Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольника с ОНР

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: развития фонематического восприятия


Цель - описать систему дидактических игр и игровых приемов, направленных на формирования фонематического восприятия у детей, используемые в логопедии.

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос) - плач. В 7-11 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения

Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: «Он может произносить звук, но он не хочет правильно говорить!». Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов)

Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости.

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов - звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

Что же представляет собой фонетико-фонематическое недоразвитие?

Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка.

Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф - вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада)

У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

Так, дети затрудняются

а) в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);

6) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, - шапка, кошка, душ; нет нужного звука - почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, - сапога, чайник, щетка

в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Этапы в работе по формированию фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. громкие - тихие, долгие (длинные) - короткие, высокие - низкие, приятные (добрые, ласковые) - неприятные (злые, грубы)

На первом этапе - развитие распознавания неречевых звуков, мы проводим упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме:

Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко - тихо, долго - кратко, высоко - низко). Далее предлагаем детям задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т.д. (сколько?); воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

«Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

«Солнце или дождик?» Учитель - логопед берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. «Тихо - громко». Учитель - логопед стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

«Кто это?» Учитель-логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.

Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом-картинкой.

«Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

«Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Развитие слухового внимания.

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»

Определить на слух направление звука источник которого расположен справа- слева - сзади - спереди.

Игра «Жмурки с погремушкой»; «Узнай, где звучит»; «Колокольчик» - дети передают за спиной колокольчик, ребенок должен угадать, за чьей спиной звучит колокольчик.

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание игрушек, предметов, музыкальных инструментов.

Игра «Солнце или дождик» с использованием бубна;

«Угадай, что звучит?»

Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо - громко, далеко - близко.

Игра «Барабан» - ребенок отыскивает спрятанный предмет, ориентируясь на силу ударов барабана.

«Зайчики» - определение детьми принадлежности громких и тихих звуков большому и маленькому зайчику.

«Далеко - близко».

Различение и воспроизведение темпа и ритма.

Игра «Топ-топ-топ» - в ускоренном и замедленном темпе.

Воспроизведение простых ритмов карандашом.

Воспроизведение сложных ритмов.

II этап работы

На втором этапе - развитие узнавания и дифференциации фонем на слух. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

Игра «Три медведя»

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звуко-комплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:

  • различие и отхлопывание ритмического рисунка слова;
  • отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
  • узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.

Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков.

Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о).

Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т.д.

Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.

«Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.

Цель: определить первый звук в словах (с опорой на картинки).

Выделение начального гласного в безударной позиции (с опорой на картинки). Выделение гласного звука в середине слова (с опорой на зеркало).

«Загадки» - отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке.

«Поезд» - подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук.

«Кружки» - выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед.

Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).

Узнавать слова, в которых пропал первый или последний звук:

«Подскажи звук»; «Слово можно прошагать»; «Какое слово задумано?». Определять последовательность звуков, длину слова.

«Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.

«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, закричала... Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».

Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол

Выделить слог, слово с заданным звуком отхлопываем или повторяем, например:

  • игры «Поймай звук», «Запомни и назови!».
  • определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
  • определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
  • определение последовательности звуков в ряду;
  • воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами.

«Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предлагаем ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры.

III этап работы

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем.

Игра «Не ошибись» Взрослый дает ребенку два круга - красный и зеленый - и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный (баман, паман, банан, банам, баван …).

Усложнение подобных игр - упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра «Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

Игра «Найди пару»

Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

«Будь внимателен»

Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Незнайка запутался»

Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.

Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т.д.

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

  • мак, бак, так, банан;
  • сом, ком, индюк, дом;
  • лимон, вагон, кот, бутон;
  • мак, бак, веник, рак;
  • совок, гном, венок, каток;
  • пятка, ватка, лимон, кадка;
  • ветка, диван, клетка, сетка;
  • каток, моток, дом, поток и т.д.

«Поэт»

Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.

Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка)

От грязнули даже стол
Поздним вечером...
(сбежал, ушел, ускакал)

Тебе кукла, а мне - мячик.
Говорила мышка мышке:
Ты девочка, а я...
(игрушка, медведь, мальчик)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую...
(лису, белку)

Без ключа, мне поверь,
Не откроешь эту...
(тумбочку, дверь, книгу)

Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то...
(спички, щетку, ложку)

Говорила мышка мышке:
До чего люблю я...
(сыр, мясо, книжки)

Опустела мостовая,
И уехали ...
(автобусы, трамваи, такси)

Игра «Нелепица» - логопед называет картинку то правильно, то неправильно.

«Найди нужную картинку» - называются слова, сходные по звучанию.

«Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, опре деляя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

  • выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;
  • по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;
  • придумать слова с двумя или тремя слогами.

«Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

«Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит».
• записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

IV этап работы

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

«Повтори правильно»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки. Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

«Телефон»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

«Какой отличается?»

Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.

Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек.

На втором этапе ребенка учат различать слоги.

«Рассели картинки по домикам». На доске - домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики.

«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором - из двух, в третьем - из трех слогов.

«Красный - белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре;

«Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);

выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать:

  • определить пропущенный слог в названии картинки: ...ва, до...га, ра...та;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мор;
  • повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.

«Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно;придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом СА:

  • придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом на;
  • определить количество слогов в названиях картинок;
  • поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;
  • по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;
  • составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;
  • изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: ку-ук, на-ан и т. д.;
  • составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш ит. д..

«Отстукивание слогов». Учитель - логопед напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАЛ, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Игра «Покажи картинку»

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у - у - у», «Девочка плачет: а - а - а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а - а - а - а, или у - у - у - у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый - звуку [и], зеленый - звуку [у].

Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос - С

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игры, направленные на дифференциацию звуков

Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

«Прогулка на велосипедах».

- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».

- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

«Покажи картинку

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у - у - у», «Девочка плачет: а - а - а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а - а - а - а, или у - у - у - у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый - звуку [и], зеленый - звуку [у].

«Найди место для своей картинки»

Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

VI этап работы

Развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Работа начинается с анализа гласных звуков.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра "Отворяйте ворота".

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: "Во двор мы будем "пропускать" только слова с заданным звуком". Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра "Мяч не трогать иль поймать - постарайся отгадать". Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.

Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица - У.

Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот - Т.

Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК - Р, А, К.

Игра «Синий - красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б - синюю, И - красную и др.

Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом - Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.

Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово - СОК.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец)

«Веселый поезд»

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

Игры на определение последовательности звуков в слове

«Выложи слово фишками»

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове. Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме. {Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.}

Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов

«Угадайка»

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок {например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).

Игры, направленные на определение характеристики звуков

«Разноцветные мячи»

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

«Покажи кружок нужного цвета»

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.

Описание игры. Первый вариант.

Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости - твердости, звонкости - громкости.

«Назови братца»

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных. Оборудование: мяч. Описание игры. Первый вариант.

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Задача логопеда заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

В последние годы исследователи часто обращаются к проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников. Это не случайно: освоение чтения и письма требует четкого соотнесения звука и буквы, значит, и четких слуховых дифференцировок, умения анализировать речевой поток на составляющие его единицы и т.д. Следовательно, высокий уровень развития фонематического восприятия является предпосылкой успешного освоения грамоты в дальнейшем, что важно для всех .

Список литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб., 2005.
  3. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников - Санкт-Петербург. 2005.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 2007.
  6. Власенко И.Т Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина - М., 1970.
  7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
  8. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.
  9. Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. Селиверсотов В.И. - М., 1981.
  10. Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников - Санкт-Петербург. 2000.
  11. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез.
  12. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 1983.
  14. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - СПб., 1997.
  15. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 1991.
  16. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994.
  17. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  18. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие), определение места звука в слове.