Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и само ценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я.Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растёт.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Поэтому проблема, над которой мы работаем: «Патриотическое воспитание школьников на уроках ОБЖ, истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Цель: формирование патриотического сознания школьников через урочную и внеурочную деятельность в средней общеобразовательной школе. Патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:
- найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
- процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;
3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
Можно предположить, что при соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Данная работа проводится в рамках Программы патриотического воспитания школьников муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ Амгинская СОШ им Р.И.Константинова, которая в свою очередь базируется на следующем нормативном документе: Постановление правительства РФ от 05.10.10 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотизм - это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.
Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания школьников:
- воспитания у них любви к Отечеству, в котором чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать её) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода)
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.
Работа по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности.
В МБОУ «Амгинская СОШ им Р.И.Константинова» гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной деятельности.
Главной целью гражданско- патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России.
Для достижения этой цели поставлены основные задачи:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к историческому и культурному прошлому, к нашим славным традициям;
- повышение престижа государственной и военный службы;
- создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
Воспитание в школе реализуется через три взаимосвязанных блока:
- воспитание в процессе обучения;
- воспитание во внеурочной деятельности;
- воспитание во взаимодействии с социумом.
Предметы «Основы безопасности жизнедеятельности», и «история» в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся, без сомнения, являются интегрирующими. Однако урочного времени, выделенного явно недостаточно. Что делать? Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Мы учителя истории и ОБЖ, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить мировоззрение, попробовать себя в разных качествах.
Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе проводится по трём системообразующим направлениям:
1-е направление - патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующее:
- мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги посвящённых торжественным датам и другие патриотические мероприятия);
- проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов,
- проведение смотр-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;
2-е направление - военно-спортивные игры:
- проведение игр «Коммунарские сборы», и «А ну-ка, парни!», «Костер», военизированные эстафеты. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины
3-е направление - направлена на формирование здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, расширения кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.
В нашей школе разработана, прошла апробацию и с 2010 года функционирует воспитательная система школы «Булчут ыыра». (Охотничья тропа)
Цель данной воспитательной системы - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности, определяет направленность на самореализацию и социальное поведение детей, при котором любовь и служение Отечеству выступает как высший смысл жизни и деятельности.
В нашей школе создан военно-патриотический клуб «Сапсан». Члены клуба изучают как теоретические, так и практические аспекты военного дела.
В программе отмечено, что клуб функционирует в целях создания единого образовательного и воспитательного пространства, осуществления целенаправленного духовного, культурного, интеллектуального и физического развития, их общего и военно-патриотического воспитания. Через формирование клуба «Сапсан» школа удовлетворяет запросам родителей, интересы и потребности детей в обучении на современном уровне знаний и получении разностороннего дополнительного образования. Определены задачи функционирования патриотического клуба:
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, выработки высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, любви к Отечеству и готовности к её защите;
- подготовка подростка физически крепким, выносливым, дисциплинированным, способным стойко переносить все тяготы и лишения воинской и государственной службы;
- воспитание высокого чувства гражданской ответственности и патриотизма;
- реализация индивидуальных потребностей, склонностей, интересов и творческих способностей детей
Также работают кружки «Юный пожарник», «Юный историк».
Программы кружков реализуют патриотическое воспитание обучающихся, направленное на формирование гражданской позиции.
Методы организации внеурочной работы:
Работа на природе:
- экскурсии,
- походы,
- наблюдения, соревнования…
Работа с литературой:
- подготовка рефератов,
- подготовка докладов,
- выпуск газет и стендов и др.
Игровая деятельность:
- олимпиады,
- деловые игры,
- викторины,
- конкурсы и др.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам знания в области курса «Основы безопасности жизнедеятельности», и истории: наблюдения, работа со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом. Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ и истории:
- повышение качества знаний и умений школьников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по предметам ОБЖ и истории;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры школьников.
Характеристика форм внеурочной деятельности по предметам ОБЖ, истории
Кружки. Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. Кружки по содержанию можно разделить на группы:
1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению предмета, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам
4. Кружки, посвященные специальным вопросам, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность, по изучению глобальных проблем человечества и др.
Олимпиады Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсам «Основы безопасности жизнедеятельности», «история» является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками профессии для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов.
Проведение конференций. Во внеурочной деятельности уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
Устный журнал Проведение устных журналов призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма, способствующая популяризации курсов ОБЖ, история. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.
Викторины и игры Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения . Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций , различных соревнований и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
Предметная неделя по ОБЖ, и истории.
Неделя в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у учащихся, профессиональная ориентация на профессии связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОиЧС, ГИБДД…) воспитание любви к своей Родине. В предметную неделю включают следующие мероприятия:
- подготовку и оформление плана проведения недели;
- конкурс рефератов;
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
- проведение экскурсий в учреждения связанные с безопасностью.
Школьные издания
Трудно себе представить внеклассную работу без выпуска стенных газет. Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
Особенность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Каждый учитель должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников.
Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,
б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
Изучение отношения к новой форме организации патриотического воспитания через формирование патриотического клуба «Сапсан», через работы кружков показывает:
1) детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
2) родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
3) все школьники знакомы с деятельностью клуба «Сапсан», знают его предназначение, деятельность вызывает интерес.
Активность учащихся школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных улусных и школьных соревнованиях, конкурсах.
Таким образом, разработанная технология способствует развитию личности школьника, что подтверждают результаты нашей педагогической деятельности.
Заключение
Воспитание процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе. Мы поставили цель описать современные методы, приемы, подходы, используемые в у воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность.
Описывая систему работы по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи.
Мы доказали, что при соблюдении указанных условий школа добивается следующих результатов:
- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- -обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.
Перспективы работы:
- Продолжать поиски новых форм организации деятельности школьников.
- Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.
- Совершенствовать учебно-материальную базу кабинетов
Список литературы
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4 - С. 23
- Воспитание школьников// 2005 №3, 5, 6, 10 2003 № 6, 2002 №3.
- Греченев В.П. Патриотизм как стержень гражданского воспитания. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013, №1 (199). стр. 20-22, Москва, «Русский журнал».
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
- Ремизов А. Как заинтересовать школьников предметом ОБЖ. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013, №3 (201). стр. 22-25, Москва, «Русский журнал».
- Черноморцев М.А. Военно-патриотическое воспитание как средство социализации молодёжи. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013, №3 (201). стр. 16-21, Москва, «Русский журнал».