Как выполнить новые требования к сайту образовательной организации Рособрнадзора: создание пиктограммы ЭЦП

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: Приказ 831 Рособрнадзора, сайт школы, сайт образовательной организации, пиктограмма ЭП, визуализация ЭП, значок ЭП, иконка ЭП, электронная подпись


Приказ ФЗ №831 (14.08.2020) о требованиях к структуре интернет-порталов учебных заведений и формату предоставляемой информации был опубликован 13 ноября 2020 года на сайте правовой информации. В силу приказ вступил 01.01.2021- срок действия до 31.12.2026. Этот приказ определяет основные требования к структуре сайта школы, детского сада, лицея, колледжа, училища, либо другой образовательной организации. Кроме того, разъяснен порядок размещения электронных документов на сайте ОО, а также требования к визуализации ЭП.

Ниже мы даем ответы на основные вопросы по изменениям, внесенным приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 года № 831, а также подскажем, как визуализировать электронную подпись на сайте образовательной организации (создать пиктограмму ЭП (иконку ЭП)) с помощью сервиса PicToDoc.

Какие новые требования к структуре официального сайта образовательного учреждения введены в соответствии с Приказом №831?

В рамках действующего Приказа №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации» нужно учитывать следующие моменты:

  1. Определение структуры веб-ресурсов и формата представляемого материала в соответствии со ст. 29 ФЗ (29.12.2012) №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Создание раздела, содержащего сведения о госструктуре. Данные могут быть представлены в нескольких форматах: иерархический список, набор страниц, ссылки. Для каждой страницы необходимо предоставить общий механизм для навигации

Доступ к разделу об учреждении образования должен осуществляться из основного меню и с главной страницы веб-ресурса. Для доступа к информации не должна проводиться предварительная регистрация в системе. Обязательно должны быть предоставлены данные, прописанные в подпунктах 3.1-3.13 (п. 3 настоящих Требований). Необходимо открыть доступ к ссылкам на файлы, в которых содержится информация, поясняющая их назначение.

В специальном разделе можно размещать иную информацию, если такое решение было принято учреждением образования. В обязательном порядке должны быть представлены сведения, требуемые действующим законодательством РФ (п. 6, ст. 2, 29-ФЗ от 29.11.2012 №273 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Какие подразделы должен содержать специальный раздел «Сведения об образовательной организации» на официальном сайте школы?

На главной странице веб-ресурса должен быть предусмотрен раздел «Основные сведения». В нем нужно предоставить сокращенные или полные данные о наименовании учебного заведения и о дате его открытия. Также необходимо указать сведения об учредителе, наименовании филиалов и представительств. Обязательно уточняется место расположения организации, график работы, номера телефонов для связи, e-mail и адреса веб-ресурсов.

Подразделы специального раздела интернет-порталов учебных заведений с описанием содержания

Название подраздела

Описание

«Образовательные стандарты»

Учитываются установленные нормативные акты, которые были разработаны и утверждены учебным заведением. В него входят обязательные требования и программы со ссылками на официальные ресурсы, содержащие официальную информацию по образовательным стандартам.

«Структура и органы управления»

Включает список с указанием должностного руководства. (ФИО и контактные данные: телефон, e-mail, адреса). Должен быть предоставлен перечень официальных ресурсов и приложены документы в электронном формате, подписанные ЭЦП (электронной цифровой подписью).

«Документы»

Необходимо приложить файлы с документами и копии, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются госорганом. Должен быть размещен устав учебного заведения и свидетельство, подтверждающее аккредитацию. Необходимы правила внутреннего распорядка для обучающихся, и режим работы персонала. Обязательно включить отчет о проведенной процедуре самооценивания с результатами.

«Образование»

Должен содержать материал об используемых программах с предоставлением нормативных сроков и форм обучения. Также предоставляется описание учебных предметов, курсов и предусмотренных модулей. Включить нужно материал о практике, используемых высоких технологиях и ПО для организации дистанционного обучения. Должен быть приложен куррикулум, краткое содержание программ по дисциплинам и практикам, учебный график, НМД (нормативно-методические документы). Необходимо предоставление полной информации об учебном заведении: результаты проводимой научно-исследовательской деятельности, лицензия, код профессий и специальностей, численность учеников.

