Добрый день, уважаемые ребята!
Сегодня мы поговорим о выборе профессии. Начать классный час я хочу с цитаты Кэтрин Уайтхорн: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить».
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину: появляются новые профессии, исчезают устаревшие. Как не потеряться в этом огромном мире, как найти свою нишу, где будет хорошо и тебе и обществу?
Важность выбора профессии стоит в том, как выбрать правильную профессию, реализации в ней свои способности и возможности, а также получения удовлетворения от своего труда. При выборе профессии необходимо учитывать физические способности выпускника. По данным социологов буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают ошибку.
Выбирая профессию необходимо учитывать и психологические особенности личности, к которым относят темперамент и характер.
В психологии под темпераментом подразумевают "индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте" Дюма «Д.Артаньян и 3 мушкетера».
Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента:
Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения (аналитик, художник, поэт, музыкант, скульптор).
Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение (водитель, летчик, социолог, репортер ).
Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип (подходит любой вид трудовой деятельности +руководитель).
Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами (спокойная работа: цифры, офис, документы, техника).
К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают "совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам"
А теперь данные социологического опроса наших школьников.
Ребятам 5-11 классов были заданы 5 вопросов:
- Выбрали ли вы профессию? (да, нет)
- Какую профессию ты хотел бы получить (не более трех).
- Какие профессии, в настоящее время являются наиболее престижными
- Какие профессии в настоящее время вы считаете самыми высокооплачиваемыми.
- Назовите новые, современные профессии на рынке труда (не менее трех)
Какие же результаты получились:
- Выбрали профессию 25 учащихся, не выбрали - 27 учащихся.
- Какую профессию ты хотел бы получить:
- Программист - 13,
- Военнослужащий - 12,
- Юрист, адвокат - 12,
- Государственный служащий - 10,
- Врач - 9,
- Дизайнер - 7,
- Банкир - 6,
- Продавец - 5,
- Учитель - 4,
- Повар - 4,
- Парикмахер - 3,
- Нефтяник - 3,
- Финансист - 3,
- Инженер - 3,
- Строитель - 2,
- Переводчик - 2.
3. Престижными профессиями считают:
- Адвокат - 18,
- анкир - 11,
- Нефтяник - 11,
- Программист - 10,
- Юрист - 9,
- Военнослужащий - 7,
- Врач - 6,
- Финансист - 6,
- Государственный служащий - 6,
- Переводчик - 6,
- Представитель сферы культуры - 4,
- Учитель - 4,
- Инженер - 3,
- Бухгалтер - 3,
- Менеджер - 3,
- Журналист - 2,
- Судья - 2.
4. К высокооплачиваемым профессиям относят:
- Нефтяник - 11,
- Адвокат - 11,
- Военный - 11,
- Банкир - 10,
- Программист - 10,
- Государственный служащий - 9,
- Прокурор - 7,
- Предприниматель - 4,
- Сотрудник КГБ - 3,
- Врач - 3,
- Дизайнер - 3,
- Юрист - 3,
- IT-специалист - 2,
- Архитектор - 2,
- Переводчик - 2,
- Судья - 2.
5. Назовите новые, современные профессии:
- Коллектор - 12,
- IT специалист - 12,
- Маркетолог - 8,
- Дизайнер - 5,
- Промоутер - 5,
- Веб-дизайнер - 5,
- Байер - 5,
- Шопер - 5,
- Корпорайтер - 2,
- Программист - 2,
- Блогер - 2.
При любом выборе возможны ошибки. Но чем серьёзнее вы отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность её совершить. Какие же ошибки возможны в нашей ситуации с выбором профессии?
- Отношение к выбору профессии как к неизменному.
- Бытующие мнения о престижности профессии.
- Выбор профессии под влиянием товарищей.
- Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Хотелось обратить ваше внимание и ещё на один аспект, который влияет на выбор. В сегодняшних социально-экономических условиях необходимо помнить следующее:
- социальный заказ, положение на рынке труда;
- уровень материального обеспечения семьи;
- возможности получения помощи в обучении;
- условия оплаты труда в данной сфере;
- инфраструктура профессионального образования.
Психолог Л.М.Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
- динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
- смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
При этом вам нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
А закончить я хотела бы словами-напутствием:
«Ищи! Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Если у тебя получается что-то хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше».