Тестопластика на занятиях с детьми среднего и старшего школьного возраста

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: соленое тесто, тестопластика


ВВЕДЕНИЕ

Соленое тесто издавна применяется в художественном творчестве для лепки различных изделий. Оно обладает рядом неоспоримых положительных качеств, которые сделали его одним из любимых скульптурных материалов и в современном художественном образовании. Тестопластика, как сейчас называют работу с соленым тестом, широко применяется на занятиях с детьми разных возрастных групп, начиная с раннего возраста.

Соленое тесто - экологически чистый, недорогой и всегда доступный материал. Оно обладает высокой пластичностью и приятно в использовании, хотя работа с ним и требует преодоления определенных трудностей. Изделия из теста достаточно прочны и долговечны, что также немаловажно для мотивации учащихся.

Лепка из теста обладает большим развивающим потенциалом: способствует развитию сенсорной чувствительности, мелкой моторики, синхронизации работы обеих рук. Занятия лепкой развивают воображение, фантазию, умение планировать результат, находить нестандартные решения.

В данной методической разработке я хочу поделиться опытом применения соленого теста на занятиях скульптурой с детьми среднего и старшего школьного возраста. А именно - опытом создания круглой скульптуры достаточно большого размера на каркасе, что неизменно вызывает у ребят неподдельный интерес, активизирует творческое мышление, желание экспериментировать.

Цель работы: познакомить с методикой создания круглой скульптуры из соленого теста на каркасе.

Задачи:

  • познакомить с технологией лепки из теста на каркасе;
  • дать методические рекомендации по организации занятий.

Раздел I. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

1.1 Инструменты и материалы

Для теста:

  • мука (1 часть);
  • соль «экстра» (1 часть);
  • вода (~1/2 части).

Также можно использовать добавки:

  • крахмал (1 ст.л. на 2 ст. муки) для придания тесту большей пластичности;
  • обойный клей (1-2 ч.л. на 2 ст. муки) для прочности.

Для лепки:

  • доска для лепки;
  • алюминиевая фольга в рулоне (для каркаса);
  • проволока (для тонких деталей); стеки;
  • различные подручные материалы для декорирования (стержни от ручек, колпачки от ручек и фломастеров, крышки от тюбиков и т.п.);

Для окраски изделия:

  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • влажные салфетки.

1.2 Технология создания скульптуры

1. Изготовление каркаса. Скульптура большого размера выполняется на каркасе из фольги:
а) для того, чтобы скульптура держала форму;
б) для обеспечения хорошей просушки теста;
в) для облегчения массы изделия.

Отрываем от рулона большой кусок фольги и формируем из него основу, постепенно набирая объем, приближенный по форме к будущему изделию, но чуть меньше, с учетом того, что каркас будет облепливаться тестом. Фольгу следует хорошо уплотнять. Если задуманный образ имеет тонкие выступающие детали (рога, тонкие ножки и т.п.), можно использовать проволоку, воткнув ее в каркас и обмотав фольгой. Особое внимание необходимо обратить на устойчивость скульптуры, она должна ровно стоять на столе (конечно, если не предполагается ее подвешивать).

Рис. 1

Рис. 2

Подготовка солёного теста. Муку и соль перемешиваем на столе, постепенно добавляем холодную воду. Можно соль растворить в воде, а затем добавлять муку - поверхность изделий будет более гладкая. Тесто должно получиться довольно крутым, однородным и эластичным. Если есть возможность, желательно положить тесто на ночь в холодильник, оно станет более пластичным. Чтобы тесто не сохло, хранить его надо в закрытом полиэтиленовом пакете.

Рис. 3

Лепка изделия. Затем начинаем облепливать каркас тестом. Можно набирать слои постепенно, просушивая каждый слой, добавлять детали. Для хорошего сцепления просушенных слоев с последующими смачиваем поверхность водой с помощью кисти. Для окончательной просушки оставляем изделие на фольге, чтобы потом можно было легко отделить его от основы.

