Все школы активно переходят на дистанционное образование. В нынешней непредсказуемой ситуации, в которой оказался весь мир - это стал единственно возможный вариант для школьников и студентов получать знания.
Как же провести дистанционный урок эффективно и всё правильно организовать?
Выделяют несколько принципов в организации дистанционного урока:
- мультиинформационность и мультиформатность: смена каналов коммуникации (аудио-видео-изображение) с чередованием форматов работы (теория - интерактив - геймификация) и форм работы (фронтальная работа - индивидуальная - групповая);
- активное вовлечение учащихся (сохранение «линейности» цифрового мира: повторение-резюме-рефлексия);
- интерактивность;
- обязательная обратная связь;
- релевантность объёмов домашних заданий (установка на творческие задания). [2]
Сервис Liveworksheets для создания интерактивных рабочих листов для учащихся позволяет учителю спланировать дистанционный урок с учётом вышеперечисленных принципов.
Данный сервис позволяет составить разнообразные задания:
- заполнение пробелов;
- соединение стрелками двух столбцов;
- перетаскивание элемента;
- выбор правильного варианта из предложенного;
- упражнения на аудирование;
- головоломки для поиска слов;
- вопросы с открытым ответом;
В задание можно добавлять: mp3-файлы; видео на YouTube канале с последующим ответами на вопросы по просмотренному фильму или ролику и файлы PowerPoint.
Преимущества данного сервиса:
- бесплатный доступ к созданию интерактивных листов;
- бесплатная база готовых заданий, созданная другими учителями;
- быстрая проверка знаний учащихся, позволяющая ученикам видеть свой результат;
- возможность установить лимит времени на выполнение задания;
- создание базы учеников;
- разнообразие шаблонов заданий.
Среди недостатков можно отметить следующие характеристики:
- интерфейс на английском и испанском языках. Сервис не имеет русскоязычного интерфейса.
- в режиме бесплатного доступа сервис позволяет создавать только 30 рабочих листов.
Для работы сервис требует регистрации и подтверждения электронного адреса. <рисунок 1>
Рис.1
После регистрации можно уже приступать к созданию интерактивных листов. Для этого необходимо кликнуть «Создаём интерактивный лист / Make interactive worksheets» и нажать «Начало / Get started». <рисунок 2>
Рис.2
После нажатия кнопки «Начало / Get Started» в появившемся окне выбираем файл для загрузки. Загружаем будущее задание в формате файла pdf или jpg. Размер файла не более 5MB. Далее нажимаем кнопку «Upload». <рисунок 3>
Рис. 3
После загрузки файла выбираем формат задания (заполнение пробелов, соединение стрелками, перетаскивание элементов или выбор варианта).
Отмечаем места будущих ответов. Вносим правильные и ошибочные ответы и при помощи определённых команд задаём тип заданий:
- Choose - выбор из двух вариантов;
- Select - поиск правильного варианта более чем из двух;
- Join - соединение стрелками;
- Drop / drag - соотнесение и перетаскивание элементов;
- Listen - прослушивание фразы (язык звучащей дорожки задаются после введения фразы);
- Wordsearch - поиск слова;
- Speak - озвучивание фразы;
- Playmp3 - загрузка аудио дорожки в задание.
В задания также можно добавлять видео с Youtube. Для этого нужно выделить текстовое поле и вставить ссылку на видео. <рисунок 4>
Рис. 4
Загрузка презентаций PowerPoint происходит путём встраивания кода HTML в поле для вставки текста. Для этого файл должен быть заранее загружен на диск для облачного хранения файлов Onedrive. Далее нужно открыть презентацию и затем в вкладке «Файл» меню «Общий доступ» необходимо запросить код HTML. <рисунок 5>
Рис. 5
Далее копируем код HTML и вcтавить его в текстовое поле в сервис Liveworksheets. <рисунок 6> Презентация будет загружена на страницу задания. <рисунок 7>
Рис. 6
Рис. 7
Когда все операции выполнены, нажимаем кнопку «Сохранить/Save» в верхней части листа. <рисунок 8>
Рис.8
Затем даём название рабочему листу и отмечаем, хотим ли мы поделиться рабочим листом с сообществом учителей. После нажимаем кнопку «Сохранить лист», нажав на «Save worksheet». <рисунок 9>
Рис. 9
У каждого рабочего листа есть кнопки <рисунок 9>:
- Редактирование.
- Предварительный просмотр.
- Сохранение.
- Удаление рабочего листа.
- Загрузка на ПК.
После нажатия на кнопку «Save worksheet» можно скопировать ссылку на данное задание и передать ссылку на интерактивный лист учащимся через чат во время дистанционного урока, мессенджеры или электронный дневник. <рисунок 10>
Рис. 10
Как только учащиеся проходят по ссылке, перед ними открывается интерактивный лист. В конце каждого листа есть кнопка «Закончить / Finish», при нажатии на которую задание автоматически проверяется. <рисунок 11> Ученик видит свои ошибки и балл за выполненную работу. Максимальный балл независимо от количества заданий в листе - 10.
Рис.11
Для того чтобы учитель увидел выполненные задания его учениками, учащиеся должны выбрать меню «Отправить ответы учителю / Email my answer to my teacher». В появившемся окне заполнить поля, указав свою имя, класс, предмет и электронную почту учителя. После нажать кнопку «Отправить / Send». <рисунок 12>
Рис.12
Чтобы учитель мог увидеть результат выполнения заданий его учениками, учителю необходимо кликнуть на вкладку «Мой почтовый ящик / My mail box». <рисунок 13> Учителю откроется рабочая зона, где хранятся все выполненные учениками рабочие листы.
Рис. 13
Учитель может просмотреть лист отдельно выбранного ученика. Для этого достаточно кликнуть на лист данного ребёнка. <рисунок 14>
Рис. 14
Данный сервис предлагает учителю поддержку в качестве коротких видео инструкций по каждому типу заданий. Инструкции находятся на вкладке «Создаём интерактивный лист / Make interactive worksheets» меню «Инструкции / Tutorial» <рисунок 15>
Рис. 15
Дистанционные уроки - очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Использование интерактивных сервисов делает дистанционные уроки интересными, насыщенными, качественными и результативными. [1]
Список литературы
- Дистанционный урок как инновационная образовательная среда. URL: https://urok.1sept.ru/articles/643950 (дата обращения: 27.03.2021)
- Как провести дистанционный урок для класса в 30 человек. URL: https://myownconference.ru/blog/distanse-urok-dlya-klassa/ (27.03.2021)