Использование элементов здоровьесберегающих технологий как средства повышения качества знаний о безопасной жизнедеятельности у четвероклассников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Постоянно движущийся прогресс науки и техники требует от человека глубоких и прочных знаний. От качества знаний, которыми школа вооружает учащихся, зависит, насколько успешно ее выпускники смогут в дальнейшем приспособиться к меняющимся условиям жизни. Проблемой повышения качества знаний занимались Беспалько В.П., Краевский В.В., Лернер И.Я., Поташник М.М., Скаткин М.Н. и другие.

В связи с широким развитием современной науки и техники возникает большое количество угроз здоровью людей. Недостаточная сформированность знаний у младших школьников о безопасном поведении в различных опасных и незнакомых ситуациях в большинстве являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Поэтому в начальной школе необходимо не только систематически формировать знания о безопасной жизнедеятельности, но и повышать качества знаний по данной проблеме. Большую помощь в этом оказывают здоровьесберегающие технологии. Фундаментальные вопросы, связанные с использованием данных технологий, раскрываются в работах В.Ф.Базарного, М.М.Безруких, Т.П.Васильевой, В.ИКовалько, Л.В.Костенко, Е.А.Менчинской, Л.М.Митиной, Н.К.Смирнова, О.А.Соколовой, В.Д.Сонькина и др.

В науке и школьной практике существует противоречие между необходимостью повышения качества знаний младших школьников о безопасной жизнедеятельности и недостаточным обоснованием и раскрытием влияния на данный процесс эффективных педагогических условий использования элементов здоровьесберегающих технологий. Это и определило проблему исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия использования элементов здоровьесберегающих технологий с целью эффективного формирования качества знаний младших школьников о безопасной жизнедеятельности.

Цель исследования: выявить влияние педагогических условий использования элементов здоровьесберегающих технологий на качество знаний о безопасной жизнедеятельности младших школьников.

Объект исследования: процесс усвоения знаний о безопасной жизнедеятельности младшими школьниками.

Предмет исследования: педагогические условия использования элементов здоровьесберегающих технологий с целью повышения качества знаний о безопасной жизнедеятельности учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования: использование элементов здоровьесберегающих технологий будет повышать качество знаний о безопасной жизнедеятельности учащихся начальных классов при реализации следующих педагогических условиях:

  • применение на уроках режима динамических поз и режима моторной поисковой свободы с использованием заданий на основе знаний о безопасной жизнедеятельности;
  • использование знаний о безопасной жизнедеятельности в условиях расширения зрительно-пространственной активности учащихся на разных уроках;
  • выполнение учащимися заданий, составленных на основе знаний о безопасной жизнедеятельности, с помощью тренажеров для снижения зрительной усталости на различных учебных дисциплинах. (Более подробно остановимся далее)

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, раскрыть сущность понятий «знание», «качество знаний», «здоровьесберегающие технологии»;
  • Выявить уровень сформированности качества знаний о безопасной жизнедеятельности младших школьников экспериментального и контрольного классов;
  • Обосновать и реализовать педагогические условия, направленные на повышение качества знаний о безопасной жизнедеятельности младших школьников на основе использования элементов здоровьесберегающих технологий.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, подбор диагностических методик;
  • эмпирические: письменные работы, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся; констатирующий и формирующий эксперименты.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 22 г. Череповца, 4 «Б» экспериментального класса - учитель Захарова Е.Н и 4 «А» контрольного класса - учитель Акопова М.Б.

Изучая понятия «знание», «качество знаний», «безопасная жизнедеятельность», мы определяем:

Качество знаний о безопасной жизнедеятельности как степень приближения к образовательному стандарту знаний о безопасной жизнедеятельности, которая обусловлена осознанностью, полнотой, систематичностью усвоения знаний младшими школьниками повседневной деятельности, способе существования людей, при которой их жизни не угрожает опасность или снижена до минимума возможность возникновения опасных факторов, угрожающих их здоровью, жизни.

В своем исследовании мы будем опираться на определение Смирного Н.К., согласно которому здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) - это качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Критерии сформированности:

  • полнота знаний (совокупность всех программных знаний учащихся о безопасной жизнедеятельности);
  • прочность знаний (способность младших школьников сохранять знания о безопасной жизнедеятельности, установленные программой, в памяти и самостоятельно применять их);
  • гибкость знаний (готовность младших школьников применять знания по безопасной жизнедеятельности в нестандартной ситуации);
  • осознанность знаний (осмысление младшими школьниками знаний о безопасной жизнедеятельности, умение учащихся не только называть и описывать, но и объяснять явления, связанные с их безопасной жизнедеятельностью, указывать их взаимосвязи и отношения, обосновывать их, делать выводы).

С целью выявления уровня качества знаний о безопасной жизнедеятельности у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент. Основными методиками явились: тестирование, написание мини-рассказов, установление взаимосвязей.

В результате анализа были сделаны следующие выводы: в обоих классах преобладает средний уровень качества знаний о безопасной жизнедеятельности у учащихся четвертых классов 82,65 % учащихся 4 «Б» (экспер.) и 65,25 % 4 «А» (контр.) классов находится на среднем уровне; высокий уровень качества знания по безопасной жизнедеятельности достигает в экспериментальном классе 13,05%, в контрольном - 17,4 %. Низкий уровень качества знания о безопасной жизнедеятельности у учащихся контрольного - 17,4 %, а в экспериментальном - 4,35 % .). Ученики владеют программными знаниями по данной теме, но не достаточно прочно, поэтому допускают ошибки в заданиях. А высокий уровень достигает лишь небольших показателей (в экспериментальном классе 13,05%, в контрольном - 17,4 %). Тем самым, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о важности работы в данном направлении.

На следующем этапе был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий. Он строился на связи элементов ЗСТ и знаний о БЖД:

1) применение на уроках режима динамических поз и режима моторной поисковой свободы с использованием заданий на основе знаний о безопасной жизнедеятельности;

Режим динамичных поз предполагает присоединение приставки к столам в виде удобной настольной конторки. Дети, сидящие на 1 варианте, работают сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10-15 минут, т.е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя - становятся за конторки (Рис. 1).

Рис. 1

Вместо традиционной сгорбленной позы учитель на протяжении уроков использует режим меняющихся поз (когда можно сидя и стоя работать в течение урока) с включением знаний учащихся о безопасной жизнедеятельности.

Например, на уроке математики на тему «Повторение задач на движение» ученикам были предложены 4 задачи. Сначала учащиеся осуществляли разбор условия задачи, в который входило и обсуждение ситуаций, таких как, что могло послужить причиной пожара, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы этого не случилось; зачем нужно кататься на лыжах; правила движения на велосипеде; причины ДТП и его предупреждение силами школьников; затем ребятам предлагалось в паре выбрать верное решение этой задачи из предложенных вариантов и по команде учителя поменяться местами. При нахождении верного решения задачи №2 учащиеся меняются местами в первый раз. Это происходит примерно на 10 минуте урока. При нахождении верного решения в задачи №3 учащиеся меняются дважды, так как возможны два варианта решения данной задачи. Вернувшись в позу, в которой учащиеся были первоначально (в начале урока), они через минуту переходят из положения сидя в положение стоя снова.

Режим моторной поисковой свободы (передвижения по классной комнате)предполагает, что ученики в ходе выполнения ряда заданий на основе знаний о безопасной жизнедеятельности могут перемещаться по кабинету, при этом они наклоняются, подпрыгивают, тянутся.

Например, на уроке математике по теме «Сравнение чисел». На данном уроке обсуждались правила поведения в помещении. На этапе повторения пройденного материала в группах решались задачи на «опасности» (на группу одна задача). По стенам классной комнаты были развешаны карточки с ответами на данные задачи, а на обратной стороне листа правила безопасного поведения дома (в соответствии вопросу группы учеников). После того, как дети решили задачу, они находили (сверяли с ответом) карточку с ответом. Учащиеся передвигались по классу, подпрыгивали, наклонялись, чтобы достать листы с ответами. Затем группа составляла правила безопасного поведения в быту по данной опасности (что надо делать, если произошла утечка газа? как обращаться с электроприборами? что делать, если случился потоп?).

Таким образом, использование на уроке режима динамических поз и режим моторной поисковой свободы, который направлен, в первую очередь, на укрепление позвоночников детей, позволяет устранять усталость и утомление учащихся, тем самым сохранять высокую работоспособность учеников и «свободный» поток получения и усвоения знаний о правилах безопасного поведения в быту, причинах пожара в квартире, правилах движения велосипедиста, знаках дорожного движения, способах ориентировки в лесу, правилах купания в открытых водоемах и др. в течение всего урока.

2) Использование знаний о безопасной жизнедеятельности в условиях расширения зрительно-пространственной активности учащихся на разных уроках.

Прием расширения зрительно-пространственной активности представляет собой работу с расположенными на стенах классной комнаты карточками (карточки с соответствующими знаниями о безопасной жизнедеятельности). Руки учащихся вытянуты перед грудью, одна ладонь лежит на другой - «стрелочки». По просьбе учителя дети выполняют ряд заданий: отыскивают взглядом в классе нужную карточку с ответом; затем совершают поворот телом к данной карточке и вытянутыми вперед руками указывают направление на нужное слово либо картинку (Рис. 2).

Рис. 2

Например, на уроке русского языка по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе». При отгадывании загадок о видах транспорта, учащиеся указывали ответ с помощью «стрелочек» из рук. Затем с полученными отгадками составляли словосочетания по схеме:

(Городские автобусы, быстрые автомобили и т.п.). Полученные словосочетания склоняли по падежам.

На этом же уроке на этапе закрепления проводится аналогичная работа, но уже на другом учебном материале. На стенах учебной комнаты развешаны иллюстрации со знаками дорожного движения под номерами, и учащиеся на листочке со стихами о знаках дорожного движения сначала ставят рядом номера, соответствующие этим знакам, а затем 1 ученик читает стихотворение, а остальные указывают на знак дорожного движения. Из предложенных стихотворений дети выписывают любые 2, где встречаются имена прилагательные, и определяют род и число.

Этот прием заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. А также урок оживляется, возникают такие условия обучения, при которых наиболее благоприятно активизируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и др. Оригинальность подачи материала повышает эффективность учебной деятельности учащихся и создает положительный эмоциональный настрой учения, тем самым способствует эффективному усвоению знаний о безопасной жизнедеятельности.

3) выполнение учащимися заданий, составленных на основе знаний о безопасной жизнедеятельности с помощью тренажеров для снижения зрительной усталости на различных учебных дисциплинах.

Для этого использовались подвижные «сенсорные вертушки». Они располагаются в трех верхних углах учебной комнаты. На них учитель размещает слова. "Сенсорные вертушки" приводятся в движение, учащиеся начинают живо фиксировать взгляд по очереди на слова. При этом они совершают движение глазами, головой и туловищем (Рис.3).

Рис. 3

Например, на уроке технологии при повторении правил безопасной работы с ножницами детям предлагалось прочитать первые четыре слова на сенсорной вертушке и продолжить фразу:

1 круг: При работе не держи ножницы концами… (вверх)

2. круг: Следите за пальцами, чтобы они не попадали… (под лезвие ножа)

3 круг: Передавай ножницы в закрытом виде кольцами… (вперед).

на уроке русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов». На этапе закрепления изученного материала детям предлагалось «списать с сенсорных вертушек» алгоритм оказания первой помощи при таких травмах, как порез, перелом, растяжение, раскрыв скобки.

На сенсорных вертушках (1):

(На)ложить жгут на 3-5см выше раны, (на)ложить (по)вязку, (со)гнуть конечность

На сенсорных вертушках (2):

(О)ставить руку (в)покое, (не)делать никаких движений, сказать родителям, ждать (при)хода врача.

На сенсорных вертушках (3):

(На)ложить тугую (по)вязку, (по)ложить что-нибудь холодное, обратиться (к)врачу.

Таким образом, уроки проводились в режиме движения наглядного учебного материала и применения знаний о видах травм, правилах дорожного движения, о правилах безопасного поведения у воды и на воде, об аккуратном использовании острых инструментов и др. Все это способствует развитию у учащихся зрительно-моторной реакции, моментальной концентрации внимания; необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти.

