Классный час "Выбор профессии: как не ошибиться современному школьнику"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: классный час, профориентация


Добрый день, уважаемые ребята!

Сегодня мы поговорим о выборе профессии. Начать классный час я хочу с цитаты Кэтрин Уайтхорн: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить».

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину: появляются новые профессии, исчезают устаревшие. Как не потеряться в этом огромном мире, как найти свою нишу, где будет хорошо и тебе и обществу?

Важность выбора профессии стоит в том, как выбрать правильную профессию, реализации в ней свои способности и возможности, а также получения удовлетворения от своего труда. При выборе профессии необходимо учитывать физические способности выпускника. По данным социологов буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают ошибку.

Выбирая профессию необходимо учитывать и психологические особенности личности, к которым относят темперамент и характер.

В психологии под темпераментом подразумевают "индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте" Дюма «Д.Артаньян и 3 мушкетера».

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента:

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения (аналитик, художник, поэт, музыкант, скульптор).

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение (водитель, летчик, социолог, репортер ).

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип (подходит любой вид трудовой деятельности +руководитель).

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами (спокойная работа: цифры, офис, документы, техника).

К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают "совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам"

А теперь данные социологического опроса наших школьников.

Ребятам 5-11 классов были заданы 5 вопросов:

  1. Выбрали ли вы профессию? (да, нет)
  2. Какую профессию ты хотел бы получить (не более трех).
  3. Какие профессии, в настоящее время являются наиболее престижными
  4. Какие профессии в настоящее время вы считаете самыми высокооплачиваемыми.
  5. Назовите новые, современные профессии на рынке труда (не менее трех)

Какие же результаты получились:

  • Выбрали профессию 25 учащихся, не выбрали - 27 учащихся.
  • Какую профессию ты хотел бы получить:
  • Программист - 13,
  • Военнослужащий - 12,
  • Юрист, адвокат - 12,
  • Государственный служащий - 10,
  • Врач - 9,
  • Дизайнер - 7,
  • Банкир - 6,
  • Продавец - 5,
  • Учитель - 4,
  • Повар - 4,
  • Парикмахер - 3,
  • Нефтяник - 3,
  • Финансист - 3,
  • Инженер - 3,
  • Строитель - 2,
  • Переводчик - 2.

3. Престижными профессиями считают:

  • Адвокат - 18,
  • анкир - 11,
  • Нефтяник - 11,
  • Программист - 10,
  • Юрист - 9,
  • Военнослужащий - 7,
  • Врач - 6,
  • Финансист - 6,
  • Государственный служащий - 6,
  • Переводчик - 6,
  • Представитель сферы культуры - 4,
  • Учитель - 4,
  • Инженер - 3,
  • Бухгалтер - 3,
  • Менеджер - 3,
  • Журналист - 2,
  • Судья - 2.

4. К высокооплачиваемым профессиям относят:

  • Нефтяник - 11,
  • Адвокат - 11,
  • Военный - 11,
  • Банкир - 10,
  • Программист - 10,
  • Государственный служащий - 9,
  • Прокурор - 7,
  • Предприниматель - 4,
  • Сотрудник КГБ - 3,
  • Врач - 3,
  • Дизайнер - 3,
  • Юрист - 3,
  • IT-специалист - 2,
  • Архитектор - 2,
  • Переводчик - 2,
  • Судья - 2.

5. Назовите новые, современные профессии:

  • Коллектор - 12,
  • IT специалист - 12,
  • Маркетолог - 8,
  • Дизайнер - 5,
  • Промоутер - 5,
  • Веб-дизайнер - 5,
  • Байер - 5,
  • Шопер - 5,
  • Корпорайтер - 2,
  • Программист - 2,
  • Блогер - 2.

При любом выборе возможны ошибки. Но чем серьёзнее вы отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность её совершить. Какие же ошибки возможны в нашей ситуации с выбором профессии?

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному.
  • Бытующие мнения о престижности профессии.
  • Выбор профессии под влиянием товарищей.
  • Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Хотелось обратить ваше внимание и ещё на один аспект, который влияет на выбор. В сегодняшних социально-экономических условиях необходимо помнить следующее:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • инфраструктура профессионального образования.

Психолог Л.М.Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

  • динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
  • смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

При этом вам нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.

А закончить я хотела бы словами-напутствием:

«Ищи! Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Если у тебя получается что-то хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше».