз? (Нет)

Интересно что за сюрприз нас ждет? Мы сегодня нашли в группе записку.

(Читает записку)

Стук в дверь. Заходит Почтальон.

Почтальон: - Здравствуйте! (обращается к гостям)

Это вы из старшей группы? (Нет)

Да, вы гораздо старше! Это, наверное, вы дети из старшей группы! (обращается к детям)

- Да!

- Для вас письмо. (Отдает письмо и уходит)

Воспитатель читает письмо:

"Здравствуйте, ребята! Это я позвал вас в зал! Зовут меня Знайка. Я наблюдал за вами весь год. И знаю, какие вы молодцы! Какие вы любознательные, веселые, общительные и очень любите играть. Поэтому я приготовил вам подарок. Сегодня рано утром я заходил в детский сад и оставил его в зале. Надеюсь вы его найдете!"

Воспитатель: - Дети в чем обычно преподносят подарки? (В красивых пакетах, коробках)

Ищем сумочку.

(Их много, но на одной из них портрет Знайки, поэтому дети выбирают именно эту, аргументируя свой выбор)

В сумочке разрезная картинка.

Воспитатель: - Где же подарки? Хитрый Знайка! Хочет, чтобы вы немного подумали и сообразили, что нужно сделать, чтобы найти их. Как вы думаете, что нужно сделать? (сложить пазл)

На картинке изображен сундук. Ищем сундук.

- Ура! Подарки в сундуке!

Дети находят сундук, но он закрыт на замок.

Что нужно чтобы открыть замок? Найти ключ. (Ключи рядом на подносе) Ключей много и все под номерами. Дети называют цифры.

Воспитатель: - Каким же открыть? (Не знаем)

-А вы знаете (обращается к гостям)? (Нет)

Воспитатель берет один и предлагает открыть им, но громко звучит тревожная музыка. Воспитатель кладет ключ на место.

- Ой! Что это?

На экране демонстрируется видеописьмо от Бабы-Яги.

(Баба-Яга говорит, что она заколдовала ключи и только одним можно открыть замок. Но если попытаться открыть другим, то подарки превратятся в пепел! Что бы найти нужный ключ, нужно выполнить все задания Бабы-Яги. И тогда подарки будут ваши.)

Воспитатель: - С чего начинать? Найдем что то, что связано с Бабой-Ягой.

Дети находят метлу (объясняют, почему это связано с Бабой-Ягой)

На метле пакетик с карточками. Задание "Что лишнее?». (Дети обобщают изображения на карточках: например, фрукты, овощи, деревья, одежда и др.)

На всех карточках лишним предметом является шарик.

Ищем шарик, в нем записка. (Решаем каким способом можно лопнуть шарик, чтобы достать записку. Просим совета у гостей.)

Воспитатель: - У меня есть острый предмет - карандаш, может им лопнем? (Шарик лопают, там записка с загадками и вопросами)

В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет…Что за старушка? (Баба Яга)

  • В сказке волк и … козлят. Сколько было козлят?
  • Сколько гномов приютили Белоснежку?
  • Сколько углов у квадрата?
  • Яблоко круглое или треугольное?
  • Что больше: пять или восемь?
  • В садике выходной в воскресенье или в понедельник?
  • Сколько пальцев у перчатки?
  • Сколько огоньков у светофора?

Не дерево, а с листочками
Не человек, а рассказывает. (книга)

Воспитатель: - В последней загадке отгадка книга, поэтому, я думаю нужно найти книгу.

Находим книгу сказок. Вначале сами, а потом просим гостей назвать сказки, в которых есть Баба-Яга.

Воспитатель закрывает книгу, на задней обложке изображен клубок. Ищем клубок. Сматываем нитку, она приводит к контейнеру с фасолью.

Дети решают, что в ней что-то спрятано.

Находят капсулу от киндера, в ней следующие задания:

- наведи порядок (кубики Никитина)

Дети под музыку собирают детали в правильном порядке. (предлагается это же сделать 2-3 гостям)

Воспитатель предлагает детям собраться в круг.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Вот сейчас потопаем,
А еще похлопаем!
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем!

- Назови слова противоположности.

- Тропа препятствий. (Дети проползают через "трубу», проходят змейку)

Воспитатель:

- Следующее задание Бабы-Яги как-то связано с красками... (т.к. на задании изображены краски)

Наверное, нам надо что-то раскрасить? (дети могут сами догадаться или воспитатель наводит их на эту мысль)

- Раскрась листок. (листок с восковым изображением, т.е. невидимое изображение)

Приглашаем 2 гостей, для участия в раскрашивании.

Пальчиковая гимнастика:

Дали братьям новый дом (хлопки)
Чтобы жили впятером (сжимаем кулачки)
Брат большой не согласился (пальцы в кулаке, большим вращаем)
И отдельно поселился (раскрываем ладонь, большой палец отдельно)

Акварелью закрашивают листки бумаги, выбирают цвет по желанию. Играет музыка, на листочках проявляется изображение коробки в виде сердца).

Вывод: нужно найти такую коробку!

Находим коробку, а в ней накидки для танца "Во поле березка стояла".

Воспитатель: - Для чего нам эти накидки?

- Да мы в них танцевали.

Девочки исполняют танец "Во поле березка стояла".

Воспитатель: - Про какое дерево говорилось в песне?

- Про березу!

Подходим к березе.

Воспитатель: - Дети посмотрите внимательно что не так на березе?

- Все листья зеленые, а один красный, на этом листочке написана цифра 5. Значит ключ с номером 5 - он откроет наш замок на сундуке.

Идем к сундуку, открываем. В сундуке медальки (самому умному, быстрому, сообразительному)

Дети награждаются медальками и Чупа-чупсом. (под музыку)

Благодарим гостей за участие, и им вручаем медали участников квест-игры.

Воспитатель: - Спасибо всем участникам сегодняшней игры! Какие вы дружные! Все задания выполнили и преодолели препятствия, которые выстроила Баба-Яга! Вы настоящие друзья, ведь только настоящие друзья помогут помочь справиться с трудностями!

Я всем предлагаю спеть песню "Если с другом вышел в путь». (муз. Шаинского).