В контрольном классе учебный процесс также проводился с учетом элементов ЗСТ: в условиях зрительно-пространственной активности, в режиме динамических поз, выполнялась гимнастика для глаз и др.

Далее учащимся обоих классов была предложена контрольно-срезовая работа 2, повторяющая сущность и методику контрольно-срезовой работы 1, но на новом содержании учебного материала. Анализ результатов представлен на слайде в виде диаграммы.

Таким образом, мы видим, что на высоком уровне качества знаний о безопасной жизнедеятельности находится 39,15% учеников экспериментального класса и 13,05% учащихся контрольного класса, на среднем уровне - 56,55 % и 60,9% соответственно, низкий уровень характерен для 4,35% учащихся экспериментального и 26,1% учащихся контрольного классов.

Сравним результаты первого и второго контрольных срезов у четвероклассников экспериментального и контрольного классов.

Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе на 26, 1% увеличилось количество учащихся, находящихся на высоком уровне качества знаний (с 13,05% - после первого среза до 39,15% - после второго, то есть на 26,1%). За счет этого снизилось количество учащихся на среднем уровне. В контрольном классе положительная динамика наблюдается, но не столь явно.

Полученные данные показали, что благодаря проведенной работе в экспериментальном классе качество знаний о безопасной жизнедеятельности повысилось. Для учащихся, находящихся на высоком уровне, характерно: владение программными знаниями о безопасной жизнедеятельности, такими как, безопасное поведение дома, на улице, в общественном месте; правила дорожного движения; правила пожарной безопасности, поведение при пожаре дома, в школе; поведение на природе и др.; прочное сохранение в памяти всех этих знаний; осмысленное, верное и самостоятельно выполнение предложенных заданий; способность применять знания о безопасной жизнедеятельности в новой незнакомой ситуации и делать достаточно обоснованный вывод.

Таким образом, использование элементов здоровьесберегающих технологий оказало положительное влияние на качество усвоения знаний о безопасной жизнедеятельности у младших школьников, что свидетельствует о подтверждении гипотезы исследования.

Список литературы

  1. Бакарченко Е.А. Снятие зрительного напряжения // Начальная школа. - 2009. - №9. - С.64-66.
  2. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников // Классный руководитель. - 2007. - №5. - С.5-18.
  3. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С.98-102.
  4. Васильева Т.П. Реализация возможностей воспитания здорового образа жизни у младших школьников. - Череповец: ЧГУ, 2001. - 54с.
  5. Васильева Т.П. Технология воспитания здорового образа жизни у младших школьников. - Череповец: ЧГУ, 2006. - 204с.
  6. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. науч. ред и сост. А.А.Грицанов. - М.: АСТ, Ми.: Харвест, 2001. - 1312с.
  7. Горячев В. О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф.Базарного Школа доктора Базарного http://www.hrono.ru/libris/lib_g/goryachev5.html
  8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 152с.
  9. Закон Российской Федерации "О безопасности" - 1992 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. № 2288) http://iso27000.ru/zakonodatelstvo/federalnye-zakony-rf/zakon-o-bezopasnosti
  10. Камакин О.Н. Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения // Классный руководитель. - 2007. - №5. С.108-119.
  11. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 75-79.
  12. Качество знаний учащихся и пути их совершенствования/ Под ред. Скаткина М.О.: Педагогика, 1978. - 208с.
  13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007. - 304с.
  14. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://www.openclass.ru/io/9/kostenko
  15. Красилов В.М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 6. - С. 306-314.
  16. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. - М., 2000.- 346 с.
  17. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: Наука, 1972.-190с.
  18. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С.56-59.
  19. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 192с.
  20. Никитина О.В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://saripkro.ru/konf_psi/p13aa1.html
  21. Остапова Т. П. Здоровьесберегающие технологии как способ повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения в начальной школе http://kupinos.narod.ru/APO7.htm
  22. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение. - 2004. - №1. - С.2-7.
  23. Реализация здоровьесберегающих образовательный технологий в учебном процессе http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm
  24. Синякова В.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 4 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 208с.
  25. Соколова О.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии http://www.shkolnymir.info/