«Образовательные стандарты»

Нужно указать используемые нормативные правовые акты, предоставив копии или гиперссылки на них. Можно приложить файл с документом в электронном формате, в котором нужно прописать содержание образовательной программы, посредством установленных требований.

«Меры поддержки. Стипендии»

Подраздел создается только тогда, когда предоставляются выплаты или другие меры материальной или соцподдержки. Содержит действующие условия и меры, возможность заселения в интернат или общежитие (количество жилых комнат, формирование оплаты за проживание и пр.). Включает материал о последующем трудоустройстве учеников после выпуска с предоставлением статистики за прошедший учебный год.

«Руководящие должности и научно-педагогический состав»

Следует указывать информацию о вышестоящем руководстве (ФИО, должность, действующий телефон, e-mail) и заместителях, а также о руководителях филиалов и персонале.

«Платные образовательные услуги»

Включить материал о порядке предоставления платных услуг: образец действующих договоров; акты по утверждению расценок. Должен быть предусмотрен переход в подраздел «Документы» по ссылкам.

«Оснащение образовательного процесса. Материальное и техническое обеспечение»

Подраздел включает сведения об обеспечении госструктуры материально-техническими ресурсами, включая оснащение и состояние кабинетов, объектов для практик, спортзалов и пр. Включает в себя актуальные на данное время методики воспитания и действенные средства обучения, созданные условия для приема пищи и охраны безопасности учеников. Рассматривает доступ как к информационным системам, так и к электронным ресурсам.

«Финансовая и хозяйственная деятельность»

Подраздел включает в себя объемы бюджетных или платных мер, поступление и перемещение финансов, а также их расход. Должна быть предоставлена копия плана осуществления финансовой и хозяйственной деятельности госструктуры.

«Вакантные места»

Количество свободных мест по всем действующим программам для обучающихся всех возрастных групп. Указание свободных мест для приема и для перевода отдельно.

Также введены новые обязательные подразделы "Доступная среда" и "Международное сотрудничество", которые описаны подробнее ниже. Также в Требованиях оговорена их структура.

Какие требования установлены ко всем обязательным страницам сайта образовательной организации?

Все страницы веб-ресурса, на которых находится информация, предусмотренная пп. 3.1-3.13 действующих Требований, в обязательном порядке должны быть разработаны на основе специального HTML-кода. Язык гипертекстовой разметки страницы необходим для однозначной идентификации сведений и является обязательным для размещения на сайте учреждения образования. К сведениям, размеченным определенной HTML, необходимо обеспечить доступ посетителям сайта.

На веб-ресурсе обязательно должна быть предусмотрена версия для людей с нарушением зрения (версия для слабовидящих).

Какие новые подразделы в структуру сайта образовательной организации были введены?

Приказ №831 ФС по надзору в сфере науки и образования РФ (от 14.08.2020) требует обязательного введения новых подразделов интернет-ресурса. Каждый из них содержит определенные требования, которые должны быть учтены.

Подраздел «Международное сотрудничество»

Должен включать все договора, подписанные с международными или иностранными госструктурами, которые планируются или уже были заключены, Также предоставляются сведения об аккредитации программ для обучения, имеющих международный уровень.

Подраздел «Доступная среда»

Необходимо обеспечить доступ к информационно-коммуникационным сетям, которые предназначены для использования обучающимися, имеющими инвалидность. Необходимо включение информации о специальных условиях для лиц, с ограниченными физическими возможностями.

Что такое ЭЦП (ЭП)?

Электронная цифровая подпись является аналогом обычной. С ее помощью любой электронный документ приравнивается к бумажному оригиналу. ЭЦП - это сгенерированный файл, содержащий цифры. Он крепится к электронному документу и отвечает на вопросы о том, кто его подписал, когда и имеет ли этот человек соответствующие полномочия.