Рис. 4

Рис. 5

3. Окраска изделия.Для окраски работ можно использовать гуашь, акрил, аэрозольные баллончики. Хороший эффект дает тонирование изделия с последующей затиркой.

Рис. 6

Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цель изучения темы «Создание круглой скульптуры из соленого теста»: совершенствование представлений о способах создания круглой скульптуры.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствование навыков работы с соленым тестом;
  • формирование навыков изготовления каркаса из фольги;
  • углубление знаний о способах декорирования изделия.

Развивающие:

  • развитие пространственного мышления;
  • развитие творческой активности, нестандартного мышления;
  • развитие чувства красоты, гармонии;
  • развитие умения прогнозировать результат своих действий.

Воспитывающие:

  • воспитание трудолюбия, целеустремленности;
  • воспитание самостоятельности, ответственности за результат.

Целевая аудитория: создание небольших работ из теста на каркасе доступно и младшим школьникам. Однако работу над достаточно крупными изделиями с проработкой деталей, с решением художественного образа целесообразно проводить с учащимися 12-17 лет, т.к. такая работа требует определенных навыков, внимания, умения длительно работать над одним изделием. Данная тема может быть включена в тематический план предмета «скульптура» в средних и старших классах ДШИ.

Объем учебного времени, предусмотренный на изучение темы, зависит от сложности работы, он может быть уменьшен или увеличен в зависимости от конкретных условий.

На занятиях тестопластикой преподавателю следует придерживаться личностно-ориентированного подхода.

Учащимся необходимо предоставлять свободу в выборе художественного образа, чтобы они могли выразить свое эмоциональное отношение к изображаемому. Желательно, чтобы дети уже в эскизах постарались передать характер, настроение, сложность или, наоборот, лаконичность будущей скульптуры, проработать детали.

Хорошо, если при работе над данной темой учащиеся уже имеют некоторые навыки работы с соленым тестом. Соленое тесто - приятный в работе материал, но, как и в работе с любым другим материалом, необходимо его почувствовать, понять особенности, тогда откроется его красота и большие возможности для творчества. Это позволит учащимся сосредоточиться на создании каркаса и работе над выразительностью образа.

На каждом занятии преподаватель должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка как самим процессом лепки, так и ориентацией на хороший результат работы.

Познакомив ребят с технологией и способами деятельности, необходимо предоставлять им свободу и самостоятельность в выборе тактики действий, ненавязчиво помогая, если ребенок не может сам преодолеть возникающие трудности. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок не опускал руки от неуверенности в своих силах, а испытывал радость от решения сложной задачи, преодоления себя. Совершенствование навыков приводит к успеху, удовлетворению от процесса работы и рождает радость творчества. А это в свою очередь мотивирует на дальнейшую творческую деятельность.

Важно также, чтобы ребята видели необходимость, полезность своего труда для других людей. Хорошо, если выполненные работы они могут кому-то подарить. Большим стимулом к дальнейшему творчеству служит также организация выставок в классе или в школе, участие в различных конкурсах, где ребята могут оценить свои работы со стороны, сравнить с работами других ребят.

Необходимо приучать учащихся приводить свое рабочее место в порядок по завершении работы. Это способствует формированию культуры труда, аккуратности, ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной методической разработке рассмотрены возможности тестопластики на занятиях с детьми среднего и старшего школьного возраста, когда учащимся становится интересна работа над сложными длительными проектами. Работа по созданию изделий из соленого теста на каркасе прекрасно удовлетворяет этому требованию, открывает широкие возможности для творческого поиска, экспериментирования и самореализации учащихся, позволяет создавать долговечные изделия высокого художественного уровня.

Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования при планировании занятий по скульптуре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования / Э.Ф.Зеер. - М., 2010. - 175 с.
  2. Хананова, Е.Н. Соленое тесто / Е.Н.Хананова. - М., 2008. - 104 с.