Электронная подпись является гарантом того, что документ был подписан лицом, которое является ее владельцем. ЭЦП нужна для:

  • работы с электронными документами с целью признания их юридической силы;
  • подписания служебной электронной документации внутри организации;
  • оформления трудовых отношений с удаленными сотрудниками.

Физические лица, использующие электронную подпись, могут подать заявление на оформление ребенка в образовательное учреждение удаленно.

Виды ЭП на сайте образовательной организации. Какие бывают ЭЦП?

Вид ЭЦП

Особенности

Простая

Имеет вид комбинации кодов, логинов и паролей. Используется на сайте учебных заведений.

Неквалифицированная

Криптографический ключ, записанный на USB-носителе, предназначен для физических лиц и организаций образовательного типа. Используется во внешнем и внутреннем документообороте.

Квалифицированная

Криптографический ключ используется для обмена юридически значимыми документами через интернет.

Как создать ЭЦП (электронную подпись) для образовательной организации?

Простая электронная подпись - это логин и пароль, подтверждающие авторизацию пользователя в системе. Рекомендуется использовать для движения внутренних документов между структурными подразделениями. Этот вариант электронной подписи является уязвимым.

Неквалифицированная ЭЦП формируется посредством средств шифрования, реализующих алгоритмы криптографического преобразования - специальных программ, которые имеют сертификат ФСБ. Подделать ее достаточно сложно. Неквалифицированная Электронная цифровая подпись указывает на то, что документ был подписан должностным лицом, и не был изменен впоследствии. Используется в электронном документообороте для подписания договоров, контрактов и соглашений. Генерируются внутри организаций, преимущественно с помощью бесплатных инструментов.

Создать же иконку электронной подписи (пиктограмму ЭП, оговоренную в Комментариях к Требованиям Рособр надзора) для сайта образовательной организации можно с помощью сервиса PicToDoc.

Квалифицированная ЭЦП является самым надежным вариантом. Отличается тем, что ее нужно получить только в удостоверяющем центре. Речь идет об организации, уполномоченной предоставлять услуги криптозащиты информации и выдавать электронные подписи. Квалифицированным цифровым подписям доверяют государственные органы. Преимуществом является то, что ее практически невозможно взломать и можно использовать для проведения любых операций с электронными документами.

В каком виде должна отображаться ЭП, - какая пиктограмма используется для отображения?

Визуально электронная цифровая подпись на сайте имеет вид пиктограммы и свидетельствует о том, что документ был подписан. Если установить курсор на нее, то выводится информация о дате и времени подписания, а также ФИО должностного лица, подписавшего документ.

ЭП встраивается в электронный файл или же вносится в отдельный документ с расширением .sig. Генерируется в рамках криптографических операций, поэтому не может быть взята как образец. Благодаря крипто технологиям подделать электронную подпись невозможно.

Чтобы сделать пиктограмму подписи, необходимо получить доступ к сервису PicToDoc. Для получения доступа, воспользуйтесь формой обратной связи.

Правила публикации электронных документов

Размещаемые файлы не должны превышать 15 Мб. Если размер документа больше заявленного лимит, то его следует разделить на части. Сканы бумажного носителя должны иметь разрешение в 100 dpi. При этом текст должен быть четким и читаемость не должна быть ухудшена. Используемая ЭЦП (электронная цифровая подпись) должна соответствовать требованиям, прописанным в статье 6 ФЗ № 63 (6.04.2011).

Если информация размещается в файлах, то следует учитывать основные требования к используемому формату:

  • гипертекстовый - наличие поиска и функции копирования текста с помощью веб-обозревателя;
  • графический - размещение документов в виде оригиналов или графических образов, которые были разработаны и утверждены госорганом.
  • электронный - сохранение на компьютере, наличие поиска и копирования фрагментов текста в рамках специальной программы визуализации.

Размещенные данные должны быть представлены в формате, предусматривающем обеспечение свободного доступа для пользователей посредством общедоступного ПО. Необходимо предусмотреть возможность использования предоставленной текстовой информации и навигации при выключенном отображении графических элементов.